Европа готова помочь

В начале декабря наш город снова посетил директор департамента жилищного строительства, развития городов и реконструкции Палаты экспертов ЕС Марко Феррарио. На этот раз его приезд был чисто рабочим, без делегации. Напомню, что в его прошлый приезд, в первых числах октября, в Институте теплофизики СО РАН состоялось подписание меморандума о сотрудничестве наших ученых с руководителями крупных итальянских компаний, работающих в сфере строительства и создания комфортной городской среды.

На этот раз в Академгородке, 10 декабря,  также состоялась встреча с учеными, правда в узком кругу, без прессы, чисто по-деловому. По сути, это было небольшое совещание господина Феррарио с людьми, формирующими на сегодняшний день концепцию развития территории так называемого Большого Академгородка в составе Технополиса. Здесь были представители Президиума СО РАН, члены Ландшафтного совета Академгородка, члены ЖСК («Сигма» и «Веста»), а также представители департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска, включая самого руководителя – Александра Люлько. Вместо запланированных полутора часов, встреча (как всегда) затянулась почти на три часа. Удивляться этому не приходится, учитывая актуальность поставленных на встрече вопросов.

Как мы уже неоднократно говорили, сегодня в отношении развития территорий, включенных в проект создания Новосибирской агломерации, выявились как минимум два подхода.

Один подход можно назвать традиционным для нашего региона – нарезай участки и продавай по хорошей цене. Что там будет построено – вопрос десятый.

Главное, чтобы земля продавалась и застраивалась. Второй подход, которого как раз придерживаются создатели упомянутой концепции развития территорий, учитывает качественные параметры. В частности, речь идет о сохранении той жилой среды, что уже сформировалась в Академгородке. А дальнейшее развитие территорий должно увязываться с созданием кластеров высокотехнологичных производств, способных определить весь облик Новосибирска и даже облик всего региона.

Как мы понимаем, второй подход предполагает достаточно строгие подходы к планировке новых поселений, да и к самим архитектурным проектам. Коль речь идет о высокотехнологичных производствах (где будут задействованы наши научные сотрудники), то, ясно дело, проекты должны соответствовать высоким мировым стандартам. Настроить в этом случае кучу морально устаревших домов – значит просто обесценить саму идею инновационного развития. Зачем нам, в самом деле, множить надоевшие всем спальные районы, да еще в таком месте?

По большому счету, как следует из сказанного, организация высокотехнологичных кластеров предполагает строительство сугубо современных поселений с «умными» домами. А это радикально меняет градостроительную парадигму. Точнее, здесь придется заниматься настоящим градостроительством – с учетом современных подходов и нормативов, – а не просто «пристраивать» земельные участки для барыг-застройщиков.

И вот тут возникает главный вопрос: а кто у нас займется подготовкой таких проектов, учитывая, что специалистов такого уровня даже в Москве – раз-два и обчелся? А про Новосибирскую область и говорить нечего. У нас даже во властных структурах, заведующих подобными вопросами,  в градостроительстве разбираются смутно.  Мало того, путая это дело с продажей земельных участков.

Короче говоря, кто здесь будет играть роль опытного консультанта? Вопрос этот ключевой, ибо недостатки всей нынешней «архитектуры» возникают как раз на почве отсутствия необходимой профессиональной компетентности в вопросах проектирования современных поселений.

Об этом как раз и шла речь на упомянутой встрече. Господин Феррарио рассказал о возможностях построить в нашем регионе современное поселение, в котором бы учитывались передовые европейские стандарты, связанные с энергоэффективностью и благоустройством. Естественно, были затронуты современные европейские нормативы. Для нас это важно в том смысле, что некоторые подходы к проектированию, давно уже опробованные в Европе, помогли бы нашим застройщикам (а равно и членам ЖСК) оперативно решать вопросы по выполнению технических условий. У нас, например, по сию пору тянут к новому поселению водопроводные трубы на 10-15 километров, поскольку сохраняется централизованная система водоснабжения. То же касается и энергоснабжения. Централизованное обеспечение коммунальными ресурсами у нас живо по сию пору и влетает застройщикам в копеечку.

Как сказал по этому поводу Марко Феррарио, в Европе при создании новых поселений в обычном порядке создаются системы локального водоснабжения и канализации. Это уже давно стало нормой. Мало того, сейчас вступает в силу создание систем распределенной генерации электричества. В самих поселениях (а иной раз и в крупных домах) устанавливаются мини-теплоэлектростанции, вырабатывающие одновременно тепло и электричество. Это – тенденция, полностью искореняющая монополизм в данной сфере.

Отдельная тема – нормативы по уровню энергоэффективности зданий.  На Западе дома оснащаются системами рекуперации тепла, тепловыми насосами и специальным электронным оборудованием, которое в автоматическом режиме осуществляет управление энергопотреблением дома.

Примечательно то, что подобное оборудование в обязательном порядке закладывается в проект дома. В обязательном! Иначе говоря, в Европе делают ставку исключительно на «умные» дома, не позволяя строить морально устаревшие жилища.

Спрашивается, а как обстоят дела у нас? Поразительно то, что у нас есть разработчики подобного оборудования. Мало того – у нас уже есть производители! У нас есть компании, которые занимаются созданием локального водоснабжения и канализации. У нас есть готовые технические решения по распределенной генерации электричества. У нас даже есть инвесторы, готовые вложить деньги в производство мини-теплоэлектростанций и инженерного оборудования для «умных домов». Кроме того, специалисты Института теплофизики СО РАН давно ведут свои разработки в сфере повышения энергоэффективности домов (о чем мы уже неоднократно писали).

Почему же тогда «умные» дома до сих пор являются для нас дорогой экзотикой, почему до сих пор у нас тянут трубы на многие километры от одного источника снабжения? Здесь, как минимум, две причины. Во-первых, откровенное засилье монополистов, настаивающих (к собственной выгоде) на централизованном ресурсообеспечении. Во-вторых (как это ни странно), свою роль играет и менталитет будущих владельцев жилья. Как признался на этой встрече представитель одного ЖСК, члены кооператива почему-то доверяют монополистам больше, чем создателям локальных систем. Иначе говоря, новые технологии пока еще у нас не очень популярны. И это касается не только инженерной инфраструктуры, но и технологий строительства домов.

А коренная причина тут одна – отсутствие соответствующих техрегламентов. Это позволяет, с одной стороны, удерживаться монополистам. А с другой стороны, это не налагает серьезной ответственности на создателей локальных систем или новых строительных технологий.

Что же делать в сложившихся условиях? Участники встречи пришли к выводу, что в рамках создания Новосибирской агломерации необходимо разработать проект современного малоэтажного поселения для молодых ученых, вписав туда (на уровне проекта) указанные требования и подходы. Так должен возникнуть «образцовый» поселок, на примере которого возможна популяризация новых подходов к проектированию. Господин Феррарио пообещал максимальное содействие в этом проекте. Кроме того, если проект окажется удачным, европейские банки готовы будут поддержать его финансово.

Останется только одно – убедить региональную власть принять такие подходы.

 

Олег Носков