«Старатели» придут на помощь Байкалу

Пару лет назад (о чем мы уже писали) новосибирские специалисты в области экологического домостроения предложили для Новосибирска необычный проект. Суть проекта заключалась в следующем: прямо в центре города выделяется место для естественной переработки пищевых отходов, поступающих из близлежащих кафе и столовых. Переработка осуществляется с помощью компостных дождевых червей (так называемый червь «Старатель»). Для этого создаются специальные «червятники» – небольшие контейнеры, заполненные субстратом с червями. Органика поступает прямо в контейнеры после предварительного измельчения. Черви перерабатывают её в биогумус, который можно с успехом использовать для озеленения городских территорий. Например, для выращивания цветов. Причем, цветы предлагалось высаживать рядом с «червятниками», придавая этим местам эстетически привлекательный вид. 

Спору нет – инициатива была интересной и стопроцентно инновационной. Но, к глубокому сожалению, как раз в силу своей новизны она оказалась мало кем оцененной по достоинству. В общем, в Новосибирске это дело не пошло.

Зато теперь эта идея по утилизации органики с помощью «старателей» начинает воплощаться в жизнь на далеком Ольхоне. Как мы уже неоднократно писали, новосибирские ученые принимают активное участие в реализации государственной программы по защите Байкала от органических стоков. За прошедший год местные жители смогли увидеть в материале элементы той инновационной технологии, которая должна избавить «островитян» от самой главной проблемы – бытовых отходов, угрожающих экологии озера. Причем, не только избавить от отходов, но и превратить их в ценный продукт.  «Старателям» в этой жизненной цепочке отводится очень важная роль, поскольку именно они будут здесь главной «рабочей частью» агрегата по утилизации органики. Своего рода природный «реактор» по производству биогумуса.

Напомним, что основную работу по внедрению указанной технологии осуществляет сотрудник Института теплофизики СО РАН, руководитель проекта «Экодом» Игорь Огородников. По его словам, сейчас на Ольхоне создан кооператив, который как раз возьмется за переработку отходов. Условно говоря, монополизирует органические отходы как некое сырье, подлежащее переработке. Будет приниматься всё, что только можно на этом острове собрать – всю лишнюю органику, включая и человеческий навоз. Дело должно быть не только полезным, но и экономически выгодным. Жители Ольхона постепенно посвящаются в экологические технологии, и уже появились местные энтузиасты, готовые активно включаться в процесс.

Как заметил Игорь Огородников, в населенном пункте, где будет создана данная площадка, территория напоминает пустыню. Почвы там очень скудные, растительности почти никакой нет. И фактически получится так, что само население начнет «работать» на повышение плодородия местных почв. Полученный гумус будет обогащать землю в границах этого поселения. Вносить какие-то изменения в сопредельные территории не предполагается, поскольку там находится национальный парк, территория которого оставлена под естественные процессы.

Фактически, созданный кооператив будет решать задачу обслуживания общественных туалетов, являющихся главным источником загрязнений Байкала, особенно во время туристического сезона. Компостные черви, надеются наши специалисты, должны успешно справиться с переработкой этих отходов.

В принципе, использование компостных червей для подобных целей известно давно. Новизна ольхонского проекта заключается в том, что здесь указанная технология будет применена для решения серьезной экологической задачи, имеющий, по сути, мировое значение (если учесть значение озера Байкал для планеты). «Такой эксперимент будет осуществлен в нашей стране впервые. Я бы даже сказал – впервые на планете. Как бы высокопарно это ни звучало, но на самом деле это именно так», – заметил Игорь Огородников.

Здесь важно учесть, что до этого еще никто не ставил экологические задачи в контексте развития природы, в контексте улучшения экосистемы. Именно в такой постановке вопроса заключается основной элемент новизны. Это очень важный момент, требующий дополнительного уточнения.

Дело в том, что когда речь заходит о решении экологической проблемы, то задача по привычке рассматривается в контексте защиты, а не в контексте развития и улучшения. Чаще всего предлагается что-то запретить, что-то убрать, что-то очистить. Когда проблема Байкала дошла до главы государства, то вопрос о спасении озера был поставлен традиционно – запретить! То есть запретить сбрасывать стоки в воду. Проще было, конечно, вообще выселить оттуда людей, не пускать туристов и так далее. Так вот, принцип, который решили применить новосибирские специалисты-экологи, сводится к тому, чтобы решить проблему путем превращения «яда» в «лекарство». При этом опираясь на механизмы, созданные самой природой. В роли «яда» в данном случае выступают отходы, оставляемые местными жителями и туристами. Но эти же самые отходы, пропущенные через «реактор» построенных «червятников», превращаются в биогумус, способный повысить плодородие почв Ольхона. Получается, что туристы будут невольно работать на благо природной среды – чем больше отходов, тем больше биогумуса!

По мнению Игоря Огородникова, борьба за экологию должна сегодня осуществляться именно в этой парадигме – не сохранять, а развивать!

«Мы сильно сократились по биоразнообразию, планета опустынилась более чем на 50 процентов, население растет, повсеместно используются химические технологии. Патологичность населения достигла очень высокого уровня. Принцип, который мы провозглашаем, направлен на то, чтобы каждый человек произвел биологически ценного вещества больше, чем он потребил, взяв из природы», – разъяснил свою позицию ученый.

Иначе говоря, весь цикл человеческой жизнедеятельности должен быть организован таким образом, чтобы повернуть процесс опустынивания вспять – в сторону восстановления экосистем.

Только в указанном контексте можно осознать подлинное значение ольхонского проекта. Защита Байкала – это лишь часть программы. В целом же здесь внедряется технология эффективного восстановления почв. Ольхон становится как раз таким местом, где осуществляется своего рода локальное «терроформирование». Впоследствии мы сможем опираться на данный прецедент, решая ту же задачу, но уже в большем масштабе. Рано или поздно это понадобится всем. Обратного пути, считает Игорь Огородников, у человека нет. Сегодня, замечает он, человек находится перед угрозой вымирания, и его вполне может ожидать участь динозавров. Правда, в отличие от древних ящеров, у людей есть мозги, благодаря которым они в состоянии избежать печальной участи.

Олег Носков