Наш особый «зеленый» путь

Начнем с очередного «исторического» события. В октябре этого года Германия окончательно и бесповоротно отказалась от мирного атома, взорвав 160-метровые охладительные башни бывшей атомной электростанции Гундремминген в Баварии. Именно здесь в 1966 году был запущен первый немецкий атомный реактор. Энергоблок остановили еще четыре года назад. И, наверное, чтобы ни у кого в будущем не возникло искушения запустить его заново, электростанцию целенаправленно уничтожили до основания.

Самое интересное, что эти «прогрессивные» шаги происходят на фоне недавних заверений нынешнего канцлера Мерца насчет полного отказа от российских энергоносителей. Совмещение двух этих новостей создает поистине сюрреалистическую картину, в которой некогда расчетливые и прагматичные немцы ведут себя подобно неразумным эмоциональным подросткам.

Возможно, именно Германию имел в виду Президент РФ Владимир Путин в своем пленарном выступлении на «Российской энергетической неделе-2025», говоря о нерациональной энергетической политике некоторых европейских руководителей. В этом плане Германия выступает как самый впечатляющий отрицательный пример для других стран, обдумывающих собственные стратегии развития. Возможно, российское руководство смогло кое-чему поучиться на этом примере, и потому у нас никому не приходит в голову крушить атомные электростанции или отказываться от природного газа (хотя и у нас находятся апологеты «зеленого курса» на европейский манер).

Как бы то ни было, упомянутое выступление Владимира Путина в какой-то мере расставило все точки над «i» в вопросе нашего энергетического будущего. Нефть, газ и уголь со счетов не сбрасывают. Мирному атому дают широкую дорогу. ВИЭ строят в разумных пределах. Никакого крайнего отклонения в какую-либо из сторон (хотя атомной энергетике будет уделяться больше внимания по чисто объективным причинам). То есть совершенно нет ничего общего с тем, что сегодня происходит в той же Германии, где откровенно помешались на «зеленой» тематике. 

При этом Владимир Путин уверенно заявляет о том, что российский энергобаланс является одним из «самых зеленых» в мире. По словам российского Президента, подавляющая доля электроэнергии в стране, а именно – 87% - вырабатывается с минимальным или даже с нулевым углеродным следом. Здесь имеются в виду газовая генерация, атомная генерация и в особенности – гидроэнергетика. Возобновляемые источники энергии также присутствуют, хотя ни в коей мере не доминируют. И такой цели, судя по выступлению Владимира Путина, в руководящих органах страны не ставится (хотя несколько лет тому назад именно к такому сценарию нас подталкивали некоторые «эксперты» и «советники»).

В общем, Президент РФ еще раз подтвердил, что наша страна не намерена двигаться тем путем, по которому двинулись страны ЕС. К чему это в итоге приводит, наглядно подтверждает пример Германии. В то же время российское руководство не демонстрирует неприятия климатической повестки, как это делает нынешнее руководство США. То есть, следуя словам Президента, ни Европа, ни Америка России здесь не указ.

Как отметил Владимир Путин, российские компании реализуют проекты «зеленой, долговечной генерации». Причем, не только в России, но и за рубежом. Так, при участии отечественных ученых, управленцев, инженеров реализовано более 400 проектов в сфере гидроэнергетики в 55 странах мира. Ведущей компанией здесь является компания «Русгидро».

Не менее важная роль в процессе энергетического перехода, полагает Президент, принадлежит компании «Росатом». В настоящее время «Росатом» занимает почти 90% глобального рынка сооружения атомных электростанций. «По всему миру построено 110 энергоблоков отечественного, российского дизайна. Россия является единственной в мире страной, обладающей компетенциями по всей цепочке ядерной энергетики. И строя электростанции за рубежом, мы не просто возводим объекты, а создаем вместе со своими партнерами будущее энергетического сектора и его смежных отраслей, формируем прочную национальную кадровую, научную, технологическую базу развития целых государств», - сказал Владимир Путин.

Сегодня именно на такой основе сооружаются объекты атомной энергетики в Египте, в Бангладеш, в Турции. Как раз в рамках этой «атомной» темы Россия намерена укреплять партнерские отношения со странами Глобального Юга. Например, по линии БРИКС, где уже ведется очень активная работа.

Атомная энергетика, подчеркнул Владимир Путин, должна стать «одной из несущих конструкций будущего глобального энергетического баланса. Согласно экспертным оценкам, к 2050 году совокупная мощность мировых АЭС вырастет почти вдвое. В России на ближайшие 15 лет запланирован ввод порядка 29 ГВт атомных мощностей. Причем, сюда теперь включают и малые АЭС. В связи с этим Президент напомнил, что пока малые АЭС кроме России больше никто не строит. И в этом наша уникальность и наше очевидное преимущество в области атомной энергетики. Конечно, у других стран (например, у США) такие планы есть, но пока на практике ничего подобного не реализовано.

Еще один очень важный момент. Как сказал Владимир Путин, атомная энергия в скором времени должна появиться на Дальнем Востоке нашей страны и в Сибири. Это также входит в официальные планы развития мирного атома. По мнению Президента, атомная энергетика призвана играть важную роль в снабжении потребителей. В перспективе она должна «кардинально возрасти» из-за резкого роста спроса на электричество. В данном случае Президент имел в виду развитие электротранспорта, роботизированных промышленных систем и, что еще более важно – развития центров обработки данных с использованием технологий ИИ. Как мы знаем, цифровая экономика формирует очень высокий спрос на электрическую энергию. «По некоторым оценкам, - отметил Президент, - потребление энергии дата-центрами в мире уже сопоставимо со всей тяжелой промышленностью».

В этом контексте интересно такое замечание: Глава государства предлагает использовать для снабжения дата-центров объекты локальной генерации – энергоресурсы, которые называются «запертыми». В основном это касается энергоресурсов, которые не выгодно перевозить на далекие расстояния, и потому их гораздо эффективнее использовать на месте добычи. Правительству было поручено рассмотреть проработку такой модели, в том числе (внимание!) рассмотреть использование «передовой ЧИСТОЙ угольной генерации» для обеспечения энергетических потребностей цифровой инфраструктуры, центров хранения и обработки данных и так далее. Такие объекты, отмечает Президент, расположены непосредственно в наших угледобывающих регионах. Это станет вкладом для создания новых рабочих мест и для диверсификации экономики.

Скажем прямо, что упоминание в президентском докладе «чистой угольной генерации» стало для нас большой неожиданностью. Как мы знаем, тема «чистого угля» неоднократно поднималась учеными СО РАН (о чем мы много писали). Возможно, им удалось «достучаться» до самой высокой инстанции со своим видением передовых технологий использования энергетического угля. Как видим, теперь эту тему официально включают в «зеленую» повестку. Пока еще – отдельной строкой. Однако, учитывая общий настрой российского руководства на реализацию собственного сценария «зеленого» энергоперехода, мы смеем надеяться на дальнейшее развитие темы «чистого угля» (весьма актуальной как раз для Сибири).

Таким образом, исходя из содержания пленарного доклада Владимира Путина на форуме «Российская энергетическая неделя-2025», у нашего энергоперехода выявилось как минимум четыре основных «столпа»: мирный атом, гидроэнергетика, природный газ и… «чистый уголь». При этом – никаких скандальных эпатажных заявлений в духе нынешнего американского президента. Всё спокойно, размеренно и, будем надеяться, совершенно рационально. По крайней мере, нашим ученым с такой повесткой вполне можно работать.

Константин Шабанов