Мусорный тупик

В стране постепенно разрастается конфликт между чиновниками и гражданскими активистами по вопросу утилизации мусора. Тенденция обещает быть долгосрочной, поскольку ситуация развивается так, что практически исключает возможность какого-либо консенсуса. Каждая сторона, что называется, тянет одеяло на себя, всякий раз провоцируя обострение. Этим летом, как мы помним, сильно «подгорало» в Подмосковье, и поскольку проблема там так и не была решена, с весны противостояние пойдет по второму кругу.

У нас в Новосибирской области складывается похожая ситуация, а может – и того хуже. Откуда у меня такой мрачный настрой? Ответ прост – ни одна из сторон пока еще не проявила серьезного, глубокого интереса к профессиональной точке зрения на подходы к решению указанной проблемы. Для Новосибирска такое отстраненное отношение к подлинно экспертному мнению лично мне представляется странным. Объясню просто. Если вы, живя в нашем городе, искренне интересуетесь проблемой утилизации мусора, если вам необходимо ознакомиться с научными подходами к ее решению, то восполнить пробел в знаниях вам не составит большого труда. Благо, здесь ежегодно проходят различные научные конференции и технологические форумы, где всё это подробно обсуждается специалистами. Надо быть совершенно далеким от этой темы, чтобы не знать на сей счет каких-либо технических подробностей. Подчеркиваю, кто искренне интересуется проблемой, тот за два-три года в состоянии расколоть для себя этот «орешек», а некоторые цифры даже выучить наизусть. 

Вынужден еще раз напомнить, что в Новосибирске разработана современная технология термической утилизации мусора, удовлетворяющая самым строгим экологическим нормативам Евросоюза. Причем, технология давно уже существует в «железе».

То есть это не какие-то теоретические выкладки или результаты лабораторных экспериментов. Специальные барабанные печи для экологически безопасного сжигания органических бытовых отходов производятся под заказ не где-нибудь, а в самом Новосибирске! Мало того, недалеко от города, в Коченевском районе, несколько лет исправно работает небольшой завод, сжигающий по такой технологии просроченные продукты и опасные медицинские отходы (о чем мы уже сообщали подробно).

В общем, если вы намерены изучить проблему, вы можете не только послушать, но также посмотреть и даже потрогать руками. Вот только случилось так, что люди, отвечающие за экологию (официально или же «по зову души») не особо стремятся к тому, чтобы слушать, смотреть и трогать. С одной стороны, с подачи некоторых безграмотных «гражданских активистов» сжигание мусора прировняли к экологической диверсии. Например, в том же Подмосковье местные жители сказали свое решительное «нет!» сжиганию отходов. Именно так они отреагировали на решение московских властей построить в регионе четыре мусоросжигающих завода. Негативная реакция, естественно, является следствием неосведомленности в этих вопросах.

Отмечу, что упомянутые предприятия будут закуплены в Японии, где сжигание отходов налажено очень хорошо (показательно, что прямо в Токио расположено несколько десятков таких предприятий, которые нормально вписываются в экологические нормативы). Есть, конечно, некоторые вопросы к экономике данного решения. Но с экологией дела обстоят здесь не так уж плохо, как полагают возмущенные жители и их идейные вдохновители. Однако многие ли из нас вдаются в технические тонкости, включая и «гражданских активистов»? В результате ситуация заходит в тупик, поскольку «неквалифицированное» мнение протестующих граждан решению проблемы с мусором нисколько не содействует. И лично я нисколько не удивлюсь, если и у нас в Новосибирске общественность будет настроена таким же образом.

С другой стороны, представители власти ведут себя несколько двусмысленно. Новосибирска это касается особо. Сошлюсь на конкретный пример, который лично меня сильно озадачил. Собственно, я давно уже свыкся с тем, что в региональном правительстве имеют своих особых экспертов, далеких как от академической науки, так и от конкретных технических разработок. Но была надежда на то, что в новосибирской мэрии готовы включиться в диалог с учеными и выработать конкретные решения по этой суперважной проблеме, угрожающей сейчас городу подобно дамоклову мечу. Во всяком случае, департамент промышленности, инноваций и предпринимательства давно уже поднимает эту тему и организует многочисленные круглые столы и технологические форумы, где проблема термической утилизации мусора постоянно освещается. Так, еще в октябре 2014 года по инициативе названного департамента был организован круглый стол в пресс-центре ТАСС-Новосибирск, где эта технология была презентована самими разработчиками – сотрудниками Института теплофизики СО РАН. Параллельно предложения по термической утилизации мусора поступили от них городским руководителями напрямую и были рассмотрены на специальном совещании, которое провел тогдашний заместитель мэра. Причем, это было уже далеко не первое обращение ученых в высокие инстанции. Кроме того, в ноябре прошлого года начальник департамента – Александр Люлько – лично посетил упомянутое предприятие в Коченевском районе, чтобы своими глазами увидеть технологию в действии.

Совсем недавно, в рамках VI Международного технологического форума «Технопром-2018», был проведен круглый стол по современным технологиям, в котором принял участие сам мэр Новосибирска Анатолий Локоть. В числе докладчиков был научный руководитель ИТ СО РАН академик Сергей Алексеенко, который в очередной раз презентовал проект по утилизации коммунальных отходов. Не будем сейчас вдаваться в подробности, поскольку об этом мы также писали неоднократно. Напомним только, что специалисты Института предлагают совмещать термическую утилизацию с предварительной сортировкой. То есть максимальная эффективность, на их взгляд, достигается только при комплексном подходе. Однако надо понимать, что вся органика, не пригодная в качестве сырья, должна обязательно сжигаться. В данном случае могут использоваться либо упомянутые выше барабанные печи, либо плазменные установки (если речь идет об очень опасных отходах). Короче говоря, от ученых вновь поступило вполне конкретное предложение. И конечно, любой, кто отслеживает развитие этой темы в течение нескольких лет, давно уже ждет конкретных решений по этому поводу со стороны городского руководства.

Что же мы услышали от мэра? Анатолий Локоть обратился к ученому с такими словами: «Есть ли у вас какая-то экспериментальная установка? Понимаете, ведь если бы мы ее сейчас поставили, то многие вопросы с общественностью, с экологами, мы бы сняли… Картинки – это, конечно, хорошо, но вот если бы вы это продемонстрировали, всех пригласили бы, то это было бы очень, очень здорово».

Пожелания мэра как будто прозвучали уместно и убедительно. Вроде бы он выступает за конкретику, за практическое содержание… Однако смущает тот факт, что эти фразы произносятся в городе, где современное оборудование для сжигания отходов уже давно изготавливается под заказ (в том числе – для муниципалитетов). А рядом с городом успешно работает целое предприятие, оснащенное таким оборудованием (я уже не говорю о том, что наши новосибирские специалисты выступают в роли консультантов по сжиганию мусора в таких странах, как Китай и Южная Корея). Почему мэрия Новосибирска до сих пор не оказалась в числе заказчиков, остается непонятным. Что касается ученых, то они продолжают ежегодно делать свои презентации руководителям разных уровней, и всегда – с одним и тем же результатом. То есть вообще без результатов...

Я не хочу подозревать больших руководителей в забывчивости или в неосведомленности, но вынужден обратить внимание на то, что представители академической науки – это не артисты, которые ежегодно могут на бис исполнять одну и ту же песню. Технология термической утилизации отходов, разработанная в ИТ СО РАН, презентуется высоким начальникам города и области уже второе десятилетие! За это время «картинки» (благодаря частным компаниям) воплотились в «железо», и на это «железо» уже есть спрос со стороны ИНОГОРОДНИХ компаний и учреждений. И где, в конечном итоге, будет реализован проект ИТ СО РАН – вопрос отнюдь не риторический. При существующем раскладе даже создание демонстрационной установки (о которой говорил мэр) вряд ли что-то изменит в самом характере отношений местных руководителей к техническим инновациям. Подобная «забывчивость» красноречиво свидетельствует об одном – у городских начальников до сих пор не выработано никаких конкретных подходов к решению мусорной проблемы (либо эти подходы по каким-то причинам не афишируются). Именно поэтому публичное общение с учеными не приводит к практическим результатам. И это может продолжаться бесконечно.

Допустим, руководители вынуждены сохранять «политес», демонстрировать на публике нерушимый союз с академической наукой. Однако вряд ли такие парадные постановки содержат в себе практический смысл и хоть как-то помогают делу. Скажем, вас не устраивает предложенная технология, вы в чем-то сомневаетесь? А может, у вас совершенно другие подходы к решению проблемы? Или вы больше доверяете импортным технологиям? Но тогда стоило бы всё это озвучить и привлечь к обсуждению большую группу технических специалистов, способных компетентно растолковать все «за» и «против». Пусть выводы будут не в пользу наших ученых, однако только так возникнет предмет для конструктивного обсуждения и для выработки конкретных решений. В противном случае «политес» затянется надолго, в то время как проблема сама по себе не рассосется, и в скором времени нашим руководителями придется объясняться с возмущенной общественностью.

Олег Носков