Студентка Пущинского государственного естественнонаучного института написала открытое письмо в администрацию Президента РФ, которое было опубликовано в журнале "Научное сообщество" в мартовском номере. Учитывая важность поднятой в нем темы, считаем разумным разместить ниже его текст.
Итак, меня зовут Вершинина Юлия. Я проживаю и получаю биологическое образование (магистратура) в наукограде Пущино Московской области.
Этот город я выбрала, чтобы реализовать свою мечту стать биологом, во-первых, потому что это главный «биологический город» страны (девять НИИ), а во-вторых, приехать сюда меньше желающих, чем, скажем, в Москву или Сколково - меньше конкурс и боле дешевая жизнь. Я учусь здесь не одна. Несколько сотен студентов также получают образование в этом красивом и тихом городе-парке.
Магистратура Пущинского государственного естественнонаучного института предполагает следующую схему обучения: все мы слушаем отличные лекции, которые читают нам высококлассные специалисты в своих областях.
Большую часть знаний мы должны получать самостоятельно, как в любой магистратуре. При этом у вуза и НИИ существует очень выгодный симбиоз. Мы все работаем в лабораториях, которые сами себе выбрали по интересам. Предполагается, что работать мы должны с утра и до вечера, включая субботу. Это наш обязательный учебный план, его нельзя нарушать.
Это очень интересное занятие – получать практические навыки и ощущать себя если не в центре развития главной науки XXI века, то хотя бы не на окраине.
Лично я занимаюсь молекулярной биологией, конкретно – стволовыми клетками и созданием моделей трансгенных животных. Что может быть актуальнее? Разве что биоинформатика и геномика, и ими у нас в городе тоже занимаются.
Итак, мы все - и магистранты и многочисленные аспиранты - работаем в лабораториях НИИ. Кто-то трудоустроен официально, кто-то нет, это зависит от упорства человека и от душевной доброты конкретных заведующих лабораториями и деканов.
Максимальная сумма, которую получают трудоустроенные – 6 (шесть) тысяч рублей, но это редкая удача, минимальная – 900 (девятьсот) рублей. В среднем же работающие магистранты и аспиранты получают около двух тысяч рублей в месяц, отрабатывая при этом не менее 170 часов.
Лаборатории разные: есть с грантами, есть без грантов. Наличие гранта напрямую зависит от наличия денег: чтобы получить грант, нужны публикации, а чтобы их написать, нужны реактивы, которые стоят денег. А чтобы были деньги, нужно получить грант.
В моей лаборатории грантов нет. Вообще. Но я это знала с самого начала. Просто тема очень мне интересна и актуальна. Так как в моей лаборатории нет гранта, я не полу-чаю сверх зарплаты ничего. Зарплату я тоже пока не получаю, но скоро, как мне обещают, буду. Две тысячи рублей в месяц.
Также в нашем вузе платят стипендию. Она составляет 2200 (две тысячи двести) рублей в месяц. Большая часть обучающихся проживает в общежитии. У нас есть варианты. Первый - общежитие нашего вуза, которое находится в подвале, там тараканы, плесень, сырость и живут шумные граждане Шри-Ланки. Проживание в этом общежитии составляет около полутора тысяч рублей в месяц.
Я, как и многие, выбрала более цивилизованное общежитие МГУ им. Ломоносова, в котором проживание вдвоем в комнате обходится мне в 2600 рублей в месяц. Правда, можно жить втроем, будет дешевле.
Так как в данный момент я не получаю зарплаты, мне не хватает получаемых денег даже на оплату общежития. Но если бы я выбрала общежитие ПущГЕНИ, от стипендии могло бы еще и оставаться около 700 рублей.
Я очень сильно экономлю. Пущино – маленький городок. К счастью, тут нет крупных супермаркетов, где вкусно пахнет свежей выпечкой. В наших «Дикси» и «Пятёрочках» все проще. Ходим мы всегда пешком: город, повторюсь, крошечный. Поэтому на транспорт денег не тратим. В Москву, конечно, съездить не на что.
Сегодня мне обещали, что наконец-то трудоустроят (с сентября я работаю просто так, в качестве обучения). Сказали, что оформят не более чем на 0,2 ставки младшего научного сотрудника, и так до конца аспирантуры, то есть – еще шесть лет. Сейчас у меня первый год магистратуры.
Поздно вечером, обычно после 20.00, я прихожу в общежитие и вижу соседей, которые находятся в точно такой же ситуации. Правда, многим помогают родители, а некоторые нашли себе удалённый заработок вроде репетиторства по скайпу.
Мне 31 год, я разведена, и родители мне не помогают. Мне советуют найти работу «на после работы», чтобы были деньги на еду. Добрые люди предлагали несколько вариантов на примерно десять тысяч в месяц (огромная для меня сумма!) Но когда приходишь домой после 20.00, работать где-то еще сложно. Так что в ближайшие шесть лет я не смогу купить себе даже йогурт, не говоря уж о шоколаде.
Кто-то вспомнит про повышенную стипендию. Да, такое бывает. Но ее дают только пятерым из примерно семидесяти. Я в рейтинговом списке на повышенную стипендию оказалась шестой. Стипендия эта –шесть тысяч рублей. Если ее получить и жить в общежитии со шри-ланкийцами, денег будет хватать еще и на еду. Я уже проверила – питаться можно даже на четыре тысячи в месяц.
Но мне с повышенной стипендией не повезло. Обучение в магистратуре предполагает самостоятельное освоение предметов. А у меня на полноценную учебу физически не остаётся времени и сил. Большую часть жизни в этом городе я думаю о том, где мне взять еду, и как правильно разрезать купленную по акции курицу, чтобы её хватило на полторы недели. Учиться я начинаю глубоким вечером, после того, как активно поработала в лаборатории. Мы ведь не сидим за партами, как студенты-«специалисты» в обычных вузах.
Однажды мне довелось побывать в США. Я пользовалась там «фудбанком», где раздают бесплатную еду для нуждающихся. Я считала, что имею на это право, я определенно очень нуждающаяся.
У меня есть просьба. Чтобы сократить утечку мозгов из страны, я прошу вас, господин президент, организовать пункты бесплатной раздачи еды нуждающимся людям, которые работают в науке. Продукты раздавать при условии предоставления документов, подтверждающих трудоустройство в РАН, характеристики от заведующего лабораторией (или директора института, если обращается сам заведующий) и других подтверждающих острую нужду документов.
Мне кажется, отсутствие мыслей о еде сильно улучшило бы наше положение и желание продолжать жить в этой стране.
Юлия Вершинина
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии