Третья волна на подходе?



История с гигантскими и неповоротливыми динозаврами, которых обошли маленькие проворные зверьки, больше всего подходит к современной эпохе в качестве многозначительной метафоры. Самые впечатляющие технологические тренды наших дней как будто четко направлены на то, чтобы изгнать куда подальше производственный гигантизм и существенно скорректировать сложившуюся глобальную систему поставок продукции – от машиностроения до сельского хозяйства.

В свое время американский футуролог Элвин Тоффлер в своей пророческой книге «Третья волна» указывал на то, что грядущая эпоха парадоксальным образом вернет отдельные стороны доиндустриального уклада. Например, перестанет играть серьезную роль сосредоточение громадного количества рабочей силы в одном месте, утратит свое значение централизация, начнет происходить обратный процесс – рассредоточение рабочих мест, предприятий и источников генерации энергии. Скажем, вместо строительства одной гигантской электростанции появится множество небольших электростанций, максимально приближенных к потребителям энергии. Благодаря новейшим средствам коммуникаций часть обязательной работы будет выполняться людьми прямо на дому, без всякой необходимости для сотрудников «кучковаться» в огромном офисе.

Выпуск различных изделий станет  выгоднее осуществлять на небольших предприятиях, чем на гигантских фабриках. То же касается  выпуска сельхозпродукции, которую станет удобнее производить в непосредственной близости от потребителя, нежели возить на тысячи километров.

Во времена Тоффлера всё это казалось чистейшей фантастикой, но похоже на то, что технический прогресс реально ведет нас к крушению гигантизма и производственного глобализма. Это пока еще не совсем очевидно, тем не менее, распространение некоторых инновационных технологий указывают на полную состоятельность упомянутых прогнозов.

Тренд в развитии энергетики – создание сетей мини-электростанций, объединенных в единую систему посредством автоматики Возьмем область энергетики. На мой взгляд, мы сильно отвлекаемся от сути перемен, когда пытаемся противопоставлять традиционную энергетику так называемой «чистой» энергии, получаемой за счет солнца, ветра и других возобновляемых источников. Дело в том, что ключевое значение имеют здесь не источники энергии, а особенности организации самого энергоснабжения. В этом контексте не будет принципиальной разницы между огромной атомной или тепловой электростанцией, и столь же огромной солнечной электростанцией. Например, в странах, где активно развивается возобновляемая энергетика, частенько идут привычным путем, концентрируя ту же солнечную генерацию в одном месте и поставляя электроэнергию на большие расстояния. Показательным здесь будет как раз это стремление к былому гигантизму, являющемуся основным «маркером» индустриального уклада. Если рассуждать в духе Тоффлера, то при такой организации производства сугубо технические нововведения не имеют принципиального, существенного значения, поскольку в общих чертах они вряд ли затрагивают сложившийся уклад.

Другое дело, когда создается целая сеть мини-электростанций, объединенных в единую систему посредством автоматики. В этом случае принципиальное сходство будет определяться самой «миниатюризацией» генерируемых мощностей, без привязки к тому, на чем они, собственно, работают. Под таким углом зрения установленная на крыше общественного или жилого здания газовая мини-турбина в точности соответствует солнечной панели, находящейся в аналогичном месте. Главное, что  потребитель получает энергию напрямую, а каков ее источник – традиционный или «альтернативный» – не столь уж важно. Если в будущем получат распространение атомные мини-реакторы (а над их созданием идет активная работа), то они спокойно впишутся в единый тренд с ВИЭ. Поэтому разделение источников энергии на «грязные» и «чистые» в большей степени является данью моде, которая подхлестывается борьбой за экологию. На самом же деле, как мы понимаем, решение экологических вопросов одинаково актуально как для традиционной, так и для альтернативной энергетики (и там, и там имеются свои сложности, так или иначе затрагивающие влияние на окружающую среду). Однако в социально-экономическом ключе принципиальное значение имеет именно миниатюризация и рассредоточение. И надо полагать, что научно-техническая мысль начинает активно разворачиваться сейчас как раз в эту сторону. Во всяком случае, мы можем воочию наблюдать (даже в нашей стране), как предприятия обзаводятся собственными мини-котельными и даже собственными мини-электростанциями. В новых микрорайонах начинают устанавливать небольшие электростанции, снабжающие жителей теплом и электричеством.

Вполне возможно, в недалеком будущем такие мини-электростанции будут входить в обязательную «комплектацию» для любого крупного здания или небольшого поселения. Наверное, трудно будет представить дом без собственного генератора, подобно тому, как все индивидуальные дома имеют свои печи и котлы. В Новосибирске уже сегодня для индивидуального жилья производятся специальные угольные котлы, снабженные дополнительно турбиной и электрическим генератором. На рынке уже можно без труда  найти небольшие паропоршневые машины и газовые мини-турбины. Пока они воспринимаются как экзотика, однако лиха беда начало… Так или иначе, начало этому процессу уже положено.

Причем, отмечу еще раз, источники энергии принципиального значения не имеют – использоваться будет всё то, что «под рукою», что экономически оправданно. Уголь, природный газ, биогаз, получаемый из органических отходов, синтез-газ, получаемый из бурого угля, водно-угольная суспензия, геотермальное тепло, солнечные панели, ветрогенераторы и даже атомные мини-реакторы – всё пойдет в дело, сообразуясь с затратами и удобством. Здесь, подчеркиваю, нет смысла делить источники на «чистые» и «нечистые», поскольку задача науки будет в том и заключаться, чтобы одолеть любую «нечисть» и сделать экологически безопасным любой вид энергии. Главное, что мы видим этот тренд и видим реальные результаты работы в данном направлении. И у нас нет никаких оснований полагать, будто скоро здесь всё остановится.

Технология вертикальных ферм позволяет развернуть производство продуктов питания не только в городах, но также осуществлять интенсивное овощеводство и садоводство в регионах с рискованным земледелием Столь же показательны веяния и в сельском хозяйстве. Появление сити-фермерства в этом плане грозит разрушить сложившуюся систему поставок сельхозпродукции конечным потребителям. Технология вертикальных ферм позволяет развернуть производство продуктов питания не только в городах, но также осуществлять интенсивное овощеводство и садоводство в регионах с рискованным земледелием. Даже в Заполярье! Зависимость от стран-поставщиков в этом плане резко снижается – точно так же, как снижается зависимость от централизованных источников энергоснабжения в условиях развития распределенной энергетики. То есть, сити-фермерство и вертикальные фермы укладываются в один тренд с «миниатюризацией» и рассредоточением энергетических мощностей. Дистанция между производителем и потребителем максимально сокращается в обоих случаях. Причем, локализация источников энергоснабжения прекрасно сочетается с сити-фермерским хозяйством. Скажем, на крыше большого здания размещается не только мини-электростанция, но и вертикальная ферма. Так мы получаем решение вопроса энергоэффективности в случае с распространением круглогодичных городских теплиц.

Наконец, свое слово должны сказать и аддитивные технологии, бросающие вызов нынешней глобализации производств с ее сложнейшей логистикой. Сегодня комплектующие могут поступать в одно место из самых разных стран, затем переправляться на крупные сборочные предприятия, после чего готовая продукция начитает поставляться обратно во все страны мира.  Благодаря 3D печати готовые изделия с помощью нескольких принтеров могут изготавливаться прямо на месте, для чего не требуется ни огромных площадей, ни огромного количества рабочих рук. Пока аддитивные технологии имеют ограниченное применение, тем не менее, вряд ли стоит сомневаться в том, что за ними – будущее.

При желании можно привести на этот счет немало примеров. В любом случае тренд выражен весьма отчетливо. Главное, что со временем будут разрушаться сложившиеся стереотипы, из-за которых централизация и концентрация мощностей воспринимается как неизбежность. Недалек тот день, когда в массовом сознании произойдет «щелчок», и тогда то, что долгое время считалось прогрессивным и современным, станет восприниматься как пережиток прошлого.

Олег Носков