Не так давно в новосибирской прессе появились сообщения о планах региональных властей построить недалеко от Новосибирска два завода по сортировке твердых бытовых отходов с их последующим брикетированием и складированием. На это дело (если, опять же, верить прессе) собираются выделить более трех миллиардов рублей. Сами намерения, естественно, преподносятся так, что по данному вопросу мы идем впереди планеты всей, и что государственные чиновники будто бы делают всё возможное для решения экологической проблемы. И в данном контексте означенная сумма, конечно же, должна произвести сильное впечатление на неискушенных жителей области. Как-никак, три миллиарда – это почти 10% от годового бюджета Новосибирска!
О том, что мусорные полигоны таят опасность для жителей города и чреваты экологической катастрофой, пишется у нас постоянно. В частности, специалисты опасаются спонтанного возгорания мусора, из-за чего Новосибирск может накрыть удушливым облаком, насыщенным токсичными веществами. Полигоны, на которых складируется городской мусор, давно уже превратились в настоящие «залежи» органики, перемешанной с землей. Суммарно они занимают площадь более 50 га. Ежегодно объемы мусора увеличиваются здесь на 2 800 тысяч кубических метров. Если это всё начнет тлеть, то мало не покажется никому.
Какой выход из ситуации? Еще в середине «нулевых» в Новосибирске пытались подойти к проблеме «по-европейски», построив предприятие по сортировке мусора. Предприятие построили, но отдачи не получили. Оказалось нерентабельно (речь, как вы поняли, идет о мусороперерабатывающем заводе № 2).
С тех пор прошло уже восемь лет. Полигоны заполнились под завязку. И что предлагают наши руководители? В принципе, то же, что и раньше – строить заводы по сортировке мусора, надеясь на то, что это будет экономически выгодно… Похоже, из предыдущего опыта должных выводов сделано не было. Как и не было рассмотрено никаких альтернативных вариантов.
Показательно, что уже в течение нескольких лет специалисты-разработчики Института теплофизики СО РАН обивали пороги властных кабинетов, предлагая свой проект термической утилизации ТБО. Причем, ссылаясь на мировой опыт и передовые технологии. Как утверждает директор Института теплофизики Сергей Алексеенко, сжигание является лучшей технологией по утилизации отходов. Органический мусор – это еще один источник энергии, по сути – возобновляемый источник. Ежегодно в России образуется до 7 млрд тонн промышленных и бытовых отходов. А суммарная площадь полигонов уже составляет 1500 кв. километров, что равняется площади Люксембурга! Однако в России, как с сожалением констатирует ученый, ТБО до сих пор еще не рассматривается в качестве возобновляемого источника энергии.
Не удивительно, что производство тепла или электроэнергии из ТБО в нашей стране до сих пор никак не стимулируется государством (в отличие от развитых стран). Существующие энергетические компании также не занимаются тепловой утилизацией мусора (а зачем, когда есть уголь и газ?). Соответственно, у нас нет единого оператора по управлению ТБО и нет экономического обоснования тарифов за отходы.
На этом фоне парадоксальным выглядит то обстоятельство, что в 2012 году Росприроднадзор признал сжигание ТБО… лучшей для России технологией по утилизации мусора! Естественно, такие выводы были сделаны на основании изучения соответствующего зарубежного опыта. Так, в странах ЕС на всех заводах, связанных с переработкой мусора, используемая энергия (в виде электричества, тепла или технологического пара) получается из самих отходов. Заводы по термической утилизации эксплуатируются энергетическими компаниями. В настоящее время в Европе количество мусоросжигающих заводов переваливает за четыре сотни. В Японии существует 1 900 установок по термической переработке ТБО, которые позволяют утилизировать 75% мусора. В США термическая переработка ТБО дает около 50 ТВт-ч полезной энергии. Китай к 2007 году довел долю термической переработки ТБО до 14 млн тонн в год, заняв по количеству сжигаемых отходов четвертое место после Европы, Японии и США. В 2012 году в Китае количество мусоросжигающих заводов достигло сотни, тогда как в 2007 году их было еще шестьдесят шесть. Термическая переработка мусора хорошо развивается в Корее, Тайване, Сингапуре.
К настоящему времени в мире действует уже 2 500 мусоросжигающих заводов, утилизирующих в год 200 млн тонн отходов, вырабатывая при этом 130 ТВт-ч электроэнергии. Иначе говоря, термическая утилизация ТБО – это весьма полезная инновация, способная не только решить экологические проблемы крупных городов, но и дать дополнительный энергетический ресурс.
Как мы понимаем, России еще только предстоит включиться в этот процесс, который пока что идет с большим «скрипом». И это несмотря на то, что существуют вполне достойные отечественные разработки, за которыми стоят многолетние научные изыскания. Но, как выясняется, российским государевым мужам они пока не очень интересны.
Причину понять не сложно. Начнем с того, что у нас по сию пору принято уповать на «неисчерпаемые» природные ресурсы. Это уже превратилось в навязчивую идею – в том смысле, что при таком восприятии наших реалий использование возобновляемых источников энергии оценивается как некое «баловство». Государство, таким образом, не готово вкладываться в подобные проекты. Что касается частных инвесторов, то они относятся к таким идеям сдержанно. Отечественные разработки требуют определенной доводки, иначе говоря – требуют пилотных проектов, достаточно дорогостоящих. И без государственных грантов включаться в этот процесс рискованно, поскольку срок окупаемости выходит очень большим. Что касается готовых западных технологий, то они пока также дороги.
Но и самое главное – даже если вы решитесь сжигать мусор в качестве источника энергии, то вам будет достаточно сложно реализовать на рынке вырабатываемую энергию. Было бы неплохо, если бы этим делом занялись энергетические компании, но у них для этого нет ни малейшего стимула.
Стимул, естественно, должен идти от власти, для чего нужна соответствующая программа по возобновляемым источникам энергии. Такой программы нет, есть только благие пожелания. Общественность, со своей стороны, не в состоянии повлиять на ситуацию, поскольку многие из нас считают сжигание мусора «грязной» технологией, отравляющей воздух. Поэтому любые разговоры о тепловой утилизации ТБО встречаются нашими гражданами в штыки. Этими предрассудками как раз и пользуются энергетические монополисты, совершенно не заинтересованные в развитии альтернативной энергетики.
Если взять Новосибирск, то здесь преобладает централизованное теплоснабжение от ТЭЦ и крупных районных и промышленных котельных, которые суммарно производят до 19 млн Гкал в год. Энергетический потенциал ТБО, по данным специалистов Института теплофизики СО РАН, составляет у нас где-то 10% от потребляемого топлива в пересчете на среднюю теплоту сгорания. По сути дела, используя этот источник энергии, мы не только получаем экономию энергоресурсов, но и решаем для города экологическую проблему, которая уже нависает над Новосибирском как Дамоклов меч.
Как мы уже сказали, ИТ СО РАН давно предлагает Новосибирску свою технологию сжигания мусора, причем, ориентируясь при этом на оборудование отечественного производства. Все основные исследования и расчеты уже сделаны. Осталось только привлечь внимание чиновников. Чиновники, конечно же, выслушивают, и даже благодарят за такую работу. И всё – на этом «сотрудничество» заканчивается. А учитывая последние разговоры по поводу строительства двух заводов по сортировке и брикетированию мусора, можно предположить, что наших разработчиков откровенно отправили в «игнор». Как всегда, не утруждая себя объяснением причин.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии