Момент истины для ВИЭ?

В преддверии очередного климатического саммита COP-28 в Дубае должностные лица ООН стали выражать свою обеспокоенность тем, что многие страны начинают отказываться от выполнения своих обязательств по климату. Об этом, в частности, высказалась заместительница генерального секретаря Амина Мохаммед. Она напомнила, что два предыдущих саммита подтвердили согласие государств бороться за ограничение выбросов, чтобы не выйти за рамки тех параметров роста глобальной температуры, которые были прописаны в Парижском соглашении. Консенсус по данному вопросу долгое время не подвергался сомнению. Однако после известных событий на Украине начались разброд и шатания. Ранее объявленные климатические цели начали размываться, и в норму стали входить компромиссные решения по ископаемому топливу.

Больше всего должностных лиц ООН смущает тот факт, что вчерашние лидеры «зеленой революции» (из числа развитых стран) заняли двусмысленную позицию: поддерживая климатическую политику на словах, они «тихой сапой» продвигают прямо противоположные решения. Если год назад это можно было списать на чрезвычайные обстоятельства (резкий рост цен на энергоносители), то в настоящее время, когда ситуация на энергетическом рынке стабилизировалась, повышенное внимание к ископаемому топливу уже начинает восприниматься как саботаж. С одной стороны, такие страны, как Россия, Китай и Индия совершенно открыто заявляют о планах по дальнейшему использованию ископаемого топлива. Так, российская концепция развития ТЭК предполагает освоение новых нефтегазовых месторождений и дальнейшую газификацию поселений. И надо сказать, что глава нашего государства никогда не высказывался прямо в поддержку «зеленого курса». Скорее, наоборот. В этом случае слова вполне совпадают с делами. То же самое касается и наших геополитических союзников. Китай продолжает открыто инвестировать в тепловые электростанции и добычу угля. Угольная тема не снимается и в Индии. По крайней мере, глава индийского правительства недавно заявил прямо: уголь жгли, и будем жечь дальше.

В принципе, со странами так называемого «Глобального Юга» (куда вписали и Россию) как будто всё понятно. Их отклонение от «зеленого курса» удивления не вызывает. Но как объяснить, что в числе злостных «саботажников» оказались те страны, чьи лидеры зарекомендовали себя как идейные приверженцы климатической политики?

Так, Джо Байден (о чем мы писали ранее) не так давно оценил реализацию «зеленого» энергоперехода в два триллиона долларов. Борьба за «чистую» энергию была чуть ли не главным пунктом стратегии развития от демократической администрации.  Дело доходило до того, что американского президента обвиняли в попытках вытолкнуть нефтегазовую отрасль на задний план – в угоду ветрякам и солнечным электростанциям. Если брать риторику Байдена и его соратников, то вся она пронизана заботой о климате. И вот совсем недавно появились сообщения о том, что действующая администрация – при всех своих реверансах по адресу «чистой» энергии – намерена увеличить добычу углеводородов. Согласно опубликованному пятилетнему плану, администрация намерена продать три морских месторождения, которые могут эксплуатироваться в течение последующих десятилетий. К неудовольствию защитников климата и экологов, США не намерены отказываться от роли ведущей «нефтегазовой» державы, каковой они стала относительно недавно. В настоящее время эта страна играет очень важную роль в росте мировой добычи нефти и газа. И при сохранении текущих тенденций до 2050 года на ее долю будет приходиться до одной трети добываемых в мире углеводородов. Как отмечают эксперты, даже если бы администрация Байдена не предприняла указанных продаж, то и в этом случае добыча нефти в США могла бы достичь очень высокого уровня. По некоторым оценкам, в следующем году она составит порядка 13 млн баррелей в день. Считается, что этого достаточно для того, чтобы сохранить лидерские позиции среди производителей сырой нефти. Отсюда и вытекает возмущение экологов, считающих планы по бурению новых скважин очередной уступкой нефтегазовым гигантам, получающим баснословные прибыли за счет «здоровья и жизней» будущих поколений.

Больше всего экологов возмущает тот факт, что прибрежные зоны до сих пор собираются использовать для нефтедобывающих платформ - вместо того, чтобы разместить там морские ветряки (как это имеет место на европейской части в Северном море). Об этом говорится открыто. В сознании климатических борцов ветряк стал «зеленой» альтернативой нефтяной вышке. Но похоже на то, что пока эти борцы не очень интересуются тем, насколько меняется сама ситуация с ветряками.

Как мы уже писали ранее, в Европе (прежде всего – в Великобритании) стал неожиданно иссякать интерес к ветроэнергетике. Можно сколько угодно говорить о «предательстве» со стороны политиков, якобы переключивших внимание на ископаемое топливо. Тем не менее, реальные проблемы в секторе «чистой» энергии, о которых предупреждали уже давно, перечеркивают радужные мечты недавних лет, когда масштабное строительство ветропарков воспринималось как вхождение в прекрасное будущее. Однако с каждым разом обнаруживаются объективные трудности, не замечать которые становится уже невозможно.

Наглядный пример – ситуация с датской энергетической компанией Эрстед, когда-то активно занимавшейся разработкой нефтегазовых проектов, а в недавнее время переключившейся на проекты в области офшорной ветроэнергетики. Как пишет агентство Bloomberg, этим летом руководство компании подняло тревогу из-за возможного обесценивания своего портфеля в США на сумму в 2,3 миллиарда долларов и падения стоимости своих акций на 46% в этом году. В публикации указывается, что компания до конца года должна принять непростое решение и по своему британскому проекту. Всё это происходит в условиях остановки развития ветроэнергетической отрасли из-за растущих затрат. 

Отметим, что Эрстед – один из крупнейших игроков на рынке возобновляемой энергетики. И, по мнению экспертов, те проблемы, с которыми сталкивается эта компания, есть и у других игроков. Для защитников климата это очень плохой сигнал, поскольку речь идет о проблемах целого направления, принципиально важного для снижения парниковых выбросов. Дополнительным аргументом в пользу сказанного являются проблемы у китайских производителей ветряных турбин, столкнувшихся с серьезным падением прибыли в третьем квартале этого года. Параллельно о серьезных проблемах по проектам в области офшорной ветроэнергетики заявила норвежская компания Equinor (также один из крупнейших игроков на рынке «чистой» энергии). Наконец, проблемы с текущим состоянием морских ветряков обнаружились у немецкой компании Siemens Energy.

Как указывает Bloomberg, названные компании, находящиеся на переднем крае «зеленой революции», за последние год-полтора неожиданно столкнулись с ростом затрат почти на 40 процентов! По этой причине, кстати, был отложен один крупный ветроэнергетический проект в Великобритании, поскольку компания, выигравшая конкурс, сочла его недостаточно прибыльным. Теперь энергетические компании, участвующие в таких проектах, хором заговорили о необходимости повышения налоговых льгот ввиду роста затрат.

Таким образом, даже у сторонников климатической политики начинает расти понимание того, что объекты «чистой» энергетики весьма капиталоемкие и трудоемкие, а потому «зеленая революция» совсем не обещает дешевого электричества, о чем мечталось еще лет пять назад.

И в качестве «вишенки на торте». Как теперь выясняется, ветряки способствуют загрязнению природы не хуже нефтяных платформ. Дело в том, что по мере их эксплуатации происходит износ деталей гидроагрегатов, из-за чего наружу начинает вытекать машинное масло, причем – в приличных количествах. В итоге происходит загрязнение почв (если турбина расположена на суше) или морской воды (если речь идет о морских турбинах). Так, в Шотландии из семи десятков неисправных ветряков вытекло более четырех тысяч литров (!) машинного масла и растеклось по сельской местности. А теперь вообразите огромный ветропарк и подумайте, сколько нефтепродуктов выйдет наружу (а турбины, о чем мы когда-то писали, требуют постоянного заполнения смазкой). Что касается износа деталей, то это – просто неизбежность, которую отменить невозможно.

Так или иначе, но перечисленные факты – это уже первый серьезный «звоночек». Поэтому нельзя исключать того, что тихий «саботаж» климатической повестки со стороны западных руководителей –  вполне осознанный шаг, продиктованный реальным анализом сложившейся ситуации.

Андрей Колосов