Еда, электрооборудование и транспортные средства

На днях в пресс-центре ТАСС (Новосибирск) состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению итогов работы промышленных предприятий Новосибирска за прошедшее полугодие. Мероприятие было организовано по инициативе департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска. В числе приглашенных – руководители ведущих предприятий города, в основном – представители «оборонки».

Примечательным моментом стали некоторые цифры, озвученные в выступлении начальника департамента – Александра Люлько. Мы привычно ассоциируем промышленность Новосибирска с машиностроением и высокими технологиями.

Однако если исходить из прозвучавших на «круглом столе» данных, лидирующие позиции в нашем городе занимает ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Согласно приведенным цифрам, в первом полугодии ее удельный весь составил 32,3 процента! То есть почти треть! Это вдове больше, чем производство электроники, оптики и электрооборудования (15,3%) и еще больше, чем производство транспортных средств (14%).

Если судить по темпу роста отгруженных товаров за январь-июнь 2016 года, то к аналогичному периоду предыдущего года объемы производства пищевых продуктов составили 124,6%. Производство электрооборудования, правда, выросло чуть больше – 134,2%. Но, в принципе, новосибирская «пищёвка» показывает пока достаточно хорошую динамику (в отличие, например, от металлургического производства и деревообработки).

При этом важно отметить заметное изменение самой структуры потребления новосибирцами пищевой продукции. Первое, что бросается в глаза, – резкое увеличение объемов производства мяса птицы и куриных субпродуктов (125,7%). По данным Новосибирскстата, фактические объемы только за январь-апрель 2016 года составили 23840 тыс. тонн. Надо сказать, что с производством куриного мяса в целом по стране дело обстоит неплохо. Если во времена СССР куриное мясо было в дефиците и стоило дороже говядины, то теперь всё выглядит с точностью до наоборот. Александр Люлько заметил по этому поводу: «Что касается мяса домашней птицы, то еще до всяких санкций у нас уже вытеснили так называемые “ножки Буша” наши, российские предприятия». По его мнению, санкции в определенной мере оказали стимулирующее воздействие на рост пищевой промышленности. В частности, птицефабрика «Октябрьская» последовательно наращивает объемы производства куриного мяса и изделий, заметно влияя на общие показатели.

По мнению Александра Люлько санкции в определенной мере оказали стимулирующее воздействие на рост пищевой промышленности Надо признать, что не в последнюю очередь это связано с тем, что жители Новосибирска стали в последние годы всё активнее налегать на курятину. На мой взгляд, это напрямую коррелирует с тем, что параллельно снижаются объемы производства мяса убойных животных (84,2% к тому же периоду предыдущего года) и колбасных изделий (85,4%). Производство мясных полуфабрикатов практически не увеличилось и очень серьезно сократилось производство мясосодержащих кулинарных изделий (59,4% к предыдущему году). Кроме того, сократились объемы рыбы и рыбных консервов (83,7%), плодоовощных консервов (94%) и самое интересное – немного сократились объемы хлеба и хлебобулочных изделий (98,4%).

Зато выросли объемы производства круп и муки грубого помола (123,1%), кондитерских изделий (107,4%), а также производство пива (103,3%). Отрадный факт для наших времен – рост в Новосибирске производства сыров (108,1% к аналогичному периоду прошлого года).

Умалять значение для Новосибирской промышленности значение «пищевки», думаю, никому не придет в голову. Надо ли говорить, что всё произведенное здесь активно реализуется как раз на внутреннем рынке. Судя по приведенным цифрам, новосибирские игроки продовольственного рынка хорошо улавливают изменения конъюнктуры и очень оперативно на нее реагируют. Уместно в связи с этим вспомнить, как два года назад мэр Новосибирска Анатолий Локоть провел на птицефабрике «Октябрьская» открытое совещание, где как раз ставился вопрос о том, что в связи с неизбежным подорожанием свинины и говядины необходимо подумать о повышении производства курятины, спрос на которую в новых непростых условиях должен будет заметно вырасти. Собственно, именно так всё и произошло.

Также необходимо отметить достаточно смелые новосибирские стартапы, связанные с производством сыров по итальянским технологиям. Случайным образом они практически совпали с началом правительственных «антисанкций» в отношении импортной продукции. То есть производители сыров очень удачно воспользовались ситуацией.

В то же время нельзя не отметить того факта, что в текущем году инвестиции в производство пищевых продуктов выглядят достаточно скромно на фоне инвестиций в другие сектора. Их доля составила всего восемь процентов. Для сравнения: доля инвестиций в электрооборудование составляет 27,2%, доля инвестиций в производство транспортных средств – 26,0%, доля инвестиций в металлургическое производство – 11,1 процента. Возможно, это связано с тем, что продуктовый рынок Новосибирска и без того насыщен товаром местного производства. Жители города и области, как мы понимаем, чисто физически не в состоянии поглотить более высокие объемы. Замещать же здесь практически нечего (почти всё, что можно, уже давно замещено, вплоть до «Моцареллы»). А выход на рынки других регионов ставится во главу угла далеко не всеми игроками. Тем более вряд ли производители новосибирской «Моцареллы» всерьез рассчитывают на завоевание зарубежных рынков. То же касается, конечно же, и производителей пива.

Другая ситуация складывается для производителей электрооборудования, электроники и оптики. Надо ли говорить о том, что речь в данном случае идет о предприятиях, так или иначе связанных с оборонной промышленностью, производящих либо военную продукцию, либо продукцию двойного назначения. Для руководства страны поддержка таких предприятий – вопрос конкуренции с Западом, а для руководства Новосибирска – вопрос престижа и поддержания статуса «интеллектуальной столицы» Сибири. И совсем не исключено, что рост инвестиций в данный сектор напрямую связан с оборонным заказом.

Разумеется, такая поддержка предприятий со стороны государства идет экономике города на пользу. Однако необходимо учитывать, что постоянные государственные финансовые вливания могут «отучить» руководителей предприятий заниматься рынком, особенно в том случае, если их продукция подпадает под международные санкции, и эти рынки  грубо закрываются. В этих условиях государственная поддержка действует подобно инъекции. И вопрос лишь в том, насколько длительным и объемным будет государственное участие в судьбе подобных предприятий. Такую поддержку, безусловно, лучше использовать именно для того, чтобы закрепиться на рынке.

Насколько этим воспользуются наши «оборонщики», насколько они смогут заполнить чисто гражданские сектора своей продукцией – вопрос отдельный. В отличие от них, продукция «пищевиков» востребована ежедневно чуть ли не каждым жителем города. А вот что дают рядовому потребителю наши высокотехнологичные предприятия – пока еще многим из нас не так хорошо известно, как хотелось бы.

В свете сказанного нельзя не отметить неплохие результаты и в легкой промышленности Новосибирска, например, в швейном и текстильном производстве. Александр Люлько особо заострил внимание на этих секторах, отметив, что производители одежды уже в состоянии конкурировать с Китаем. Причем, важно то, что и «пищевка», и легкая промышленность растут в основном за счет чисто рыночных механизмов (госзаказы имеют место быть, конечно же, но они там не делают погоды). Если указанная тенденция сохранится, и Новосибирск сумеет насытить рынок еще и собственным ширпотребом, то его статус «оплота» оборонной промышленности будет уже не столь актуален, как раньше. Наша городская промышленность выйдет на сугубо «мирные» рельсы. 

Олег Носков