Тема утилизации мусора грозит стать неисчерпаемой. Я напомню, что эту проблему у нас в области пытаются решать еще с середины «нулевых», но, судя по результатам минувшего лета, решается она не очень успешно. Разговоров было много, и впереди их будет еще больше. Специалисты и политики стоят перед «сложной» (как им кажется) дилеммой – сжигать или разбирать? Дискуссия, к сожалению, затягивается, но проблема не решается. А полигоны, между тем, начинают дымить.
Вначале, как мы помним, у нас попытались разбирать. Мы уже писали, что где-то в середине «нулевых» по стране распространялись красивые истории о мусорном «сокровище», о том, как в Китай из США отправляются целые баржи, груженные бытовыми отходами, на которых ушлые гонконгские миллионеры якобы делали большие деньги. Правда, сегодня выясняется, что американцы банально сплавляли свой мусор в Китай под видом «переработки». Что там с ним было дальше, история умалчивает. Однако вера в то, что на разборке мусора можно неплохо обогатиться, способна была вскружить головы не только бизнесменам, но и некоторым политикам.
Именно под впечатлением от таких рассказов в Новосибирске увлеклись строительством предприятий по сортировке мусора. Мол, дело понятное: извлекай из отходов ценные фракции и пускай их на вторичную переработку – вот тебе и источник доходов. Правда, за прошедшие пятнадцать никаких серьезных сдвигов на данном поприще у нас не произошло. Хотя, по идее, если это и впрямь так выгодно, то за мусором должны просто выстраиваться очереди. Но этого-то как раз и не наблюдается. Причина оказалась банальной.
Как в свое время объяснил проблему серьезный эксперт в этой области – директор ООО «Огневая технология» Геннадий Багрянцев, - предприятиям крайне неудобно и неприятно работать с «грязными» отходами. То есть с отходами, осемененными патогенными микроорганизмами. В чем содержатся эти патогены, понятно – они содержаться в быстро разлагающейся органике. Главным образом – в пищевых отходах, которые мы без малейших раздумий швыряем в мусорное ведро. Потом это все накапливается в контейнерах, доходя до стадии зловонного разложения. Ну а затем данное «сокровище» кто-то предлагает вести на завод, чтобы из этой смердящей массы извлекли какие-то ценности. Понятно, что мало кому захочется работать с подобным «сырьем».
Для решения проблемы было предложено два пути: либо термическая утилизация всей массы, либо предварительная сортировка на уровне жильцов – с последующей отправкой на заводы. На термической утилизации настаивают специалисты Института теплофизики СО РАН, которые давно разрабатывают необходимую технологическую цепочку. Правда, не так давно они пришли к выводу, что предварительная сортировка здесь также необходима. Но в целом бытовые отходы рассматриваются ими как низкокалорийное топливо, которое позволит нашему региону немного сэкономить на угле. Однако в коридорах власти пока еще не настроены на реализацию такого подхода, поскольку мусор как вторсырье кажется более привлекательным. Вдобавок ко всему, российские общественники косо смотрят на сжигание отходов и в настоящее время нагнетают истерию по поводу подобных практик.
Впрочем, специалистам виднее, какие технологии лучше всего применить. И проблема упирается, на самом деле, как раз в предварительную сортировку. У нас вроде бы пытаются осуществлять работу по экологическому просвещению населения, но пока что безрезультатно. На мой взгляд, «немецкий» вариант, выбранный в качестве наглядного примера, здесь вряд ли сработает: пластик – отдельно, бумагу – отдельно, стекло – отдельно… Такой детальный подход слишком усложняет процесс. Полагаю, можно использовать куда более простую схему, но при этом весьма понятную и обоснованную как логически, так и технологически.
Как мы уже сказали, главная проблема отходов в том, что они – «грязные». По большому счету, проблему создает наличие быстроразлагающейся органики. Она же ответственна за тот ад, который начинается на полигонах. Почему бы, в таком случае, не начать сортировку именно с неё? Здесь ведь всё просто и понятно. Аккуратные дачники именно так и поступают. Скажем, есть один большой мусорный пакет, куда складывают то, что не разлагается или разлагается медленно – всё тот же пластик, стекло, металл, керамика, разные виды упаковок и так далее. Такой пакет может заполняться неделями. Он, естественно, не издает никакого неприятного запаха, поскольку там ничто не гниет. Этот сухой «чистый» мусор без всяких проблем могут принять мусоросортировочные предприятия. А что мы делаем на даче с быстро разлагающейся органикой, то есть с пищевыми отходами и разными растительными остатками? Дело известное – всё это отправляется в компостную кучу, становясь потом источником восстановления плодородия наших овощных грядок.
Показательный пример, не так ли? То есть органика, создающая проблемы горожанам, в «дачных» условиях приносит только пользу. Так почему бы эту практику не распространить широко среди нашего населения, коль здесь всё элементарно? Разделять гниющее и не гниющее. Данный принцип усвоит даже ребенок дошкольного возраста. Таким путем мы будем отдельно накапливать «сухие» фракции, и отдельно утилизировать разлагающуюся органику.
Есть, правда, еще одна категория отходов – потенциально опасные отходы. Сюда относятся батарейки, аккумуляторы, радиодетали, лампы, ртутные градусники и тому подобное. Для таких отходов надо приготовить дополнительный – третий – контейнер. Кстати, те же аккуратные дачники складывают батарейки и лампы в отдельную коробочку. Здесь также всё понятно.
Таким образом, мы получаем ТРИ вида контейнеров и, соответственно, три вида мусорных ведерок, откуда будет поступать мусор в контейнеры. Для простоты им можно придать цвет – красный, желтый, зеленый. Как цвета на светофоре! В красное ведерко мы складываем потенциально опасные отходы. В желтое – не гниющие и трудно разлагаемые отходы. В зеленое ведерко помещаем пищевые отходы и прочую быстро разлагаемую органику (растительные остатки, мягкую бумагу). Причем, при желании любой из нас может перерабатывать органику прямо в квартире, превращая ее в компост или биогумус. Сейчас, кстати, уже производят такое оборудование. И возможно, скоро его будут производить и у нас в Новосибирске. В любом случае, органика уже не будет создавать проблем, как это происходит настоящее время. При необходимости зеленые контейнеры можно заранее проектировать как большие компостеры. Соответственно, их содержимое станет использоваться в качестве органических удобрений, отправляясь либо на городские газоны, либо в пригородные теплицы, либо на поля.
Я специально обращаю внимание на последний момент. Дело в том, что при такой сортировке мусора он может сразу позиционироваться как сырье и предлагаться тем, кто в нем заинтересован. Содержимое зеленого контейнера забирает одна организация (например, тепличное хозяйство), содержимое желтого – другая (тот, кто занят переработкой вторсырья), содержимое красного контейнера – третья организация (те, кто утилизирует опасные отходы или извлекает цветные металлы и токсичные компоненты). Причем, указанные контейнеры могут иметь не только разные цвета, но также разную форму и объем. Здесь уже решат специалисты.
Для нас важно, чтобы для указанных целей была запущена специальная образовательная программа. Как я уже сказал, такая сортировка достаточно проста для понимания, и этому можно спокойно научить детей даже с детского сада. Думаю, с тремя цветами особой путаницы не случиться. Понятно, что они предложены не ради украшения, поскольку несут смысловую нагрузку. Красное – символ опасности. Желтое символизирует нейтральность. Ну, а зеленый цвет в наше время прочно ассоциируется с природой и экологией. Всё просто и понятно! Это почти то же самое, как объяснить детям значение цветов светофора.
Откровенно говоря, у меня здесь мало надежд на государственные органы. Я думаю, в коридорах власти еще долго будут размышлять, спорить и совещаться. А время, между тем идет, и полигоны дымят все сильнее и сильнее. В этой связи я возлагаю надежды только на муниципальные органы и их совместную работу со специалистами и представителями бизнеса. По большому счету, любой адекватный местный руководитель в состоянии реализовать указанную схему, проведя соответствующую образовательную кампанию среди детей и взрослых. Сюда спокойно можно подключить и местные школы, и детские сады, и дома культуры. Ну и, конечно же, можно также договориться с производителями насчет изготовления упомянутых цветных контейнеров, ведерок и мусорных пакетов (напоминаю – красные, желтые, зеленые). Параллельно решается вопрос с организациями, способными принимать содержимое этих контейнеров.
Ну и главное: эта программа реализуется в условиях постоянных консультаций со специалистами. Такие специалисты в Новосибирске есть, и не будет никаких проблем, чтобы подключить их к данному процессу. К настоящему времени основные «звенья» указанной технологической цепочки у нас достаточно хорошо проработаны, в том числе и способы просветительской деятельности. Осталось только организовать все это дело в единую стройную систему. Вопрос только в том: где начать? Кто окажется тем вменяемым муниципальным руководителем, который попытается реализовать у себя такую схему? Мы, конечно, готовы навскидку назвать имена. Но пока воздержимся, чтобы не обидеть других руководителей.
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии