Еще в конце 1990-х профессор кафедры философии НГУ Владимир Фофанов озвучил свою концепцию «мещанского социализма». Суть ее сводилась к тому, что советские граждане не особо рвались проявлять социалистическую сознательность на казенных предприятиях, зато после работы с немалой долей усердия вкалывали ради своего маленького «мещанского» благополучия. Например, возделывали находящиеся в личном пользовании земельные участки. Социалистическая плановая экономика, как правило, эту неоформленную трудовую деятельность особо не учитывала (хотя во времена Хрущева с ней пытались бороться), но именно благодаря ей многие семьи в нашей стране обеспечивали собственную продуктовую безопасность (поскольку полностью отовариваться продуктами в магазинах или на рынках было очень накладно). Как мы знаем, на любую неблагоприятную тенденцию в отечественной экономике граждане оперативно реагировали увеличением посадок картофеля и овощей.
В наши дни эти подсобные хозяйства никуда не делись, хотя качественно несколько изменились. В большинстве случаев речь уже не идет о банальном выживании, а лишь об увеличении домашнего ассортимента плодоовощной продукции, которая до сих пор ценится выше покупной.
Отношение к домашним подсобным хозяйствам в наше время неоднозначное. С «прогрессивной» точки зрения это есть пережиток доиндустриального общества, а точнее – пережиток времен крепостничества. Считается, что в нормальной рыночной экономике ему места нет, поскольку массовое специализированное производство, оснащенное новейшей техникой, резко увеличивает доступность любой продукции. И в этом смысле тратить время и силы на обработку собственного участка совершенно неразумно. Гораздо разумнее, якобы, потратить это время на зарабатывание денег или же на отдых, на восстановление сил после трудового дня.
Сейчас данная точка зрения становится в нашей стране очень модной. Как-то, беседуя с одним девелопером, занимавшимся малоэтажным строительством, я поинтересовался, почему в проектах домов не предусмотрены погреба или какие-либо подсобные помещения, предназначенные для хранения овощей и заготовок. На что получил полупрезрительный ответ:
"Мы создаем современный поселок, а все эти погреба с заготовками – вчерашний день. Сейчас всё можно купить в магазине. Поэтому ни один нормальный человек заниматься такой ерундой не станет».
Судя по ответу, этот девелопер считал себя очень современным человеком и искренне верил в то, что социально-экономический и технический прогресс начисто убьет подсобное хозяйство. А кто думает иначе, то тот, мол, просто отстал от жизни.
В данном случае мы вынуждены разочаровать отечественных прогрессистов, поскольку исторические тенденции нисколько не соответствуют их прогнозам. Да, в советские времена люди вкалывали на своих земельных участках большей частью ради элементарного выживания. Но в то же время параллельно формировалась «дачная агрокультура», носителями которой выступали достаточно интеллигентные и образованные горожане. Здесь уже речь шла не о выживании, а о своеобразном творчестве, направленном на создание более высокого качества жизни. «Продвинутый» дачник, образно говоря, создавал на шести сотках свой маленький «райский уголок», вкладывая в это дело свою душу и знания. И без этих «райских уголков» жизнь горожанина совершенно тускнела.
Важно отметить, что люди занимаются не только выращиванием ягод и овощей. Они возводят на своих участках дома, создают элементы благоустройства, систему полива, строят теплицы, бани, сауны, бассейны. Как бы мы к этому ни относились, но это тоже система занятости, направленная на появление вполне конкретных материальных благ, возникающих помимо поточного производства. Можно ли назвать подобную трудовую деятельность досадным пережитком прошлого?
Дело в том, что та же тенденция давно уже отмечается в развитых странах Запада. И это – несмотря на эффективное массовое производство и отлаженные рыночные механизмы. Как указывал Элвин Тоффлер, принцип «сделай сам» является нарастающей и вполне закономерной тенденцией, с которой американский футуролог связывал общество будущего.
Иначе говоря, наши прогрессисты поторопились отменить людскую самодеятельность. На самом деле, следуя утверждениям Тоффлера, вера в абсолютное господство массового производства, ориентированного на продажу, – это и есть самый настоящий предрассудок индустриальной эпохи, клонящейся к закату.
Тоффлер различает эти две сферы деятельности. Он условно выделяет сектор А, связанный с работой человека исключительно «для себя», и сектор Б, связанный с работой исключительно на продажу. Оба сектора существовали во все обозримые эпохи. Менялись лишь их пропорции. Так, в доиндустриальную эпоху господствовал сектор А, тогда как сектор Б был представлен незначительно. После промышленной революции ситуация поменялась зеркально. То есть сектор Б вышел на первый план, фактически загнав сектор А в тень, сделав его «невидимым». Во всяком случае, экономисты просто перестали замечать и учитывать в жизни людей работу «для себя», полагая, что со временем она исчезнет окончательно. Но не тут-то было. С конца XX века сектор А начинает заявлять о себе всё сильнее и сильнее. И наша страна с ее «дачной агрокультурой» четко вписывается в тот же тренд.
В свете сказанного, кстати, в ином свете выглядят досужие суждения о так называемой «русской лени». Мол, наши граждане, не усвоив протестантской этики, не горят желанием отдавать все силы на производстве. Однако никто не учитывает, сколько сил, энергии, знаний и фантазии они вкладывают в обустройство своих участков, сколько времени после основной работы они тратят на создание своих «райских уголков». Достаточно проехаться по садовым и дачным обществам, чтобы убедиться в этом. Разве не впечатляет хотя бы тот факт, что силами любителей-дачников у нас осуществляется самая настоящая интродукция нетрадиционных для суровых климатических условий культур.
Новосибирские любители выращивают на своих участках виноград, сливы, абрикосы и даже персики – культуры, которые в близлежащих академических институтах пока еще не исследуют научно! Но ведь кто-то на своих дачах собирает немалые урожаи того же самого винограда европейских сортов. Иной раз речь идет о центнерах!
Мы называем это любительством, хотя по сути своей речь идет об опытных участках, где аккумулируются серьезные знания о конкретных растениях, осуществляются постоянные фенотипические наблюдения!
В нашем случае принципиально важно то, что точно такие же упреки относительно «лени» (о чем пишет Тоффлер) с определенных пор стали адресовать европейцам (англичанам и немцам), не замечая элементарного охлаждения людей к поточной работе на фабрике или в офисе, и параллельного усиления творческого энтузиазма применительно к работе «для себя». Та же тенденция начинает просматриваться и у китайских рабочих. Индустриализм подсознательно воспринимается человеком как нечто чуждое, нечто «адское» по своей сути. И не удивительно, что он пытается противопоставить ему свой «райский уголок». Это можно рассматривать как необратимую историческую тенденцию.
Самодеятельное создание какого-либо продукта становится делом всё более и более увлекательным, переключая на себя внимание современного человека. Причем, этому в немалой степени начали способствовать новые технологии, превратившие такой труд в развивающее творчество и интересную игру. К примеру, самостоятельное обустройство собственного дома и земельного участка уже не выглядит тяжелой отупляющей рутиной. Человек начинает раскрывать свою фантазию, свой вкус, воплощать свои маленькие мечты, усваивая для этой цели необходимые знания и приобретая некоторые навыки, которые раньше числились исключительно за профессионалами. То же самое касается выращивания на своем участке различных растений, в том числе ягод и овощей. Современный «продвинутый» дачник нисколько не напоминает крепостного крестьянина. В своей работе «для себя» он уже в состоянии состязаться с профессионалом. Благо, с каждым годом (в основном – благодаря Интернету), он может добыть по интересующему предмету любую информацию и даже заочно, в режиме онлайн, получить настоящий мастер-класс.
В каком-то смысле возрождение сектора А есть некое воспроизведение диалектического витка на более высоком, так сказать, уровне. Здесь типичная гегелевская триада: тезис (доиндустриальная эпоха, когда сектор А доминировал), антитезис (сектор А начинает отрицаться и вытесняться сектором Б) и, наконец, синтез, когда этот сектор возрождается на новой основе, не вступая в противоречие с сектором Б, а образуя с ним гармонию. Специально отмечу, что речь совсем не идет об отходе назад. В будущей эпохе эти сектора уже не будут находиться в состоянии вражды и противодействия. Скорее всего, рынок и поточное производство начнут содействовать развитию производственной самодеятельности. К примеру, «продвинутый» дачник будет приобретать различные «умные» приспособления для своего сада: систему автоматизации полива, различные датчики и индикаторы, конструктивные элементы для теплиц, систему подогрева почвы в теплицах, солнечные батареи, ветряки, а также различные компьютерные программы для полной автоматизации всех процессов. Примеров таких можно привести огромное множество – вплоть до домашней микро-фабрики, способной разместиться в маленькой комнате и даже на кухонном столе.
Иными словами, личное подсобное хозяйство станет «умным» и наукоемким. И понятное дело, что в этих условиях роль науки не только не уменьшится, но многократно возрастет. А общение с учеными-специалистами станет нормой для простого человека. И сама наука станет тогда подлинно «народной».
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии