Я уже неоднократно затрагивал тему переработки органики в биогумус с помощью компостных червей. Тема, на мой взгляд, жизненно важная, но она, что называется, очень часто «пролетает мимо ушей». Аспектов здесь множество, о чем я также писал. Несколько лет назад руководитель проекта «Экодом», сотрудник Института теплофизики СО РАН Игорь Огородников предложил мэрии Новосибирска устанавливать специальные «компостеры» (то есть емкости для переработки органических отходов) прямо на городских улицах. С помощью этих устройств можно было наладить эффективную переработку пищевых отходов, которых полным-полно скапливается в предприятиях общепита. Никакого неприятного запаха, уверял ученый, эти устройства не издают, а полученный таким способом биогумус мог использоваться для озеленения города или же отправляться на реализацию в близлежащие тепличные хозяйства.
На мой взгляд, данная инициатива лучше всего раскрывает свое подлинное значение в контексте стратегии «зеленого города». По идее, у Новосибирска был неплохой шанс сделать первый, реальный шаг в этом направлении. Фактически, наш город отчетливо шагнул бы в сторону Шестого технологического уклада, когда урбанистическая среда из источника вредных отходов превращается в источник сырья, используемого для восстановления почв. К сожалению, в мэрии эту идею не оценили, и предложениями ученого не заинтересовались.
Как я уже писал ранее, Игорь Огородников проводит исследования с компостными червями даже в собственной квартире. Напомню, компостные черви породы Старатель играют важную роль в технологии замкнутого цикла, которую наш ученый внедряет сейчас на острове Ольхон. Теоретически (о чем мы также писали), эту территорию можно рассматривать в рамках проекта MegaScience, и проводить там соответствующие исследования, связанные с природоподобными технологиями. Собственно, если мы говорим о переходе к Шестому технологическому укладу, то именно такие проекты должны иметь для нас принципиальное значение.
Как я отметил выше, пока еще актуальность таких исследований недостаточно хорошо осознается в нашем обществе. На мой взгляд, это не в последнюю очередь связано с тем, что у большинства людей сложилось стереотипное отношение к органическому мусору как к грязи, от которой необходимо банально избавляться, не задумываясь над тем, что с ней происходит дальше. То есть отходы пока еще не принято рассматривать как СЫРЬЕ, подлежащее эффективной переработке. Удивительно, что так у нас относятся не только к кухонным остаткам, но даже к тем остаткам, которые образуются на дачных участках. Каждую весну наши дачники и владельцы усадеб разводят костры из веток, опавших листьев и ботвы, полагая, будто поступают очень разумно. Конечно, тема компостирования ни для кого не является тайной, но ее подлинное значение до сих пор упускается из виду. Забавно здесь то, что те же дачники регулярно покупают перегной у селян, держащих домашних животных, не осознавая, что могут самостоятельно производить на своих участках куда БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫЙ органический субстрат для растений. И производить его С ИЗБЫТКОМ. Ничего особо сложного здесь не понадобится. Главным же компонентом этого маленького домашнего производства являются упомянутые выше компостные черви.
Кстати, недавно я обсудил эту тему с одним знакомым предпринимателем. Как ни странно, она его очень сильно заинтересовала. Причем, с прагматической точки зрения. Как он мне пояснил, его компания располагает кое-каким оборудованием, позволяющим изготавливать установки для компостирования. Осталось разобраться с конструкцией, предназначенной для использования червей. В поисках необходимой информации я с удивлением обнаружил, что тема вермикомпостирования активно пропагандируется в США. На некоторых сайтах американским домовладельцам даже дается пошаговая инструкция относительно того, как организовать у себя в доме (или на участке), данный процесс.
Как правило, многие дачники и домовладельцы (не склонные сжигать органику), делают обычные компостные кучи. По-научному это называется «холодным компостированием». То есть процессы здесь происходят естественным путем. Органика в этом случае разлагается довольно медленно. Иной раз (в зависимости от климатических условий) на ее разложение уходит больше года. Компостные черви служат своего рода «ускорителем» процесса, довольно быстро превращая остатки растительности и кухонные отходы в питательный субстрат, не издающий никакого неприятного запаха. Интересно, что в американской литературе продукт жизнедеятельности червей имеет странное название – «червячные отливки» (worm castings).
В Америке, конечно же, используют свою породу компостных червей, приспособленных к тамошним условиям. Для наших краев, пояснил Игорь Огородников, лучше всего подойдет порода Старателей, когда-то специально выведенная советскими селекционерами как раз для указанных целей. Я специально обращаю внимание на этот факт, который прекрасно показывает, что отечественная наука четко следовала в русле общемировых тенденций.
По большому счету, нам также ничто не мешает заниматься пропагандой вермикультуры среди наших дачников и владельцев домов. И американский опыт, в этом случае, будет неплохим подспорьем в этом деле. Например, в США несложно обзавестись специальным червятником, представляющим собой систему многоярусных лотков с перфорированным дном. В самом низу находится поддон с краником для слива жидкости. Принцип работы такой системы прост: органика кладется сверху, черви начинают «пожирать» ее снизу, двигаясь наверх и оставляя внизу продукты своей жизнедеятельности. Постепенно слой органики возрастает все больше и больше, черви же перебираются все дальше вверх. После того, как они покинули нижний лоток, его снимают и извлекают содержимое. И так всё повторяется: сверху раскладываем органику, снизу извлекаем субстрат. Такие установки (они могут варьировать по размерам) можно разместить даже в городской квартире, прямо на кухне. Обычно рекомендуется измельчать отходы в кухонном блендере. Хотя на американских сайтах есть описания примеров, когда владельцы «компостера» не заботятся об измельчении, выкладывая отходы целыми кусками (в этом случае процесс будет происходить медленнее, только и всего).
Со временем черви размножатся так, что какую-то их часть можно будет использовать в качестве белковой добавки для домашней птицы. Или же просто продавать, содействуя тем самым развитию данного направления.
Поскольку у нас в стране эта тема еще не получила широкого распространения, то, возможно, червятник придется сооружать своими руками, тем более, что в нем нет особых премудростей. Главное, отмечают специалисты, необходимо соблюдать некоторые правила. Во-первых, червятник должен находиться в темном месте. Это очень важное условие. Во-вторых, не рекомендуется выкладывать много кожуры цитрусовых, а также животные отходы, содержащие много жира. Дальше, среда должна быть немного влажной – не сухой и не сильно мокрой. Влажность содержимого лотков нужно проверять каждый день или хотя бы через день. Дно лотка, куда запускают червей, необходимо выстелить измельченными листами газет, бумаги для принтера, кусками гофрированного картона или же кокосовым волокном (продается в магазинах для садоводов). В самом начале, когда червей мало, органика «съедается» в течение пары недель. Но дальше, по мере размножения червей, процесс «кормежки» ускоряется – примерно до двух суток. После того, как первый лоток заполнится, сверху устанавливается второй лоток, также выстланный обрывками бумаги. Как только черви полностью туда переберутся, можно уже извлекать содержимое первого лотка.
Червячные «отливки» в чистом виде не используются из-за очень высокой концентрации биогумуса. Их добавляют в почвенные смеси, насыпают в посадочные ямы и так далее. То есть используют как обычный перегной, смешивая с почвой или каким-либо субстратом.
Наконец, отмечу один социально значимый момент. В некоторых американских городах приняты специальные программы по развитию данного направления. В рамках этих программ можно, например, получить скидку на покупку червятника. Занимаются этим делом муниципалитеты, стремящиеся таким путем добиться сокращения органических отходов. Полагаю, что это очень хороший пример и для наших властей. Почему бы и нам не принять аналогичные программы и не начать популяризацию веримокомпостирования среди обычных горожан? В конце концов, не лучше ли бросать органику в червятник, чем в мусорное ведро, которое начнет источать зловоние. А потом целые кучи зловонных коммунальных отходов заполняют мусорные полигоны, где они со временем возгораются и становятся источником едкого дыма (причем, виной всему является всё та же органика).
Новосибирск уже столкнулся с этой проблемой, а ведь у него пока еще есть шанс начать исправление ситуации, ориентируясь на принципиально новую парадигму обращения с отходами. Выгоды от пропаганды и поддержки вермикомпостирования совершенно очевидны. Осталось только донести эту простую мысль до наших руководителей.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии