Шансы для «Наукополиса»



Совсем недавно новый губернатор Владимир Городецкий подтвердил, что для него процесс создания Новосибирской агломерации является одной из приоритетных задач. Через какое-то время он назначил министром строительства Сергея Боярского, покинувшего перед этим пост начальника департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска. То есть новый губернатор поставил на столь важную должность своего бывшего подчиненного. Назначение, надо сказать, знаковое. Знаковое в том смысле, что этим самым Владимир Городецкий недвусмысленно подчеркнул свой подход к градостроительной сфере.

Это назначение уже само по себе красноречивее всяких слов и обещаний. Сергей Боярский зарекомендовал себя как выдающийся мастер «точечной застройки». Потянет ли он реализацию несколько  иной (точнее – принципиально иной!) по смыслу и сложности задачи, как создание Новосибирской агломерации, остается под большим вопросом. Отметим, что речь, в частности, идет о создании нескольких кластеров инновационного развития, охватывающих территории так называемого Большого Академгородка, наукограда Кольцово, Краснообска и Бердска. Указанные территории должны составить целый агломерационный комплекс под условным названием «Наукополис» Новосибирской Агломерации. Здесь, собственно говоря, предполагается сосредоточить интеллектуальный потенциал области, создать градостроительные очаги, рост которых будет целиком полагаться на инновационную деятельность.

Задача, как мы понимаем, грандиозная, на гране футуристических фантазий. В теории новый   губернатор ее признал. Какова будет практика, как означенный приоритет будет реализован, мы вскоре сможем убедиться наглядно. На данный момент, откровенно говоря, мы еще не видим никаких инструментов для ее реализации.

И назначение Сергея Боярского вряд ли внушает в этом отношении оптимизм. Хотя, конечно, мы не можем исключать каких-либо неожиданных трансформаций и новых шагов в данном направлении со стороны первого лица региона. Но вот в чем мы не можем сомневаться, так это в том, что сохранение прежних подходов к работе в градостроительной сфере не дает агломерационному проекту ни малейшего шанса на реализацию. Правильнее говоря – на реализацию в том виде, в котором данная инициатива была изначально представлена. Печальный опыт прежних лет вынуждает нас предельно внимательно отнестись к этой теме.

Ожидалось, что вместо этих заброшенных полей с ПЛП будут соседствовать современные малоэтажные микрорайоны… Давайте вспомним предшествующие планы и обещания и посмотрим, в каком виде они были реализованы. Вот самый красноречивый пример. В 2008 году руководство области шумно анонсировало проект  комплексной жилой застройки в зоне ПЛП. На обширной территории площадью более тысячи га предполагалось возвести два малоэтажных микрорайона на 35 тыс. жителей каждый. Это был «наш ответ» кемеровскому городу-спутнику «Лесная поляна». Проектом занималось Управление капитального строительства (УКС) администрации Новосибирской области. Об этом много говорилось в местных СМИ. О том, что данный проект будет реализован в рамках Государственно-частного партнерства, что он входит в планы развития ПЛП.  В феврале 2009 года бывший губернатор НСО Виктор Толоконский громогласно подтвердил намерения властей развивать эту территорию, специально подчеркнув строительство указанных микрорайонов. По его словам, власть будет вкладываться в создание инфраструктуры и выдавать под застройку подготовленные площадки. Критерием отбора, если верить Толоконскому, должны были стать  некие качественные характеристики, связанные со способностью компании строить быстро, качественно и современно.

Буквально через год-полтора об этих планах разом все забыли. «Проект» упомянутых малоэтажных микрорайонов был доведен только до схемы генплана. На этом бумажном варианте дело и закончилось. Затем сменился губернатор, а начальник УКС вообще куда-то пропал. Громко анонсированное градостроительное начинание оказалось, по сути, фэйком. В то время как кемеровская «Лесная поляна» уже вовсю воплощалась в камне.

В данном случае контраст в подходах к градостроительным задачам разителен настолько, насколько разительно отличаются результаты. Как делали в Кемеровской области? Вначале детально отработали сам проект, для чего представителям администрации пришлось отправиться в Канаду (!) и связаться с канадскими проектировщиками. Собственно, проект и был разработан канадцами. Но самое интересное – его реализация была, что называется, «на пульсе» у губернатора области. То есть это был проект государственного значения, на реализацию которого выделили баснословную по провинциальным меркам сумму – 6 миллиардов рублей (по некоторым данным – 9 миллиардов)! Результаты не замедлили себя ждать: в «Лесной поляне» давно уже живут люди.  

Что было у нас в НСО? У нас сотрудники УКС буквально «на коленке» чертили схему генплана, параллельно просчитывая экономические параметры. Причем, впереди им предстояло обосновать необходимость (!) государственного финансирования данного проекта. Иными словами, губернатор мог выделить деньги, а мог и не выделить. Обещанная сумма была где-то в пределах полумиллиарда рублей, хотя реально (как мне пояснили сами сотрудники УКС) можно было рассчитывать миллионов на сто-сто двадцать.

Самое смешное, что тогдашний глава департамента строительства (позже – министерства строительства и ЖКХ) Владимир Анисимов не испытывал к проекту ни малейшего интереса и совсем не отвечал за его реализацию! По факту, за его реализацию вообще никто не отвечал! По каким критериям оценивали работу УКС над этим проектом, за что людям платили деньги, так и остается загадкой. Тем всё и закончилось: сотрудники УКС (вместе со своим начальником) разбежались, а о проекте благополучно забыли.

В конце 2010 года (уже при губернаторе Василии Юрченко) власть не стала замахиваться на такие масштабные вещи. На повестке числился другой проект – строительство малоэтажного поселения в поселке Ложок. Площади были уже намного скромнее – всего 67 га. Участок принадлежал Барышевскому Сельсовету. Эту площадку в свое время присмотрела для себя одна IT-компания из Академгородка, однако правительство области сумело ее «отжать», пообещав самостоятельно выстроить на этом месте современный малоэтажный поселок для резидентов Технопарка. Для решения этой задачи (правильнее будет – подобных задач) было учреждено Агентство по развитию жилищного строительства (АРЖС НСО), которое имело право участвовать в открытых конкурсах на освоение земельных участков. Выиграв конкурс на освоение означенного участка, АРЖС-НСО приступило к работе…

Курировал освоение площадки в Ложках новый министр строительства и ЖКХ Денис Вершинин. Дальше начались вещи поистине сюрреалистические. Губернатор Юрченко зачем-то пообещал президенту построить на этом месте первые «доходные дома» для молодых ученых. Обещание взялся выполнить прежний глава Министерства экономического развития правительства НСО Алексей Струков, которому «нарезали» кусочек в несколько га. Формально данное министерство строительством не занимается, однако глава Минсторя, судя по его комментариям, к «доходным домам» никакого отношения не имел. Не так давно означенные объекты худо-бедно (и главное – очень тихо) сдали в эксплуатацию, после чего интерес со стороны СМИ к ним пропал окончательно. Одновременно министр Струков, ответственный за это дело, также покинул свой пост и оказался в Москве. Остальная территория неоднократно выставлялась на торги, однако инвесторы совсем не спешили вкладывать в нее деньги. В конце концов, ее удалось «спихнуть»  одному известному застройщику, чьи планы пока еще не совсем понятны.

Важно то, что сама площадка уже не находится в фокусе внимания областного правительства. А после смены губернатора и главы Минстроя говорить о возобновлении былого интереса вообще не приходится.

Приведенные примеры отражают не просто неудачный опыт в вопросах градостроительной политики – они наглядно доказывают отсутствие ее как таковой. В НСО, фактически, действительно нет никаких серьезных инструментов для реализации серьезных проектов комплексной застройки. По большому счету, нет даже серьезной профессиональной команды, способной отработать на концептуальном уровне подходы к решению таких задач. Весной 2011 года я открыто высказался об этом в региональных СМИ. После чего у меня состоялся разговор с главой Минстроя Денисом Вершининым. Министр меня попытался переубедить и чуть ли не поклялся, что он, дескать, сделает все для того, чтобы на площадке в поселке Ложок создать современное малоэтажное поселение, которое будет образцовым.

Ну что же, время прошло, а обещанного «образцового» поселения на этом месте мы так и не увидели. Впрочем, спросить теперь тоже не с кого. Теперь в области – новая команда и… новые обещания.

 

Олег Носков