Интересное совпадение: 13 июня стало днем израильской атаки на Иран, грозящей повысить цены на нефть. И в тот же день в США Агентство по охране окружающей среды выкатило нефтеперерабатывающим компаниям более жесткие требования относительно доли биотоплива, которое необходимо добавлять в обычное дизельное топливо и бензин. Со следующего года эта доля должна увеличиться до 24 миллиардов галлонов – что на 8% больше, чем было запланировано на 2025 год.
Как подчеркивают аналитики (возможно, не без сарказма), это – первая важная веха Трампа в поддержке возобновляемых источников энергии в нынешнем году. По идее, новые квоты должны повысить интерес производителей к биотопливу. Не удивительно, что сразу же пошли в рост акции компаний, занимающихся производством таких продуктов. И что самое показательное, эти планы получили открытое одобрение с их стороны, что наводит на мысль о целенаправленном влиянии лоббистских групп.
Важно подчеркнуть, что установленные квоты вполне устраивают крупные нефтеперерабатывающие компании, давно уже установившие прочные связи с такими же крупными производителями биотоплива. В проигрыше остаются небольшие компании, не имеющие соответствующих производственных мощностей для смешивания. По мнению некоторых экспертов, в перспективе это может привести к упадку независимой частной нефтепереработки. А значит, цены на топливо могут вырасти – вопреки ожиданиям действующей администрации.
Возможно, российскому читателю трудно вникнуть в суть этих американских топливных коллизий, поскольку многим из нас не совсем понятна история с квотами на добавление биотоплива. Это происходит потому, что наша страна достаточно сильно отстает в развитии указанного направления. Дело в том, что в США (и не только) давно уже разбавляют традиционные жидкие топлива из нефти (дизель и бензин) жидким горючим из растительного и иного «возобновляемого» сырья.
С начала нынешнего столетия рост производства биотоплива в США оказался стремительным. Не в последнюю очередь это было связано с установлением так называемого Стандарта на Возобновляемое Топливо (Renewable Fuel Standard). В первом десятилетии указанный рост ознаменовался быстрым увеличением производства этанола из кукурузы. К 2010 году использование кукурузы для производства спирта стабилизировалось, а впоследствии его доля стала слегка снижаться на фоне роста производства биодизеля на основе биомассы.
Естественно, данная отрасль начала столь бурно развиваться как раз благодаря тому, что государство давало ей «зеленый свет», всячески стимулируя и поощряя (не забывая и о методе «кнута», конечно же). Так, Стандарт на Возобновляемое Топливо прямо предполагал постепенную замену традиционного дизельного топлива из нефти топливом из возобновляемых ресурсов. С 2007 года компании, занятые нефтепереработкой, были обязаны учитывать эти «альтернативные» ресурсы. Им надлежало либо самим заняться таким видом производства (то есть, выражаясь научно, диверсифицировать свой бизнес), либо оплачивать соответствующие суммы, измеряемые в единицах этого самого «возобновляемого» топлива. Именно таким путем в США формировался рынок «альтернативного» горючего. Результаты не заставили себя ждать. Если в 2006 году объемы произведенного биотоплива составляли четыре миллиарда галлонов, то уже к 2022 году они выросли до 36 миллиардов галлонов.
Первоначально большая часть обязательств выполнялась за счет кукурузного этанола. Он до сих пор является доминирующим видом биотоплива на территории США, но его доля, как мы сказали, постепенно уменьшается. Производят его путем обычной дистилляции спиртосодержащей «бражки», полученной из ферментированного кукурузного крахмала. В других странах его чаще всего получают из древесной целлюлозы, но в США в дело в основном пускают кукурузу (вспомним о государственной поддержке фермеров). По данным американского Министерства энергетики, примерно 98% коммерческого бензина в Соединенных Штатах содержат такой этанол.
Обычно его доля в горючей смеси не превышает десяти процентов. Однако это дает повод для критики: ведь производство этанола сопряжено с энергетическими затратами. В чем тогда выгода? Представители Минэнерго парируют эти выпады тем, что биоэтанол из кукурузы имеет «положительный энергетический баланс», то есть при сжигании он дает больше энергии, чем было затрачено на его производство. Чтобы оценить масштабы, отметим, что в 2012 году для производства биоэтанола было использовано примерно 40% кукурузы, выращенной в этой стране.
В последнее время кукурузные этанол стал слегка сдавать позиции другим видам биотоплива – так называемому биодизелю и возобновляемому дизельному топливу. Оба они получаются из различных видом масел или жира. Биодизель можно смешивать с обычным дизельным топливом из нефти в соотношении один к пяти (не больше). Использование такой смеси не требует специальной перенастройки двигателя. Что касается возобновляемого дизельного топлива, то химически оно идентично обычному дизельному топливу, благодаря чему его можно использовать в чистом виде без всякой перенастройки двигателя и даже транспортировать по трубопроводам.
В США для производства указанных видов биотоплива в основном используется соевое масло, хотя производить их можно и из других видов сырья – пальмового масла, кукурузного масла, рапсового масла, отработанного растительного масла (которого много в ресторанах) и даже из свиного жира. Если говорить о соевом масле, то в США его доля в производстве указанных видов топлива к 2022 году составила почти 45% от общих объемов всего соевого масла, производимого в этой стране. Как мы понимаем, это еще один весомый вклад в поддержку американского сельхозпроизводителя (помимо тех, кто выращивает кукурузу).
Как видим, администрация Трампа намерена выдерживать эту линию, и даже дополнительно содействовать увеличению объемов производства биотоплива. Насколько это экономически оправданно, обсуждать не будем. Возможно, использование пищевого сырья – не самое лучшее решение, даже если оно выгодно сельхозпроизводителям. В то же время использование альтернативных видов жидких топлив, получаемых из возобновляемой органики, – весьма позитивный тренд, особенно в том случае, если здесь применяется непищевое сырье (да еще в виде отходов).
В этой связи напомним об одной разработке ученых новосибирского Академгородка, которая имеет значение как раз в указанном контексте. Мы писали об этом примерно десять лет назад. Речь идет о технологии производства биоэтанола из соломы, разработанной учеными Института химии твердого тела и механохимии СО РАН. Солому измельчали на специальных мельницах, затем особым способом отделяли фракции, содержащие целлюлозу, от фракций, содержащих лигнин. Фракции, содержащие целлюлозу, подвергались ферментации (после разбавления водой), после чего полученная спиртосодержащая жидкость («бражка») шла на дистилляцию. Аналогичные эксперименты проводили не только с соломой, но и с другими растительными отходами. Учитывая объемы этих отходов, разработанная сибирскими учеными технология производства биоэтанола на их основе являлась очень важным прецедентом.
Как мы понимаем, чтобы поддержать развитие данного направления, нашей стране не помешал бы некий аналог американского Стандарта на Возобновляемое Топливо. Смеем надеяться, что в этом плане администрация Трампа способна подать хороший пример и нашим властям.
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии