Рисоводство среди «каменных джунглей»

В свое время мы сделали несколько больших обзоров по вертикальным фермам, которые с определенных пор тесно ассоциируются с так называемым городским фермерством. Напомним, что тема городского фермерства стала набирать в нашей стране популярность примерно пять лет назад. Причем, Новосибирск оказался в числе тех городов, где осуществлялись весьма показательные эксперименты на этом поприще. Правда, в последнее время данная тема слегка отошла на второй план, а у общественности даже угас интерес к некоторым «шумным» стартапам, обещавшим небывалый прорыв в области выращивания продуктов питания.

Сегодня мы видим, что былого воодушевления уже нет. Не в последнюю очередь это связано с тем, что некоторые лидеры указанного направления переместили свою деятельность (по их сообщениям) за границу, видя там больше условий для развития этого «инновационного» бизнеса. Так или иначе, сложилось впечатление, что с вертикальными фермами возникла пауза, которую можно интерпретировать как угодно. Возможно, социально-экономическое значение городского фермерства с самого начала было несколько преувеличено. В этом плане нам не стоило бы впадать в преждевременную эйфорию, дабы не путать реальное положение дел с маркетинговыми уловками инициаторов подобных проектов, стремящихся на «хайпе» заманить инвесторов. Вероятность именно такого положения дел весьма высока, особенно в том случае, когда новоявленные дельцы, не имея серьезных научных обоснований по части применяемых технологий, с порога заявляют о небывалой коммерческой выгоде.

Тем не менее, судя по публикациям в зарубежных СМИ, городское фермерство пока что не собирается уходить в полное небытие. Эксперименты в этой области продолжаются, и не без успехов (опять же, если верить на слово их инициаторам).

В феврале этого года появилось сообщение о весьма удачно сингапурском эксперименте с вертикальными фермами.  Самым интригующим моментом стало то, что в таком сооружении, разместившемся в одном из жилых районов Сингапура, торжественно собрали первый урожай… риса. Специально подчеркиваем, что культивация овощей и зелени в подобных конструкциях во многом является уже банальной практикой. Другое дело -  зерновая культура! На этом пути в свое время споткнулись американские специалисты. Их опыты по выращиванию пшеницы в вертикальных фермах показали сумасшедшую себестоимость продукции, в силу чего батон хлеба из такой пшеницы оказывался на вес золота. В этом смысле любые эксперименты на указанном пути вызывают вполне закономерный интерес.

Если верить упомянутой публикации, сингапурский эксперимент наглядно продемонстрировал «совместимость» рисоводства с вертикальными фермами. Впрочем, необходимо сразу же сделать оговорку, что речь не идет о модной у нас и в США светокультуре, когда растения выращиваются в полностью изолированном пространстве с искусственным освещением. В Сингапуре, судя по всему, пошли более рациональным путем, используя свободные площади освещенных солнцем фасадов многоэтажных домов. Рисовая вертикальная ферма, о которой здесь сообщается, представляет собой вертикальный блок из шести уровней, закрепленных на торце бетонной многоэтажки. Как видно на фото, все ограждения прозрачны. Разумеется, подсветка присутствует, но все же о полной изоляции речь не идет. В каком-то смысле это есть некий «эконом-вариант», не требующий, к тому же, системы отопления (учитывая климатические условия Сингапура).

Иначе говоря, ключевым моментом в данной системе выращивания является использование свободных площадей на фасадах домов. К слову, этот вариант имеет давнюю историю, и такие технические решения применялись в европейских странах еще в 1960-х годах (о чем мы также писали). Правда, серьезного распространения тогдашние городские фермы не получили. Но в любом случае у нас есть все основания говорить о том, что нынешний сингапурский эксперимент представляет собой творческое развитие достаточно старых европейских наработок. И главной «фишкой» здесь является, опять же, обращение к принципиально важной для Юго-Восточной Азии зерновой культуре – рису (это примерно то же самое, как если бы европейцы экспериментировали с пшеницей). Он не является здесь основной культурой. Под рис занят только самый верхний ярус (на других уровнях выращиваются местные овощи). Тем не менее, именно эта культура приковывает к себе основное внимание наблюдателей, поскольку результаты такого эксперимента имеют принципиальное значение для густонаселенного азиатского Юго-Востока.

Вертикальная ферма управляется местной компанией Netatech, специализирующейся на технологии микрокапельного орошения и сбора дождевой воды (в целях экономии водных ресурсов). Как мы знаем, для выращивания риса воде придается особое значение. Эту проблему, если верить сообщению, компания Netatech успешно решила, используя свою технологию прецизионного капельного орошения. Если при традиционном выращивании в поле на один килограмм риса требуется 2500 литров воды, то в условиях искусственного выращивания, когда вода используется «точечно», достаточно всего 750 литров.

Что касается сроков выращивания, то для риса он укладывается в четыре месяца, тогда как для овощей – от двух до четырех недель. Разумеется, о коммерческой отдаче вертикального рисоводства пока что речь не идет. На текущем этапе мы имеем дело с чисто исследовательскими работами по данной культуре. Что касается овощей, то они отправляются на реализацию среди местных жителей. Как сказано в статье, данная вертикальная ферма производит примерно 165 кг овощей. Отмечается, что этого количества достаточно для снабжения около ста семей из четырех человек.

В целом эксперимент считается успешным. Власти Сингапура обращают внимание на то, что данный проект согласуется с целями национальной программы, согласно которой к 2030 году потребности в продуктах питания будут на 30% покрываться за счет выращивания на местах. Как сообщают представители правительства, успех вертикальной фермы уже вызвал немалый интерес со стороны жителей других жилых районов. Поэтому в настоящее время городской совет рассматривает вопрос о предоставлении свободных мест в остальных кварталах под выстраивание вертикальной фермерской инфраструктуры. Этот вопрос требует тщательной проработки, дабы не причинить какого-либо неудобства жителям домов.

Как бы мы ни оценивали практические результаты данного эксперимента, в нем в любом случае есть некое рациональное зерно. Возможно, пока что такие решения (несмотря на их длительную историю) выглядят еще сыроватыми. Тем не менее, стоит надеяться, что на этом пути нас ждут достаточно серьезные свершения мирового значения.

Николай Нестеров