Цивилизационная миссия Сибири

В Алтайском государственном аграрном университете опубликована коллективная монография под редакцией д.ф.н., профессора, директора Центра гуманитарного образования АГАУ Андрея Владимировича Иванова «Цивилизационная миссия Сибири: от техногенно-потребительской к духовно-экологической стратегии глобального и регионального развития».

В монографии исследуется социокультурный потенциал Сибири, ее место и миссия в масштабах России и Большой Евразии с позиции цивилизационного подхода. Научная новизна философской работы состоит в том, что Сибирь в этом случае рассматривается сквозь призму глобальных цивилизационных процессов, геополитических и этно- и социокультурных трансформаций, что заставило авторов использовать различные методы анализа: философские, исторические, социологические, культурологические и искусствоведческие.

Центральная идея исследования — обоснование ключевого положения Сибири в переходную эпоху от нынешней цивилизации, которую авторы называют «техногенно-потребительской», к будущей цивилизации — «духовно-экологической» в терминологии авторов книги. Содержание монографии отражает стремление показать потенциал социокультурного пространства Сибири, позволяющий рассматривать ее как осевой локус глобальной цивилизационной трансформации.

Запад ни в XX-ом, ни в XXI-ом вв. так и не смог интегрировать мир на провозглашенных им еще в эпоху Просвещения принципах свободы, справедливости и гуманности, сведя все в конечном счете к культу либерально-рыночных и индивидуалистических ценностей. Центр всемирно-исторической жизни постепенно смещается из Европы и США в Евразию. Сегодня миссию справедливого и равноправного объединения человечества должны взять на себя страны Большой Евразии: Россия, КНР, Индия, Монголия. И здесь именно Сибирь с ее важнейшими культурно-биосферными регионами, типа алтайского и байкальского, имеет хорошие предпосылки стать тем локусом, где произойдет глобальная трансформация техногенно-потребительской цивилизации Запада в духовно-экологическую или ноосферную цивилизацию будущего, которая более гармонично интегрирует этнопсихологические, религиозные и ментальные особенности народов. Сибирь обладает адекватными этой глобальной задаче пространственными, сырьевыми, социально-экономическими, политическими, культурными и антропологическим и ресурсами.

Особое внимание в исследовании уделено проблемам и перспективам развития сибирского социума, особенно этносоциальным аспектам сохранения его культурного разнообразия, что, по мнению авторов, является не менее значимым фактором цивилизационной трансформации, чем сохранение биологического разнообразия.

Отдельная глава посвящена истории и настоящему состоянию сибирского села. В частности, авторы обосновывают тезис о том, что сибирский сельский мир за четыре столетия выработал такие эффективные хозяйственные и социокультурные формы существования, которые не только не устарели, но обнаруживают свой созидательный потенциал именно в нынешнюю переходную эпоху.

Специальные главы посвящены Алтаю, как одному из самых значимых регионов Сибири. Здесь авторы обращаются к традициям сибирского искусства, просветительства, современного состояния высшего образования. Приоритетное развитие науки, культуры и образования плюс взвешенная молодежная, экологическая и региональная политика и есть, по мысли авторов книги, важнейший фактор перехода сибирского социума к новому цивилизационному этапу — «духовно-экологической цивилизации».

«Авторы отчетливо осознают дискуссионность ряда развиваемых в книге положений, нуждающихся в дополнительных теоретических обсуждениях и эмпирических апробациях. Они будут благодарны за любую конструктивную критику, учитывая значимость дальнейшего коллективно развития направления, которое можно назвать “философией Сибири” и которое призвано синтезировать различные линии научных исследований сибирского региона», — отмечают авторы в предисловии к книге.