Гори оно всё

Как стало известно, депутаты Госдумы признали сжигание мусора «приоритетным способом обращения с отходами» по сравнению с захоронением на полигонах. Данное заключение, по утверждению «Известий», содержится в протоколе по итогам совещания думского Комитета по энергетике. Также в этом документе указано, что построенные ранее мусоросжигательные заводы компании «РТ-Инвест» (входит в «Ростех») получили ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ заключения государственных экспертиз, на основании чего была сформулирована рекомендация для федеральных и региональных органов власти проработать предложение о целесообразности дальнейшего строительства подобных объектов.

Отметим, что в настоящее время существует совместный проект компаний «РТ-Инвест», «Росатом» и ВЭБ, предусматривающий строительство в нескольких регионах России еще около тридцати мусоросжигательных заводов совокупной мощностью 1453 МВт. При этом представители «РТ-Инвест» заявляют, что целью указанного проекта является принципиальный отказ от захоронения мусора.

Так, реализация проекта позволит уже к 2030 году отказаться от свалок на 80% занимаемой территории проживания. В целом по стране уровень захоронения отходов планируют снизить до 25% (в настоящее время эта цифра доходит до 93%). Соответственно, будет ликвидировано порядка тридцати мусорных полигонов в крупнейших агломерациях. Таким путем устраняется сама необходимость в создании новых полигонов, благодаря чему сохранится не менее 30 тысяч кв. километров земельных угодий.

Если не вдаваться в детали, то озвученная информация звучит обнадеживающе. Создается впечатление, что наверху прислушались, наконец-то, к рекомендациям наших ученых. Напомним, что специалисты Института теплофизики СО РАН уже два десятка лет убеждают руководителей разных уровней заняться внедрением технологий мусоросжигания, совместив тем самым решение экологических проблем с вопросами энергетики. В Институте давно уже работают над такими технологиями. Мало того, сами технологии уже не первый год - в порядке инициативы некоторых частных компаний - воплощаются «в железе». Так, недалеко от Новосибирска ГК «Квант» несколько лет назад построила завод по безопасному сжиганию в специальных барабанных печах (совместная разработка с ИТ СО РАН) медицинских отходов и просроченных продуктов. Данное предприятие в состоянии эксплуатироваться в качестве энергетического объекта (для чего достаточно принять соответствующий закон). Кроме того, вопросами термической утилизации отходов занимается Институт катализа СО РАН, разработавший свою собственную технологию каталитического сжигания низкокалорийной органики. Технология также существует в «железе» о кое-где нашла практическое применение.

Короче говоря, благодаря одним только сибирским специалистам Россия в состоянии предложить сразу несколько таких технологий. Мало того, уже сейчас мы в состоянии осуществить ПОЛНЫЙ ЦИКЛ производства соответствующего оборудования, которым занимаются новосибирские компании, тесно сотрудничающие по этим вопросам с научными организациями СО РАН. Казалось бы, позиция российских законодателей сдвинула вопрос с мертвой точки, и теперь, наконец-то, наши разработки будут востребованы во многих регионах страны. Подчеркиваю, если не вдаваться в детали, то повод для оптимизма будет немалый. Но если разобрать вопрос более внимательно, то возникнут смутные опасения, что хорошая идея может привести на практике к сомнительному воплощению.

За разъяснениями мы обратились к ведущему новосибирскому специалисту в области утилизации отходов – генеральному директору ООО «Огневая технология» Геннадию Багрянцеву, который уже не один десяток лет взаимодействует с ИТ СО РАН по вопросам сжигания мусора и является одним из разработчиков упомянутой выше барабанной печи. В общем, наши опасения оправдались. Отношение Геннадия Багрянцева к решению депутатов Госдумы двойственное.

С одной стороны, специалиста радует сам факт того, что термическая утилизация отходов официально получила «зеленый свет». Но, с другой стороны, серьезно настораживает то обстоятельство, что столь важное дело пытаются реализовать через государственного монополиста, который уже был замечен в бесцеремонном завышении смет. По словам собеседника, наши производители оборудования готовы поставлять его по ценам в три-четыре раза ДЕШЕВЛЕ тех расценок, что фигурируют в официальных бумагах.

Возникает вполне закономерное подозрение, что тему мусоросжигания пытаются банально использовать для не совсем благих целей. В этой связи пару месяцев назад наши специалисты направили в правительство РФ соответствующие предложения, где представили подробные технические и экономические выкладки. Обратного отклика пока не поступало. Поэтому остается ждать, что наверху все-таки учтут пожелания разработчиков и вступят с ними в конструктивные отношения.

Не меньше вопросов вызывает и упомянутая в самом начале государственная экспертиза, «благословившая» дальнейшее строительство устаревших заводов по сжиганию мусора. Мало того, что официальная стоимость покупки выглядит просто сумасшедшей (по мнению специалистов, она завышена примерно в семь раз!), так при этом используемые здесь технологии не идут ни в какое сравнение с тем, что есть у наших разработчиков. Как заметил Геннадий Багрянцев, мировой рынок оборудования для сжигания мусора весьма насыщен. Существует немало зарубежных компаний, готовых «впарить» россиянам откровенное старье. И самое печальное, что у нас идут на такие сделки, игнорируя собственные разработки. Как я уже сказал, наши технологии, соответствующие самым высоким экологическим стандартам, давно уже реализованы «в железе». Помимо этого, они прошли еще и международные экспертизы. И в настоящее время, отмечает Геннадий Багрянцев, российские специалисты становятся желанными гостями в Китае и в Южной Корее.

Разумеется, у наших разработчиков есть резонное опасение, что закупка импортного старья (да еще по завышенным расценкам) способна серьезно дискредитировать саму идею сжигания мусора и, в конечном итоге, оставить за бортом передовые отечественные технологии. Такие опасения далеко небеспочвенны. Так, упомянутое решение думского Комитета вызвало негативную реакцию со стороны некоторых видных борцов за экологию. Один из экспертов, входящий в число официальных советников по экологическим вопросам в Государственной Думе, объявил о том, что данное решение приведет к появлению огромного количество зольных остатков третьего класса опасности. Дескать, всю эту токсичную массу повезут на полигоны, а последствия будут расхлебывать жители близлежащих населенных пунктов. Естественно, критика адресуется импортному старью, однако при этом разоблачается термическая утилизация как таковая. О передовых отечественных технологиях, конечно же, не говорится ни слова – как будто их не существует вообще.

Параллельно оживляются (в который раз) и гражданские активисты, назвавшие решение думских депутатов «очередной победой зла». Как нам стало известно, в Москве – с подачи отдельных лидеров оппозиции – уже начался сбор подписей против строительства в стране мусоросжигательных заводов. Злые языки утверждают, будто весь этот ажиотаж намеренно подогревается владельцами мусорных полигонов, опасающихся потери доходов. Как бы то ни было, проблема только загоняется в тупик. А в этом время как наши специалисты по термической утилизации мусора реализуют свои компетенции заграницей.

Полагаю, что в этих условиях было бы уместно включить в программу развития Новосибирского Академгородка строительство современного предприятия по термической утилизации мусора. Как мы уже сказали, такое предприятие уже функционирует под Новосибирском. Если верить разработчикам, с тех пор они продвинулись еще дальше, и уже готовы предложить более совершенное оборудование, способное утилизировать 100-150 тысяч тонн отходов в год (о чем, кстати, как раз было доложено правительству). Строительство такого предприятия помогло бы Академгородку зараз убить двух зайцев. Во-первых, продемонстрировать научно-технический потенциал Новосибирской области, послав хороший сигнал как руководителям разных уровней, так и частным инвесторам (что очень важно для реализации стратегических планов). Во-вторых, такое предприятие могло бы решить свою собственную проблему с утилизацией отходов, которая обострятся с каждым годом (о чем мы говорили неоднократно). Самое главное: такой проект окажется во много раз дешевле строительства помпезных мега-установок. Но отдача от него может получиться колоссальная.   

Константин Шабанов