Закон выживания активнейших

Продолжение реформы РАН (а данный процесс, отметим, еще не завершился) потребует от академических институтов более настойчивых шагов к взаимодействию с государством на почве реализации инновационных проектов и продвижения собственных разработок. Как стало недавно известно, более половины институтов ФАНО - согласно рейтингу, составленному Минобрнауки РФ - отнесены к так называемой «третьей категории». Это означает, что в ближайшее время в их отношении будут применены определенные организационные меры. Как разъяснил ситуацию научный руководитель Института катализа СО РАН академик Валентин Пармон, здесь возможны три варианта действий.

Первый вариант: полная ликвидация института – с передачей имущества в государственную казну. Второй вариант: включение в состав другого, более крупного института, занимающего высокие позиции в рейтинге. Наконец, возможна передача университету.

Подобные меры могут быть предприняты уже после января следующего года, когда закончится второй мораторий. Судя по всему, в правительстве уже принято окончательное решение по данному вопросу, и руководство Российской академии поставлено в известность относительно возможных перемен.

Реформа, безусловно, затронет многих. Подробный список пока еще не известен, однако в складывающихся условиях руководителям институтов придется, образно говоря, пересмотреть свой стиль взаимодействия с государственными структурами, отвечающими за вопросы развития. По сути – перейти от пассивного ожидания государственного соучастия в своей судьбе к активному продвижению собственных предложений. Пожалуй, это даст единственный шанс избежать попадания в «черный список». Мало того – получить дополнительный финансовый ресурс. По мнению Валентина Пармона, такие возможности есть, и их необходимо учитывать и использовать.

Несмотря на критическое отношение многих ученых к реформам, необходимо признать, что в стране созданы реально действующие институты развития, без взаимодействия с которыми практически невозможно выявить ценность имеющегося интеллектуального потенциала. Ученые обязаны формировать собственные программы и направлять их в соответствующие инстанции, подробно обосновывая необходимость выделения денежных средств на проведение тех или иных исследований. Конструктивное взаимодействие как раз начинается с составления такой вот подробной «бумаги» считает Валентин Пармон.

В данном случае бессмысленно чего-то ждать от государства, не сделав свой собственный первый шаг навстречу. Так, существует целый ряд Федеральный целевых программ, поддерживающих важные стратегические направления, где могут быть задействованы научные разработки.

Разумеется, выделяемый финансовый ресурс невозможно распределить сразу на всех, тем не менее, практика показывает, что самые активные представители научных организаций  в состоянии добиваться финансирования.

Например, можно реально получить стартовые инвестиции до пяти миллионов рублей. А если активно работать с потенциальными заказчиками, то объемы инвестиций могут вырасти на порядок (и даже на два порядка). Кроме того, есть еще региональные программы, поддерживающие те или иные направления. Следовательно, ученые должны быть готовы к взаимодействию и с региональными властями.

В любом случае, мечтать о возвращении светлых времен советского государственного планирования непродуктивно. Прошлое вряд ли вернется. Поэтому действовать придется, исходя из объективных реалий – какими бы они жестокими и несправедливыми они ни казались. 

 

Виктор Нечаев