Рецепт успеха – быть в числе первых


Рецепт успеха – быть в числе первых
17 ноября 2014

Этой осенью новосибирское предприятие «Катод» отметило сразу две круглых даты. 55 лет назад, в 1959 году, на заводе «Экран» было создано особое конструкторское бюро (ОКБ), с которого и началась история предприятия. А 20 лет назад ОКБ превратилось в ОАО «Катод» и отправилось в «самостоятельное плавание». И хотя «Катод» известен среди горожан не так хорошо, как признанные «флагманы» новосибирской «оборонки», такие как завод им. Чкалова, но среди специалистов во всем мире он пользуется заслуженным уважением.

На протяжении десятилетий основным направлением работы предприятия остается изготовление электронно-оптических преобразователей (ЭОП). ЭОП – это прибор, превращающий невидимое глазом изображение объекта в видимое. На основе ЭОПов создаются приборы ночного видения (ПНВ), которые сегодня очень востребованы как в военной, так и в гражданской сфере.

Круглая дата – хороший повод вспомнить прежние достижения и рассказать о планах на будущее, что мы и попросили сделать заместителя генерального директора ОАО «Катод» Вадима Локтионова.

Вспомнить прежние достижения и рассказать о планах на будущее мы попросили заместителя генерального директора ОАО «Катод» Вадима Локтионова – Вадим Владимирович, Ваше предприятие с самого начала работало в этом направлении или к нему пришли позднее?

– Изначально ОКБ занималось разработкой кинескопов для нужд отечественной телевизионной промышленности. Но позже наш руководитель Владимир Ильич Локтионов выбрал другое, более приоритетное направление. В то время в армиях ведущих стран мира все шире распространялись приборы ночного видения. Здесь открывались хорошие перспективы, и наше бюро занялось разработкой ЭОП, тогда еще первого поколения. Выбор оказался правильным и вот уже два десятилетия это направление для нас приоритетное.  За это время мы разработали и наладили выпуск трех поколений приборов, а со следующего года приступаем к выпуску ЭОП четвертого поколения. Различаются они своими возможностями. Если первые приборы позволяли видеть в темноте на небольшой дистанции, при чистом небе и свете луны, то современные ЭОП позволяют рассмотреть объекты с большого расстояния в ночи при любой погоде.

– Многие предприятия ОПК не смогли пережить последствия перестройки и реформ 90-х годов. Для Вашего предприятия наоборот – эти годы стали началом самостоятельной истории. Как вам это удалось? 

– Действительно, в 1994 году мы стали самостоятельным предприятием. Но нельзя сказать, что мы прошли эти годы без потерь.  1990-е годы выдались очень тяжелыми, были большие кадровые потери, до сих пор мы имеем «поколенческий провал». У нас работали те, кто пришел еще при СССР и молодежь, а среднего возраста практически не было. Но эта ситуация в последние годы меняется в лучшую сторону. Кроме того, мы были чисто конструкторским предприятием, одни кульманы, никакого оборудования для организации производства, а кадры – в основном научные сотрудники. И нужно было, в тех непростых условиях,  быстро развернуть производственные линии. Конечно, помогал большой творческий и интеллектуальный потенциал наших сотрудников.

Чтобы выживать, мы брались за совсем неожиданные, но престижные заказы. Например, участвовали в создании нейтринного телескопа, который установлен на Байкале. Причем, именно на «Катоде» делалась самая главная начинка этого телескопа – та, которая позволяла фиксировать эту загадочную и почти неуловимую элементарную частицу – нейтрино. 

Но главное было, конечно, сохранить профильное производство и исследовательскую базу для его развития. Эту задачу мы решили. Во многом благодаря сотрудничеству с Институтом физики полупроводников, оно продолжается уже больше десяти лет. Причем, это именно сотрудничество, мы не берем готовые решения, а создаем совместные разработки, учитывающие нашу специфику. И в результате, сегодня мы выпускаем продукцию, которая востребована многими производителями ПНВ. В Новосибирске мы плотно сотрудничаем с заводом «Швабе – Оборона и защита» (бывший Новосибирский приборостроительный завод). Часть нашей продукции – это собственные ПНВ гражданского применения. Их закупают силовые структуры, охранные предприятия и гражданские лица, например, охотники. И спрос постоянно растет. За последние пять лет нами было выпущено 100 тысяч приборов. Это очень большой объем для такого предприятия, как «Катод».

– А за рубеж ваша продукция идет?

– Да, причем довольно большая часть – порядка 40 процентов. Покупают ее во многих странах, среди покупателей есть даже США и Канада. Об этом особенно приятно говорить, потому что США претендуют на роль мирового лидера в сфере производства ЭОП, но мы, получается, не отстаем. А будь у нас такая же финансовая поддержка, вполне вероятно, что мы бы обогнали заокеанских коллег.  

– Как на работе предприятия сказываются западные санкции?

– На сбыте нашей продукции они не сказались никак – на Западе себя наказывать не будут, и никакие ограничения на наши приборы не распространяются. Проблемы возникают при закупке комплектующих или сырья у зарубежных поставщиков. Таможенники Евросоюза постоянно требуют все новые и новые доказательства того, что купленное нами не будет использовано в военной продукции. И часто преодоление этих препон требует массу времени и усилий.

– Экономика страны переживает сегодня не лучшие времена. Грозит ли Вашему предприятию новый спад, как было в 1990-е?

–  Наоборот, мы планируем дальнейший рост производства и небезосновательно. Во-первых, мы вошли в программу «Ратник», причем, в качестве основного поставщика ЭОП. Эта программа, нацеленная на создание современной амуниции для вооруженных сил страны, подразумевает решение многих научно-исследовательских и конструкторских задач. И много внимания уделяется оптическим приборам.

Современная амуниция должна обеспечивать солдата картиной происходящего в любых условиях и одновременно – транслировать полученную информацию в штаб, позволяя командиру взглянуть на бой глазами бойца. Решать эти задачи будет, в том числе, и наше предприятие и уже со следующего года мы рассчитываем на серьезные заказы в этом направлении.

Во-вторых, благоприятствует нам и мировая конъюнктура. Если последние три года наблюдался спад спроса на приборы ночного видения, то теперь ситуация меняется. Международная обстановка накаляется, число локальных конфликтов растет. А следом растет спрос на ПНВ.

Одновременно сохраняется стабильно высокий спрос на гражданскую продукцию. Охотники вообще наши любимые потребители, потому что от них мы получаем самую быструю обратную связь. Человек купил наш прибор, пошел на охоту и отписался нам о своих впечатлениях. А мы, опираясь на них, корректируем свою работу. Ведь у нас по-прежнему почти половина прибыли тратится на научно-исследовательскую работу. И это главный залог того, что предприятие сохраняет и упрочивает свои позиции на российском и мировом рынках.

 

Георгий Батухтин