На днях в конференц-зале отеля «Doubletree by Hilton» прошел круглый стол «Что является локомотивом развития экономики в Новосибирске». Инициатором мероприятия выступило известное издание «Континент Сибирь», а участие в обсуждении приняли начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько, директор по спецпроектам ОАО «Катод» Алексей Енин, председатель совета директоров ОАО «Экран» Павел Бобошик, председатель правления НП «Деловой клуб СЭР» Валерий Эдвабник, заместитель генерального директора по экономике ПАО «Сиблитмаш», депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Лариса Шашукова и ряд других экспертов, хорошо знакомых с вопросом.
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто, достаточно изучить статистику. Тем более, совсем недавно городская промышленность уже подводила итоги работы за первые месяцы этого года и мы рассказывали вам об этом. Но так ли всё просто и очевидно, попробуем разобраться.
Согласно озвученным на этом совещании данным, лидирующие позиции в нашем городе занимает пищевая промышленность. Хорошие (на удивление) показатели демонстрируют текстильная и обувная отрасли. И традиционно (для последних лет) отмечается рост производства на ряде оборонных предприятий. Однако что стоит за хорошими показателями указанных отраслей. Для предприятий ОПК базой роста стал большой оборонный заказ в рамках государственной программы вооружений «ГПВ-2020». Сегодня государство щедро тратится на перевооружение армии, но эта программа имеет четко ограниченные сроки действия. И уже сейчас власть в открытую требует от «оборонщиков» искать источники заказов в сфере гражданского производства. Получится ли это – разговор отдельный и мы к нему еще вернемся. Пока же просто отметим – экономические успехи предприятий ОПК сегодня обеспечены кратковременными факторами.
Не лучше ситуация у предприятий легкой промышленности. Производители обуви и одежды откровенно признают: сохранять конкурентоспособность на рынке им помог обвал рубля. Но низкая себестоимость в таких условиях сопровождается низкими же зарплатами (и соответственно, оттоком кадров), а также отсутствием серьезных вложений в модернизацию оборудования. Пищевикам заметно помогли ответные санкции в отношении импортных продуктов и опять же падение курса национальной валюты. Вот только, как вы понимаете, все эти «плюсы» тоже имеют краткосрочный характер и вряд ли способствуют развитию указанных отраслей даже в среднесрочной перспективе.
В чем же тогда заключаются перспективы для экономики крупнейшего сибирского мегаполиса? Для начала стоит согласиться с тезисом, озвученным на круглом столе Валерием Эдвабником:
– Когда мы говорим о «локомотиве» мы подразумеваем производство или направление, которые за счет своего развития могут вытащить за собой остальные отрасли городского хозяйства. И таких потенциальных «локомотивов» в Новосибирске сегодня, увы, нет. Но есть потенциальные «драйверы»: предприятия, которые могут стимулировать экономический рост, привнести в городскую экономику новые импульсы развития. И искать их следует в сфере высокотехнологичных инноваций.
О ряде проектов, которые могли бы сыграть эту роль, рассказали участники круглого стола.
Сверхчувствительный томограф
Мы не раз рассказывали о новосибирском предприятии «Катод», которое выпускает электронно-оптические преобразователи (ЭОП), в свою очередь являющиеся основой для выпуска приборов ночного видения. Благодаря уникальным разработкам этого предприятия – ЭОП 4-го и 5-го поколений – Новосибирск сегодня считается одним из мировых лидеров в этом направлении. Но новосибирские приборостроители не спешат «почивать на лаврах» и постоянно ищут новые направления работы. Например, участвовали в создании нейтринного телескопа, который установлен на Байкале. Причем, именно на «Катоде» делалась самая главная начинка этого телескопа – та, которая позволяла фиксировать эту загадочную и почти неуловимую элементарную частицу – нейтрино. А теперь, как рассказал Алексей Енин, на предприятии рассматривают проект по использованию военных разработок для производства уникального медицинского оборудования.
– Мы несколько лет разрабатывали технику, работающую с ультрафиолетовым спектром. Первые приборы создавались для защиты летательных аппаратов от поражения ракетами. Они оказались очень востребованными, так что мы рассчитываем на хорошие заказы в этом направлении. Но на этом их применение не исчерпывается, эта технология оказалась востребована в сфере производства медицинского оборудования. И сегодня мы участвуем в проекте по созданию первого российского позитронно-электронного томографа.
Как отметил Алексей Енин, магнитно-резонансными томографами (МРТ) сегодня оборудованы многие медучреждения, а вот таких томографов, которые по своим параметрам намного превосходят установки МРТ, на всю страну – считанные единицы. И это исключительно импортное оборудование. И стоимость обследования на них начинается от 60 тысяч рублей. Получается, проект, в котором пригласили участвовать «Катод», должен сделать эту процедуру более доступной для граждан, и в географическом, и в ценовом смысле. А для предприятия это еще и возможный крупный заказ, потому что в каждом томографе будет стоять порядка 200 датчиков, которые будут производить в Новосибирске. Если же смотреть дальше, то получается, «Катод» в данном случае выходит на новый для себя рынок медицинского оборудования, который по своим объемам вполне сопоставим с рынком вооружений.
Большие перспективы малой авиации
Еще один интересный проект недавно стартовал в стенах СибНИА и касается он малой авиации. В нашей стране эта отрасль развита мало, скорее наоборот – в последние десятилетия переживает упадок. А в мире – картина обратная (например, в США до 80 % доходов приходится как раз на долю малой авиации). Но в последние месяцы ситуация начала меняться и новосибирский исследовательский институт оказался в числе активных участников этого процесса. Правда, как отметил Алексей Серьёзнов, для этого им пришлось серьезно переформатировать свою работу:
– Наш институт создавался как испытательный центр для авиационной техники, и мы на протяжении многих десятилетий занимались только этим, то есть, говоря современным языком, оказывали услуги. Но в последние годы (во многом из-за коллапса отечественного авиастроения) институт был вынужден искать новые ниши на рынке. В частности – возможности и для выпуска собственной продукции.
По словам Серьёзнова, решить эту задачу удалось благодаря вхождению в госпрограмму развития гражданской авиации. СибНИА смогло приобрести уникальное высокотехнологическое оборудование (не имеющее аналогов в России) и освоить выпуск современных композитных материалов, применяемых в самолетостроении. Тяжелее было с двигателями для легких летательных аппаратов: их и при СССР производили немного, а в России выпуск практически прекратился. Тем более не велась разработка современной техники данного типа. В результате даже сегодня самолеты АН-2 летают с двигателями, сконструированными еще в 1933 году. Но, после долгих и сложных переговоров, удалось договориться об открытии на территории нашей страны производства двигателей по американской технологии.
В итоге, уже в следующем году СибНИА готово представить два готовых прототипа малых самолетов. Первый – 9-местный самолет, полностью выполненный из композитных материалов и с новым экономичным двигателем. Ожидается, что по основным показателям он будет примерно в два раза превосходить свой ближайший аналог – уже упоминавшийся АН-2. В частности, если посадочная скорость нашего «кукурузника» примерно 80 км/час, то у нового самолета она будет в районе 40 км/час. Да и в управлении он станет проще. А это намного облегчает обучение пилотированию. Но при этом он будет пригоден к эксплуатации в условиях Севера и других неблагоприятных климатических зон. Второй образец – 19-местный самолет класса Як-40. Он также будет обладать углепластиковым фюзеляжем, более практичными двигателями. И заложенные в конструкцию показатели также позволят ему успешно конкурировать на мировом рынке.
– А теперь каждый может задать вопрос, – заключил Серьёзнов. – Ну и что, сделаете вы прототип и что дальше?
По идее, дальше мы должны продать технологию для дальнейшего производства неким инвесторам. Так происходит в мире. У нас, увы, ситуация иная. Без вмешательства государства такое производство сегодня развернуть в России невозможно. Переговоры в этом направлении идут. И мы имеем основания надеяться, что подобный завод будет создан у нас в Новосибирске. А поскольку речь идет о производстве новых моделей, то выпускать и модернизировать их можно будет долго. К тому же спрос на малую авиацию, как я говорил, во всем мире очень большой.
Координатор и заказчик
Упомянутыми проектами список потенциальных инновационных «драйверов» не исчерпывается. О некоторых напомнил в своем выступлении Александр Люлько: это и нанокерамика, выпускаемая «НЭВЗ-Союз», и троллейбус с автономным ходом (его «начинку» также делают в Новосибирске), и ряд других проектов. Также Александр Николаевич рассказал о той поддержке, которую может оказать потенциальным «драйверам роста» его департамент:
– Конечно, наши возможности оказывать прямую финансовую поддержку запуску новых высокотехнологичных производств серьезно ограничены. Но мы можем помогать иначе. Во-первых, мы регулярно создаем площадки, на которых разработчики представляют свой продукт, а также находят потенциальных заказчиков и партнеров. В качестве примера могу привести форумы «Городские технологии» и «Инновационная энергетика». По их итогам уже стартовало несколько проектов. Один из них – ремонт участка дороги по инновационной технологии в Академгородке – широко освещался прессой, но есть и другие. И когда они заработают в полном объеме, они тоже принесут свой положительный результат. Кроме того, не надо забывать, что большой город сам по себе может быть крупным заказчиком. Сейчас мы совместно с другими департаментами формируем перечень потребностей городского хозяйства, чтобы затем заказывать необходимое преимущественно у наших же производителей, а не закупать аналоги откуда-то издалека. А вы прекрасно понимаете, что для большинства инноваций выход на рынок становится серьезным барьером. И мы, тем самым, способствуем его преодолению. И одновременно будем улучшать качество жизни горожан.
Тема качества жизни звучала на круглом столе еще несколько раз. И лучше всего ее связь с развитием экономики и «драйверами роста» сформулировал Валерий Эдвабник:
– Нам надо развивать среду, город в целом. И тогда проекты, которыми стоит гордиться, которые станут «драйверами», будут рождаться в этой среде сами.
Георгий Батухтин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии