Страсти по углю

Почему-то до сих пор в сознании наших так называемых «общественников» угольная генерация выглядит как тяжкое наследие прошлого, от которого непременно нужно отказаться в пользу природного газа. А уж когда речь заходит об обратном процессе – о переводе газовых котельных на уголь, то это уже считается откровенным регрессом и технической деградацией.

Не так давно (о чем мы уже писали) общественность Новосибирска была взбудоражена намерением компании СИБЭКО (контрольный пакет которой принадлежит теперь СГК) перевести ТЭЦ-5 на бурый уголь, в чем жители нашего города усмотрели экологическую угрозу. Масло в огонь подливали красноярские общественники, которые плохую экологию Красноярска напрямую увязали с угольной генерацией. Под раздачу попали, конечно же, станции СГК, работающие на буром угле. Общественники обращают внимание на то, что угольным разрезом и станцией, где этот «некачественный» уголь сжигается, владеет одно и то же лицо.  По этой причине якобы тормозится перевод энергетических объектов на газ, так как такая схема очень невыгодна собственнику. В общем, жадность капиталиста тормозит технический прогресс и обрекает простых людей на страдания – таков рефрен дежурных выпадов против использования данного вида топлива.

Надо ли удивляться, что новосибирские общественники, в свою очередь, восприняли известие о буром угле с той же долей недоверия и скепсиса? Дескать, мало того, что у нас затягивается процесс газификации, так еще и «хороший» уголь пытаются заменить на «плохой». Журналисты в пылу полемики  даже слегка преувеличили намерения монополиста, включив в список еще два объекта – ТЭЦ-2 и ТЭЦ-4. Это недоразумение как нельзя лучше подчеркивает нежелание некоторых корреспондентов углубляться в чисто технические аспекты данной проблемы.

Как разъяснил эту ситуацию научный руководитель Института теплофизики СО РАН академик Сергей Алексеенко, старые ТЭЦ очень сложно перевести на бурый уголь, даже при всем желании. ТЭЦ-5, будучи более современной, изначально проектировалась под инновационное водно-угольное топливо (ВУТ). Благодаря такой «технологической гибкости» ее проще модернизировать в новых условиях, чего не скажешь о других новосибирских ТЭЦ. «Тот, кому удастся перевести ТЭЦ-2 на бурый уголь, достоин Нобелевской премии», - пошутил ученый.

Говоря о модернизации в связи с переходом на «некачественный» уголь, мы ничуть не впадаем в противоречие. К сожалению, в сознании общественников, ратующих за переход на природный газ, укоренился один навязчивый стереотип. Так, они полагают, что технический прогресс в энергетике каким-то образом увязан с заменой «некачественного» сырья на «качественное». Именно поэтому им кажется, будто отказ от угля в пользу природного газа будет для нас несомненным шагом вперед. На самом деле техническое развитие подразумевает здесь способность эффективно и экологически безопасно использовать как раз «грязные» виды топлива. Нет большой интеллектуальной работы в том, чтобы заменить относительно дешевый уголь дорогим газом. Это, образно говоря, - задачка для «троечника». Задача для «отличников» - это когда вы в состоянии газовую станцию перевести на уголь так, чтобы она продолжала работать с прежней эффективностью, не давая при этом вредных выбросов.

Фактически, научно-техническая мысль четко движется в указанном направлении, создавая технологии эффективного сжигания не только «плохого» угля, но даже органического мусора и бытовых стоков. Способность превратить «отходы в доходы» красноречивее всего характеризует уровень технологического развития. Напомним, что в советское время создание газовой генерации считалось временным решением, своего рода переходным периодом к более современным и наукоемким технологиям. За этот период ученые должны были придумать более прогрессивные технологии сжигания угля и тому подобного относительно дешевого топлива. Стратегически это был правильный ориентир, особенно учитывая то обстоятельство, что в нашей стране выработка тепла (а не только электричества) является жизненно важной задачей. Просто так сжигать для этой цели природный газ было бы большой расточительностью. Таких примеров у нас достаточно много, но вряд ли вменяемый специалист узрит в том прогрессивное явление. Кстати, планы по использованию ВУТ на ТЭЦ-5 свидетельствуют о том, что в советском руководстве достаточно адекватно оценивали технологические тренды. И главное – большие надежды возлагали на научные разработки. Не без преувеличения можно сказать, что в Сибирском отделении сформировалась целая школа, которая как раз связывала свою творческую работу с развитием в стране угольной генерации.

В этой связи перевод ТЭЦ-5 на бурый уголь с научной точки зрения отнюдь не является каким-то прегрешением против прогресса. По мнению академика Сергея Алексеенко, такое решение со стороны представителей СГК «вполне нормальное». На мой взгляд, самым важным моментом этих планов является необходимость хоть как-то использовать научно-технический потенциал. Показательно, что именно сейчас между СГК и ИТ СО РАН намечается возможность сотрудничества. Речь пока не идет о каких-то соглашениях, однако уже сейчас просматривается заинтересованность производственников в научных разработках наших ученых. Учтем, что природный газ начинает «кусаться», а угольная отрасль в последнее время неожиданно оживилась.

Совсем недавно Минэнерго РФ заявил о необходимости создания прорывных технологий в угольной промышленности и о глубокой переработке угля. Похоже, угольная генерация получает шанс на «реанимацию» после двадцатилетней эпохи «морального доминирования» углеводородов.

Интересно, что наши ученые готовы взяться даже за переоборудование газовых котельных под инновационные способы сжигания угля. Одна из таких технологий (о которой мы неоднократно писали) связана с ультратонким помолом угля, когда он начинает гореть не хуже газа. Микропомол, утверждает заведующий лабораторией экологических проблем теплоэнергетики ИТ СО РАН Сергей Шторк, повышает эффективность использования угольного топлива и способствует значительному снижению выбросов сажи. Поэтому борцы за экологию в этом случае могут быть спокойны. Данная технология давно уже испытана на лабораторных стендах, однако руководители энергетических компаний (в частности, речь идет о СИБЭКО) долгое время от них отмахивались, опасаясь рисков и издержек. Теперь, в связи с «перестройкой», затеянной СГК, появляется возможность запустить соответствующий пилотный проект. Ученые, повторим еще раз, к такой работе готовы. Кстати, в компании СИБЭКО подтвердили, что в настоящее время они рассматривают предложения от наших ученых относительно инновационного использования угля для газовых котельных. О конкретных решениях пока говорить рано. Тем не менее, начало диалогу положено.

Олег Носков