Диссертации бывают липовыми…

Примерно год назад в аэропорту Внуково произошла авиакатастрофа – разбился самолет, отвозивший туристов в Чехию. К счастью, на момент крушения пассажиров на борту не было. Экспертов, расшифровывающих черный ящик, заинтересовало, что на протяжении всего полета в Чехию и обратно второй пилот постоянно дергал командира корабля, чтобы понять, что именно по-английски им говорят авиадиспетчеры и помочь ему ответить. Комиссия межгосударственного авиационного комитета подала запрос в Ульяновское высшее авиационное училище с просьбой предоставить запись сдачи тестов по английскому языку второго пилота, у которого имелся документ о прохождении соответствующих курсов в этом учебном заведении. На что был получен ответ, что такой человек в Ульяновском высшем авиационном училище никогда не учился. Документы оказались фальшивкой.

Кому-то может показаться, что фальшивые диссертации гораздо безобидней – они к таким страшным последствиям не приводят. Но от этого страдает имидж страны, страдает значимость научных степеней и престиж ученых.

Для выявления «липовых диссертаций» в нашей стране было создано вольное сетевое сообщество экспертов, исследователей и репортеров «Диссернет». 27 октября один из основателей этого общества, физик-ядерщик Андрей Ростовцев выступил с лекцией на очередной встрече в научном кафе «Эврика».

К сожалению, количество «липовых диссертаций» в нашей стране впечатляет. «Большинство клиентов Диссернета своих работ не только не читали, они их зачастую даже не видели. Их работы сложно назвать плагиатом, скорее это откровенный подлог», - говорит Андрей Ростовцев. По его оценкам, липовой можно назвать каждую десятую диссертацию в нашей стране. Чаще всего такие диссертации защищаются по экономике, медицине и юриспруденции.  А вот реже всего фальшивки можно встретить у специалистов естественных наук.

Пожалуй, самый впечатляющий способ воровства – это когда за основу диссертации берется другая диссертация, чужая статья или монография. Причем если за рубежом, где тоже встречается плагиат, робко воруют строчками, то у нас страницами, главами, а то и монографиями целиком: с чертежами, картинками, таблицами и орфографическими ошибками.

Наиболее предприимчивые клиенты Диссернета меняют в чужих диссертациях и монографиях отдельные слова. Простой заменой одного слова в ворде другим, оказывается, можно превратить диссертацию о кондитерской промышленности в работу по мясной тематике. Именно так депутат Государственной думы от партии «Единая Россия» Игорь Игошин превратил черный шоколад из изначального текста в отечественную говядину, белый шоколад – в импортную говядину, шоколад с орехами – в говядину на кости. Вряд ли диссертация такого уровня что-то привнесла в отечественную науку, но в борьбу с липовыми диссертациями она вклад внесла. В дисернетовской среде даже появился такой термин – «заигошить диссертацию».

Очень повеселили слушателей кафе цитаты – реакция клиентов Диссернета на опубликованный анализ их диссертаций.

Например, уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов предположил, что анализ его докторской диссертации проводился с помощью американской программы и это просто диверсия. К слову, к программе, с помощью которой работают волонтеры и эксперты Диссернета, США не имеет никакого отношения.

А факт некорректных заимствований подтвердила и Российская государственная библиотека: «оригинальный текст в документе составляет 0,68 %, а 99,32 % присутствует более чем в 40 источниках», - сказано в их экспертизе.

Председатель Центрального Совета экологической политической партии «Альянс зелёных — Народная партия» Олег Митволь комментируя некорректные заимствования в своей кандидатской диссертации сослался на хорошую память: «Такова особенность моей памяти. Я прочел очень много чужих диссертаций по интересующей меня теме, и многое отложилось в моей голове. А оттуда попало на бумагу — именно в таком порядке. Что же я могу поделать?», - заявил он. Ростовцев отметил, что клиенты Диссернета довольно часто ссылаются даже не на хорошую память, а на тот факт, что в русском алфавите всего 33 буквы – повторения неизбежны.

Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Владимир Бурматов увидел за расследованием Диссернета обычный шантаж. «Я – борец с коррупцией. Неудивительно, что кто-то заказал такую экспертизу и такой результат, осталось только выяснить, кто именно».  Как признался Андрей Ростовцев, вопрос «Кто именно меня заказал?» звучит от авторов липовых диссертаций наиболее часто.

Конечно, посетители кафе не могли не поинтересоваться, как обстоит дело с липовыми диссертациями в Новосибирске. «Вся Россия, в том числе Новосибирск, залита тонким слоем фальшака. Но над этим тонким слоев возвышаются Монбланы: самый большой в Москве, чуть меньше – в Питере, еще меньше - в Орле. Целая горная цепь на Кавказе, но мы ей не занимаемся», - ответил Ростовцев. Несмотря на «тонкий слой фальшака», Новосибирск все же отметился в громком диссертационном скандале. В 2010 году защитил докторскую диссертацию некий господин Ситников, бывший ректор СибГУТИ. Как показал анализ его докторской диссертации, она почти дословно совпадает с диссертацией Винокурова, которая в свою очередь списана с еще более ранних работ. Предел до которого дошли эксперты Диссернета – монография 1997 года. Такой набор диссертаций зачастую с одним научным руководителем на сленге Диссернета называется «гнездом». К сожалению, в этом гнезде оказались и работы сотрудников Новосибирского государственного университета – докторская диссертация Кошкина 1999 года, кандидатская Гусейнова (1999); кандидатская Винокурова (2000), кандидатская Набивича ( 2000 г).

 

Юлия Черная