Энергетическая неопределенность продолжается?

Наверное, мы немного поторопились с выводами о том, что руководство нашей страны окончательно определилось в своей энергетической политике. В этом нас убеждали выступления Главы государства Владимира Путина на тематических форумах, посвященных развитию энергетической отрасли. Но, как выясняется, параллельно у нас проходят и другие мероприятия, где выступают чиновники рангом пониже. Они также делают различные заявления, которые нам достаточно сложно состыковать без натяжек с основными идеями и пожеланиями Президента.

Так, в начале декабря минувшего года у нас в стране состоялась очередная ежегодная конференция «Возобновляемая энергетика России», где представитель Минэнерго РФ сделал дежурный реверанс в сторону ВИЭ. По словам чиновника, ВИЭ позволяет очень быстро покрывать дефицит электрической энергии. Дескать, это наиболее понятное техническое решение, которое способно не только с высокой скоростью закрывать проблемы, но также способно хорошо встраиваться в текущую систему, не увеличивая стоимости. Речь здесь, главным образом, идет о ветряках и солнечных панелях. Они – на первом месте (как и следовало ожидать). При этом Минэнерго демонстрируют уверенность в том, будто расширение генерации на основе ВИЭ совсем не увеличивает стоимости электричества для потребителей. А раз так, то оно «благословляет» курс на увеличение доли всё тех же ветряков и солнечных панелей в общем энергобалансе страны.

Можно, конечно, порадоваться такому оптимистическому настрою, если бы не одно обстоятельство: судя по официальным цифрам, новые мощности на основе ВИЭ уже опережают прирост новых мощностей на ископаемом топливе. Возможно, в Минэнерго РФ настолько уверовали в глобальное потепление, что считают выработку тепла в России не особо важной задачей. По крайней мере, пока мы не видим цифр, которые бы показывали такой же прогресс в деле замены старых угольных ТЭС на новые. Например, мы не знаем, как долго еще в Новосибирске будет «пыхтеть» морально устаревшая ТЭЦ-2, где капитальный износ уже стремится к своему критическому порогу. Или в Минэнерго ее надеются заменить каким-нибудь ветропарком? Вопрос, кстати, далеко не риторический.

В этой связи больше всего смущают набившие оскомину тезисы о том, будто «зеленая» генерация на основе ВИЭ не окажет никакого влияния на стоимость электроэнергии. Несколько лет назад мировую общественность уверяли в том, что ветряки и солнечные панели сделают электричество более дешевым. На Западе, как мы знаем, именно этот тезис о «дешевизне» ВИЭ подкреплял планы масштабного «зеленого» энергоперехода. Однако этот тезис не так давно опровергла сама практика. В западных странах, где с фанатизмом строили ветряки и СЭС, никакого удешевления не получили. Оказалось, что российский трубопроводный газ был для некоторых европейских стран куда более надежным источником энергии, чем ветер и солнце.

И вот теперь, на фоне не совсем удачного западного опыта «озеленения» энергетического сектора, российские чиновники из профильного министерства успокаивают нашу общественность заявлениями о том, будто генерация на основе ВИЭ прекрасно решает проблему энергодефицита, никак не отражаясь на стоимости электричества. Однако специалисты неплохо осведомлены о том, что здесь необходимо учитывать вопрос масштаба и соотношения ВИЭ к традиционным источникам энергии. И коль уж это соотношение при создании новых мощностей теперь и в нашей стране явно складываться в пользу ВИЭ (о чем мы сказали выше), то неплохо было бы понять: что нас может ожидать в перспективе, если эти мощности и впредь будут наращиваться в том же соотношении (которое, похоже, вполне устраивает чиновников из Минэнерго)?

Совсем недавно в западных леволиберальных СМИ пропели очередную оду губернатору Калифорнии Гэвину Ньюсому за его несгибаемость в деле «озеленения» энергетического сектора вверенного ему штата. Сегодня штат Калифорния чуть ли не в открытую противостоит федеральному руководству по ряду вопросов. Один из них напрямую связан с реализацией климатических целей. Как мы знаем, администрация Трампа собирается полностью выйти из Парижского соглашения по климату, занявшись открытым сворачиванием «зеленого курса». В этих условиях губернатор Ньюсом (не лишенный, кстати, президентских амбиций) прямо бросил вызов политике Трампа, продолжая с прежними усилиями воплощать «зеленый курс». На недавнем климатическом саммите ООН в Белене (Бразилия) именно он представлял США (напомним, что Трамп и представители президентской администрации проигнорировали данное мероприятие).

В глазах сегодняшних борцов с глобальным потеплением Гэвин Ньюсом становится героической фигурой, противостоящей-де реакционным поползновениям «неадекватного» Трампа. Судя по их откликам в СМИ, они возлагают большие надежды на Ньюсома как на будущего президента США. Возможно, с его приходом (если он состоится, конечно же) Америка вновь развернется к реализации климатической повестки, и сделает это с еще большими усилиями, чем было до прихода Трампа. По крайней мере, так позволяет думать наглядный опыт Калифорнии, где (как уверяют поклонники Ньюсома) осуществилась самая масштабная «зеленая» трансформация в энергетике. 

Власти штата поставили перед собой амбициозную задачу еще в 2018 году. Был принят законопроект, согласно которому к 2030 году Калифорния как минимум 60% энергии должна получать от ВИЭ, а к 2045 году создать совершенно «чистую» энергосистему, лишенную парниковых выбросов. В этих целях уже несколько лет огромные суммы вкладываются в возобновляемые источники энергии и в аккумуляторные батареи. В настоящее время, как пишут восторженные репортеры, Калифорния может уверенно отмечать свои величайшие «достижения». Так, с 2019 года мощность «зеленых» генерирующих объектов и аккумуляторных батарей уже превысила 30 ГВт!  И хотя природный газ по-прежнему играет большую роль в энергосистеме штата, его добыча неуклонно сокращается. Причем, в 2025 году произошло самое серьезное сокращение добычи.  

Как отмечают наблюдатели, Калифорния до последнего времени не сворачивала с этого пути. Конечно, она не является каким-то исключительным примером, но в ряду таких примеров занимает особое место как раз в силу масштабов произведенных в этом штате преобразований в сфере энергоснабжения. Мы говорим сейчас о рекордном количестве проектов в сфере солнечной энергетики и накопителей энергии. Накопители энергии – это особо важная тема. С 2022 года количество аккумуляторных батарей здесь увеличилось в 2,5 раза, достигнув мощности в 17 ГВт.

Сторонники данного курса уверены, что аккумуляторные батареи являются экологически «чистой» альтернативой газовым ТЭС, которые пока что используются в качестве резервных мощностей. Но от них, как видим, в скором времени намерены избавиться. Что касается угля, то он почти полностью исчез из энергосистемы штата. Планов на мирный атом здесь также нет, поскольку Калифорния является центром антиядерного движения. Остаются исключительно возобновляемые источники энергии.

Пример Калифорнии уже не первый год пытаются представить как выдающийся образец последовательной «зеленой» трансформации энергосистемы, еще недавно полностью полагавшейся на ископаемое топливо. Причем, делают это весьма назойливо – вплоть до сегодняшнего дня. Правда, при этом стараются не особо высвечивать как минимум два важных показателя: 1) объемы федеральных субсидий на реализацию «зеленых» проектов; 2) стоимость электроэнергии для потребителей.

Даже сторонники Ньюсома не в состоянии скрыть того, что счета за электричество в Калифорнии – одни из самых высоких в стране. Так, за последние пять лет цены на электроэнергию в этом штате выросли примерно на 59 процентов. Сегодня они вдвое превышают средний уровень цен по стране (около 32 центов за КВт*час против 16,1). Наблюдатели не видят здесь иной причины, кроме массового перехода на ВИЭ и отказа от углеводородов. Не удивительно, что стремительный рост цен начался примерно с того времени, когда в штате вовсю развернулась реализация упомянутой «зеленой» программы.

Попытка объяснить этот досадный факт расходами на ликвидацию последствий лесных пожаров выглядит весьма неуклюже. Наблюдатели отмечают, что в этом штате подорожало не только электричество, на также бензин и дизельное топливо. Цены на них – примерно на 50% выше, чем в среднем по стране (4,67 долларов за галлон против 3,07 долларов). Причину такого удорожания напрямую связывают с «зеленой» политикой властей штата, последовательно закрывающих нефтеперерабатывающие предприятия.

Разумеется, нас, Россиян, не особо волнует судьба Калифорнии. Однако впору задаться вопросом: изучают ли этот опыт в Минэнерго РФ? Ответа на него мы не знаем. В то же время иногда складывается впечатление, что там работают тайные поклонники Гэвина Ньюсома, которые не мытьем, так катаньем, проталкивают тему «зеленого» энергоперехода - даже вопреки тому, о чем заявляет наш Глава государства.

Константин Шабанов