Ситуация с тарифами на тепло изображается сейчас с помощью знаменательной формулы: «Повысить нельзя оставить». Где в этой фразе должна стоять запятая, попытались выяснить участники секции «Обновление инфраструктуры теплоснабжения Новосибирска как условие развития современной городской среды», организованной в рамках форума-выставки «Городские технлогии-2019». Аудитория в зале собралась весьма представительная, включая руководство Сибирской генерирующей компании (СГК), представителей новосибирской мэрии, а также депутатов городского Совета.
Напомню, что не так давно стараниями некоторых народных избранников и гражданских активистов в нашей области была «отбита» попытка энергетического монополиста (в лице тогдашней компании СИБЭКО) поднять тариф на тепло до 15 процентов. В качестве главного аргумента сторонников столь резкого повышения цены использовались ссылки на катастрофическое состояние инфраструктуры теплоснабжения. По их словам, износ здесь достигал 70%, что считается критическим уровнем, дальше которого нас ожидает неминуемый коллапс. Активисты, со своей стороны, попытались разобрать по полочкам всю расходную часть энергетической компании, чтобы обнаружить внутренние финансовые источники, позволяющие монополисту решать такие проблемы, не влезая потребителю в карман. И как мы знаем, расходная статья СИБЭКО совсем не намекала на то, что компания выжимает на содержание объектов всё до последней капли, лишая себя прибыли. Нет, рассуждения о том, будто отказ от повышения тарифа полностью обескровит собственника, оказались несколько натянутыми.
Главным итогом этих разборок стало то, что именно благодаря им было положено начало очень важной общественной дискуссии. По сути дела, упомянутая секция стала продолжением уже начатого разговора, поскольку со сменой собственника тема повышения тарифа снова замаячила на горизонте, и общественность опять не на шутку встревожилась. Был ли на этот раз получен внятный ответ, с определенностью сказать нельзя, поскольку в ходе обсуждения проблемы этот ответ слегка «размазали» по разным инстанциям. Тем не менее, участники разговора приоткрыли некоторые объективные реалии, позволяющие нам сделать определенные выводы о ситуации с системой теплоснабжения нашего города.
Для начала обратим внимание на некоторые примечательные обстоятельства. Так, выяснилось, что реальный износ новосибирских теплосетей составляет пока что 63 процента. Разница с ранее озвученной цифрой не такая уж и существенная, однако дело находится не на грани полного краха. Время на исправление ситуации пока еще имеется. Но его, как подчеркнули выступающие, остается совсем немного. Восстановление теплосетей, к сожалению, происходит не так активно, как нужно. По официальным цифрам – на полтора-два процента в год. Этого мало. По-хорошему, необходимо восстанавливать в два раза больше. В противном случае чрез три-четыре года мы как раз подойдем к роковой цифре в 70 процентов износа. А это уже, как было сказано, начало коллапса.
Согласно данным, приведенным и. о. председателя комитета по энергетики мэрии Новосибирска Дмитрием Зайковым, за четыре года – с 2014 по 2018-й – количество ежегодно выявляемых дефектов на тепловых сетях увеличилось с 2119 до 2847. При этом наметилось снижение перекладки тепловых сетей. Если в 2017 году этот показатель составлял 71 км., то в 2018 году было переложено всего 39 км. Как отметил докладчик, в Новосибирске необходимо ежегодно перекладывать не менее 80 километров сетей в двухтрубном исполнении, дабы избежать катастрофического износа. Из-за того, что это требование не выполняется в должной мере, за текущий отопительный сезон 2018 – 2019 гг. количество дефектов – в сравнении с прошлым сезоном – возросло на 55%, а время их устранения «снизилось незначительно».
Чиновник также напомнил о крупных отключениях, произошедших минувшей зимой. Например, 12 декабря на одном участке по улице Котовского под отключение попало 40 многоквартирных домов, три детских и два лечебных учреждения. Общее время отключения превысило 13 часов. По утверждению представителя мэрии, средств, направляемых на перекладку тепловых сетей, не хватает. Поэтому, в качестве одной из мер решения проблемы он видит повышение тарифов на тепло.
Короче говоря, проблема возвращается на круги своя и при новом собственнике. Что касается мнения представителя самого собственника, то оно прозвучало довольно интригующе. Это мнение было озвучено генеральным директором СГК Степаном Солженицыным. Он несколько раз твердо заявил о том, что эпоха монополизма в энергетике заканчивается, и теперь ценообразование будет осуществляться в условиях рыночной конкуренции. Такое заявление вызвало некоторое замешательство. Солженицын говорил, в принципе, правильные вещи. И во многом его заявления выглядели как вполне долгожданные, «своевременные и нужные». Действительно, засилье монополистов приводит к откровенно «диктаторской» ценовой политике. Замешательство вызывало лишь то обстоятельство, что подобные вещи произносил не независимый эксперт, а руководитель компании-монополиста.
В целом выступление главы СГК выглядело оптимистичным, хотя озвученные им цифры о текущем состоянии инфраструктуры теплоснабжения нашего города особого оптимизма не внушали. Скажем, на фоне других сибирских городов (в зоне ответственности СГК) Новосибирск откровенно лидирует в статистике повреждений. Если верить главе компании, то на наш город приходится до половины всех выявленных дефектов в сетях. Иначе говоря, новому собственнику достался довольно «проблемный» актив.
Как правило, констатация столь неутешительных фактов традиционно используется в качестве весомого аргумента в пользу повышения тарифов. Мы уже привыкли к таким выводам, и они на упомянутой секции звучали неоднократно. Мол, объективное положение вещей ведет нас к этой неизбежности, с корой общественники (а равно и конечный потребитель) обязаны смириться. Тем не менее, глава СГК не был столь прямолинеен. Как я уже сказал, он связал вопрос ценообразования с конкурентными рыночными условиями.
Откровенно говоря, было не совсем понятно, каковы истинные мотивы нынешнего монополиста. В самом ли деле он ратует за рыночные условия или мы имеем дело с продуманной тактикой публичного общения? Степан Солженицын попытался произвести впечатление современного прогрессивного менеджера, лояльно настроенного в отношении потребителей. Он как бы пытался до нас донести, что возглавляемая им компания ведет здравую политику, сообразуясь с современными мировыми трендами. В этом контексте было заявлено об увеличении вложений в ремонт сетей Новосибирска. Им была представлена карта, на которой отмечались приоритетные участки для ремонта. Здесь же рассматривались пути развития системы теплоснабжения и варианты вложений в эту систему. Мало того, была даже представлена полная структура трат тарифных денег.
В общем, руководитель компании старался всем видом показать, что, в отличие от предыдущего собственника, он мыслит прогрессивно и готов к открытому диалогу с общественностью. Была ли это игра на публику, пока сказать трудно. Думаю, что ближайшее время покажет, насколько новый собственник прогрессивнее своего предшественника. Ведь плата за тепло для каждого из нас – отнюдь не абстракция.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии