Кто ответит за потери?

В ноябре в египетском Шарм-эш-Шейхе прошел очередной климатический саммит COP-27. Насколько он повлияет на судьбу планеты, пока еще не известно. Однако еще во время подготовки мероприятия обозначилась новая тенденция, несколько меняющая ракурс осмысления проблемы глобального потепления и переносящая акценты на более актуальные и более «приземленные» задачи, нежели мечты о «прекрасном» безуглеродном будущем. Причем, может случиться так, что новое содержание климатической повестки не вполне устроит некоторые развитые страны, ставшие главными инициаторами эпохальной борьбы за спасение планеты.

Как пишет The Guardian, еще до начала мероприятия эксперты по климату начали обсуждать возможность утверждения в качестве ключевой темы вопрос о потерях и ущербе, понесенных бедными странами из-за стихийных бедствий. По мнению экспертов, если мировые лидеры проигнорируют указанную повестку, мероприятие можно будет считать провальным. При этом есть опасения, что переговоры не решат должным образом именно эту, наиболее острую проблему, связанную с климатическими изменениями. Речь идет о разрушительных последствиях экстремальных погодных явлений, вызванных глобальным потеплением. К сожалению, до настоящего времени вопрос о «справедливой» финансовой компенсации потерь так и не был серьезно проработан на международном уровне. Нынешний саммит мог бы в этом плане внести определенность, хотя особой уверенности в этом у экспертов не было.

Как отмечается в статье, у лидеров развитых и развивающихся стран в целом наблюдается стремление согласовать данный вопрос о финансовой помощи, однако аналитики подозревают, что самые богатые страны стараются от него уклониться. Не удивительно, что им начали адресовать призывы взять на себя такую инициативу. Уже сейчас делаются заявления о том, что руководители богатых стран должны принять конструктивное участие в устранении несправедливости в случае потерь и ущерба от стихийных бедствий. Оно должно выражаться в принятии на себя ОБЯЗАТЕЛЬСТВ оказывать поддержку пострадавшим странам, поэтапно отказываясь от ископаемого топлива.

Самое интересное, это контекст, в котором обосновывается необходимость указанных обязательств. Так, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, выступая незадолго до саммита, напомнил о том, что как раз богатые страны ВЫЗВАЛИ КЛИМАТИЧЕСКИЙ КРИЗИС и до сих пор не в состоянии сократить выбросы парниковых газов. В то же время бедные страны страдают от последствий климатических изменений, не обладая при этом финансовыми ресурсами для того, чтобы защитить себя. И пропасть между теми и другими сохраняется до сих пор.

Как видим, претензия к развитым странам выражена совершенно открыто и недвусмысленно. Генсек ООН призвал преодолеть упомянутый разрыв, договорившись о новых способах финансовой помощи бедным странам, которые несут убытки от разгула экстремальных погодных явлений. По его словам, мы не сможем избежать катастрофической ситуации, если два мира – развитые и развивающиеся страны – не составят этого исторического соглашения.

Удивительно, что за день до открытия саммита Джон Керри, являющийся специальным представителем США по климату, заявил на канале BBC, что проблема потерь и ущерба должна быть включена в повестку мероприятия. Он высказался в том смысле, что страны, обладающие наибольшими финансовыми ресурсами, должны более активно помогать остальным в условиях перехода к безуглеродной экономике. Сюда он относит не только развитые страны, но также и развивающиеся. По его словам, речь не идет о материальных компенсациях. Речь идет о помощи со стороны богатых стран тем, кому тяжело адаптироваться к новым условиям. Надо полагать, что подобными высказываниями представители США делают заявку на лидерство своей страны в вопросах международного сотрудничества по наиболее актуальным проблемам. Для Америки такая международная роль актуальна сейчас как никогда.

Напомним, что в работе саммита принимают участие лидеры 120 стран, включая руководителей США (Джо Байден) и ЕС (включая главу Еврокомиссии). Показательно, что мероприятие проигнорировали лидер Китая, лидер РФ и лидер Индии. Возможно, у названных стран есть некоторый резон в том, чтобы понизить уровень своего участия в подобных мероприятиях. Как мы уже неоднократно писали, в отношении Китая, Индии и России регулярно высказываются претензии из-за недостаточного рвения в деле сокращения парниковых газов. Более того, существуют откровенные попытки поставить им в вину рост углеродных выбросов. Россию (конкретно – ее лидера Владимира Путина) с недавних пор некоторые эксперты вообще обвинили в провоцировании климатической угрозы, поскольку якобы из-за действий российского руководства на Украине нарушаются глобальные планы по «зеленому» энергопереходу (о чем мы уже писали).

При этом, если следовать логике господина Керри, Россия, Китай и Индия должны разделить материальную ответственность со странами Запада за тот ущерб, который наносится природными стихиями бедным странам. То есть мы должны стать спонсорами глобального «зеленого» энергоперехода, реализуя, по сути, инициативы западных стран. Полагаем, что борьба за абсолютный суверенитет, которую сегодня открыто демонстрируют руководители России, Китая и Индии, в какой-то мере должна привести и к самостоятельности в формулировке климатической повестки.

В России, как мы знаем, на уровне высшего руководства неоднократно звучали скептические высказывания по поводу энергетического перехода и возобновляемой энергетики. Полагаем, что эта позиция остается неизменной. Разумеется, полностью игнорировать такие международные мероприятия мы не можем, поэтому российская делегация в лице представителей нескольких министерств всё же посетила саммит. В то же время отсутствие главы государства (как в случае с Китаем и Индией) делает невозможным наше вовлечение в переговоры по финансовому участию в ликвидации климатического ущерба бедным странам. Представители отдельных министерств, как мы знаем, не вправе брать на себя ответственность за вопросы такого уровня. Получается, что по этому вопросу мы оставили лидеров западных стран «наедине» с бедными представителями своих бывших колоний (что, наверное, совершенно справедливо с нашей стороны).

И напоследок, еще один важный штрих. Накануне саммита известная эко-активистка Грета Тунберг объявила COP-27 лицемерным сборищем, которое ничего-де не решает. На этот раз она пошла очень далеко, обвинив в экологических проблемах капиталистический уклад и объявив ему непримиримую борьбу (в буквальном смысле). Как ни странно, но саммит в некоторых моментах совпал с ее антибуржуазным настроем. Так, согласно одному анализу, опубликованному как раз на открытии COP-27, совокупные инвестиции сверхбогатых людей  способствуют парниковым выбросам, эквивалентным выбросам всей Франции. На одного миллиардера, инвестирующего в собственные прибыльные проекты, приходится как минимум три миллиона тонн углекислого газа в год. Это в миллион раз больше, чем средние выбросы для тех людей, которые находятся в числе бедных. В общей сложности 125 миллиардеров ежегодно выбрасывают в атмосферу 393 миллиона тонн СО2. Отсюда вытекает вполне логичное требование: ввести регулирование инвестиций для сверхбогатых и повысить ставку налога на богатство за счет высокой «экологической» надбавки.

Таким образом, богатые инвесторы крупных корпораций были поставлены в ряд самых отъявленных загрязнителей, ответственных за глобальный климатический кризис. Если уесть то, что было сказано вначале, то пазл начинает складываться. Судя по всему, на Западе уже нашли потенциальных спонсоров для бедных стран, страдающих от разгула природных стихий. Отсюда недалек тот день, когда в отношении «несознательных» миллиардеров предпримут методы социалистической экспроприации. Мир, как видим, действительно меняется. 

Константин Шабанов