«Усадебная» биотехнология

Как реагирует обычный россиянин на прогнозы относительно грядущего кризиса? Стандартная реакция простых людей чаще всего такая: «Надо бы побольше насадить картошки». Еще с советских времен, как мы знаем, самым надежным основанием для уверенности в завтрашнем дне был собственный погреб, набитый под завязку картофелем и овощами. Обещания партии и правительства не шли ни в какое сравнение с плодами собственного труда, не имевшего ни малейшего отношения к работе по построению коммунизма. Погреб с запасами на зиму концентрировал на себе куда больше внимания, чем громогласная официальная идеология. И в наши непростые дни огромная масса пенсионеров, привычных к вскапыванию грядок, намного сильнее интересуется урожайностью своих огородов и дачных участков, чем курсом иностранной валюты.

Можно по-разному относиться к индивидуальной трудовой деятельности российских граждан по самообеспечению продуктами, однако факт остается фактом – немалая доля продуктов выращивается именно на приусадебных участках. Так, в середине «нулевых» (по официальным данным Минсельхоза) российские граждане на 70% обеспечивали себя овощами и на 90% – картофелем. В наши дни цифры несколько изменились, но до сих пор не менее 25% продовольствия создается частным сектором. При этом (что очень важно), половина потребляемого продовольствия завозится в страну из-за рубежа.

Не будем спорить с тем, что продуктовое самообеспечение во многом есть пережиток прошлого. В развитых странах, как мы знаем, львиную долю продовольствия производят фермеры, в процентном отношении составляющие явное меньшинство.

В наше время совершенно ненормально, конечно же, когда больше половины населения страны (причем, большая часть которого – люди пенсионного возраста) страхуют себя от голода дедовским способом, с ранней весны до глубокой осени обрабатывая свои скромные земельные участки.

Однако не будем морализировать по этому поводу, сравнивая наших дачников-пенсионеров с жителями западных стран. В конце концов, для кого-то приусадебное хозяйство стало нормальной привычкой, для кого-то – просто интересным увлечением. И вряд ли российские граждане просто так откажутся от земледельческих работ исключительно из-за подражания европейцам. Почему бы, наоборот, не сделать шаг им на встречу, предложив более рациональный, более выгодный подход к ведению подсобного хозяйства, повысив его технологический уровень? Почему бы не сделать это занятие просто более производительным, используя научные методы и передовые разработки? В России – необъятные земельные ресурсы, и любой желающий мог бы спокойно заняться выращиванием полезных культурных растений в соответствии с новейшими научными рекомендациями.

Лично я не исключаю, что «модернизация» частных подсобных хозяйств нисколько не претит духу социального, а уж тем более научно-технического прогресса. Идти в ногу со временем можно по-разному. Где-то зарабатывают деньги на беспечную старость, а где-то в преклонном возрасте доводят до совершенства методы агротехники на крохотном дачном участке.

Как считает руководитель проекта «Экодом» Игорь Огородников, сейчас у наших сибирских ученых достаточно наработок, позволяющих заняться внедрением зеленых технологий вокруг индивидуальных домов и дачных строений. В данном случае мы не ведем речь об «умном доме», требующем пока еще довольно дорогого оборудования. Мы говорим об относительно простых технологиях, позволяющих повысить продуктивность приусадебных участков, не используя вредной «химии».

Одна из таких технологий касается использования в рамках индивидуального хозяйства методов вермикультуры – разведения дождевых червей с целью получения плодородной почвы с большим содержанием гумуса. Напомним, что самые лучшие российские черноземы  в среднем содержат 17% гумуса. По словам Игоря Огородникова, в домашнем червятнике эту цифру можно довести до 40 процентов. Как мы знаем, дождевые черви работают как биореакторы, перерабатывая в своем чреве органику и давая «на выходе» ценный биогумус. Причем, работают они с очень высокой активностью, поглощая за сутки количество биомассы, превышающей в полтора-два раза массу тела самого червя.

Надо сказать, что разведением червей занимаются достаточно давно. В развитых странах первые попытки поставить это дело на промышленную основу предпринимались  уже в 1930-х годах. Еще лет двадцать понадобилось для отработки технологии. В настоящее время разведением червей на Западе занимаются как отдельные фермеры (в целях ликвидации органических отходов), так и специализированные хозяйства.

В США, например, насчитывается примерно полторы тысячи хозяйств (крупных и мелких), занятых подобным способом переработки отходов. Считается, что такой продукт жизнедеятельности дождевых червей по многим показателям намного превосходит обычный перепревший навоз и компосты.

В результате его применения не только резко возрастает урожайность растений, но и заметно сокращается вегетационный период, то есть более активно происходят процессы созревания. По сути, мы получаем здесь двойную пользу – избавляемся от отходов и получаем больше плодов, обладающих, к тому же, экологической чистотой.

Правда, сам этот процесс достаточно трудоемкий, поэтому говорить о массовом фабричном  производстве превосходных черноземов пока еще рановато. Биогумус – продукт достаточно дрогой. Однако создание червятников в частном подсобном хозяйстве – дело стоящее и не особо затратное, уверяет нас Игорь Огородников. В принципе, технологию имеет смысл отработать в условиях экспериментального дома-лаборатории. Пока такого экспериментального дома нет. По мнению ученого, дом-лаборатория помог бы отработать очень широкий спектр зеленых технологий, включая и переработку органических отходов методом вермикультивирования.

Недавно наши ученые обратились в департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска с предложением организовать на территории города опытный червятник, где можно заняться переработкой отходов городских предприятий общепита. Не секрет, что масса такой органики оказывается на свалках. Там же, кстати, оказываются и просроченные продукты из супермаркетов (а в последнее время – турецкие помидоры, польские яблоки и болгарская морковь).

Почему бы не наладить вот такую инновационную переработку всей этой органики, получая даже не двойную, а тройную пользу? С одной стороны, мы бы частично разгрузили мусорные полигоны. С другой стороны – получили бы ценный биогумус, пригодный для повышения плодородия почв (то есть получили бы из отходов конкретный продукт, на который наверняка есть спрос). И не мене важный результат – популяризация самой вермикультуры среди наших дачников и жителей деревенских поселений, имеющих собственные участки.

Откликнется ли новосибирская мэрия на это предложение, время покажет. Не исключено, что данная тема будет рассмотрена в рамках Восьмого сибирского форума «Индустрия информационных систем» (СИИС – 2016) в апреле этого года, где сотрудники мэрии Новосибирска планируют организовать научно-практическую конференцию по вопросам внедрения инновационных технологий в городское хозяйство.

Олег Носков