В угоду требованиям менеджеризации университетского образования во многих вузах ликвидируются кафедры отраслевых экономик и управления. Это приведет к резкому снижению уровня компетентности управленческих кадров
Страна нуждается в тотальной технологической модернизации, которая невозможна без высококвалифицированных кадров, в первую очередь инженеров и менеджеров. Их подготовка осложняется недостатками управленческого образования. Эксперты (мы опираемся на результаты исследования, в ходе которого было опрошено 200 человек — профессоров российcких университетов, топ-менеджеров и менеджеров среднего звена) указывают на слабое освещение, а часто и игнорирование научно-технических перспектив отрасли, их влияния на рынки продукции и технологий при принятии управленческих решений. Есть и другие причины: недостаточная направленность учебного процесса на развитие у будущих менеджеров гибкого инновационного мышления, инновационного предпринимательства, инновационного лидерства; непонимание взаимосвязей инженерных технологий с экономическими результатами и конкурентоспособностью бизнеса; невладение навыками работы в глобальной среде и международных проектах.
В научно-образовательном сообществе существуют разные мнения относительно университетского обучения в бакалавриате. Одни эксперты считают, что направление обучения должно быть широким, без привязки к профессиональному стандарту деятельности в конкретной отрасли промышленности или секторе экономики (так называемый общий или академический бакалавриат). Другие, наоборот, полагают, что бакалавр будет востребован на рынке труда только, если он знаком с реальным производством, отраслевыми рынками продукции, перспективными технологиями, их экономическим потенциалом (практико-ориентированный или прикладной бакалавриат). Какая точка зрения нам кажется более актуальной?
Увяжите в единую систему
Для ответа на этот вопрос целесообразно условно выделить три группы отраслей. Первая — с простыми производственными технологиями, которые молодой специалист, приступив к работе, может освоить за несколько месяцев. Это, например, сфера бытовых услуг, гостиничный и ресторанный бизнес, торговля. Вторая — со сложными производственными технологиями, где менеджеру необходимы специальные знания, для усвоения которых требуется время (как правило, не менее двух-трех лет). К примеру, машиностроение, металлургия, строительство. Третья — с суперсложными и потенциально опасными для глобальной экосистемы технологиями. К этой группе относятся электроэнергетика, атомная промышленность, нефтегазохимические производства, ракетно-космический комплекс.
Если для работы в первой группе отраслей менеджеру более чем достаточно компетенций, которые он может получить в рамках академического бакалавриата, то в отраслях, относящихся к третьей группе, менеджер сможет успешно работать, освоив не только отраслевые технико-технологические знания, но и сложнейшие междисциплинарные связи техники, экономики, экологии, человеческого фактора. Это означает, что при обучении менеджеров необходимо использование базовых понятий инженерно-технической деятельности. Такой подход должен буквально пронизывать все дисциплины специальности и увязывать их в единую систему. Изложить и понять материал практически всех дисциплин учебного плана невозможно без привлечения вопросов, касающихся именно технологии.
Например, в электроэнергетике междисциплинарный подход обусловлен технико-технологической уникальностью процесса электроснабжения, которая находит выражение прежде всего в таких специфических понятиях, как энергия и мощность; электроэнергетическая система; резервы генерирующих мощностей; режимы производства и потребления электроэнергии, диспетчерское управление; надежность электроснабжения. Эти понятия необходимы при решении ключевых задач управления практически во всех сферах деятельности менеджмента как в самой энергетике, так и в энергопотребляющих системах других отраслей и секторов экономики. Так, рынок электроэнергии и мощности функционирует по определенному заданному алгоритму с жесткой зависимостью от технологических особенностей энергетического производства и режимных ограничений. Производственная программа в этой отрасли определяется режимом работы генерирующих и сетевых мощностей, специализацией электростанций в графике нагрузки энергосистемы и распоряжениями органов оперативно-диспетчерского управления. При рассмотрении вопросов формирования затрат и цен необходимо учитывать факторы, влияющие на КПД энергоустановок и технологические режимы работы электростанций в энергосистемах. Надежность энергоснабжения имеет приоритет перед финансовой эффективностью, стандартизируется органами государственного управления электроэнергетикой и регулируется системным оператором при ведении текущих режимов.
Можно продолжить эти примеры, иллюстрирующие исключительное влияние технологии на бизнес-результаты и надежность энергоснабжения. В целом следует сделать однозначный вывод: в электроэнергетике во всех без исключения областях экономики и управления, как в зеркале, отражается определяющее влияние технологической специфики отрасли, безусловный приоритет обеспечения готовности к несению нагрузки и поддержания работоспособности оборудования.
Важно, что указанные вопросы в силу их сложности и значимости должны находить отражение непосредственно во всех профилирующих учебных дисциплинах и в течение всего процесса обучения студентов в бакалавриате. Использование какой-либо формы раздельного сочетания универсальной и специальной подготовки бессмысленно, так как при этом исключается возможность проследить ключевые технико-экономические зависимости, и студенты в итоге не получат системного профессионального знания. К тому же необходимо сформировать у будущих специалистов отраслей жизнеобеспечения социальную ответственность на уровне личностных установок, ценностей. По нашему опыту, у молодых людей, получающих профессию в такой отрасли, как энергетика, это можно сделать не менее чем за 4 — 5 лет. Именно поэтому уже с первого курса должны изучаться соответствующие дисциплины.
Эмпирические данные проведенного автором исследования акцентируют внимание на элементах управленческой деятельности в высокотехнологичных отраслях, приобретающих важное значение. Так, по мнению экспертов, необходимо уделять внимание вопросам инженерии, технологий, научно-технических перспектив отрасли до 20 — 22% общего объема учебной программы у бакалавров и магистров; готовности к инновационной деятельности — 12% у бакалавров и примерно столько же у магистров (то, чему в университетах учат слабо); обучению методом самообучения и саморазвития — 15% у бакалавров и 11% у магистров (этим компетенциям в университете вообще не учат).
Причем эти данные относятся не только к энергетике, но и другим высокотехнологичным и наукоемким производствам. Именно новые технологии, многообразием и непрерывным обновлением которых отличается XXI век, меняют привычные парадигмы, инициируют прорыв в бизнесе, каскад изменений и, по существу, наполняют новым смыслом и интеллектуалоемкой насыщенностью традиционные функции, методы и инструменты менеджмента.
Оставьте отраслевые кафедры
В стране крайне мало специалистов, владеющих знаниями системных отраслевых взаимосвязей на стыке «технология — экономика — экология и безопасность — менеджмент». В небольшом количестве эти специалисты сосредоточены в бизнес-структурах в крупных промышленных центрах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Еще меньше их в университетах из-за невозможности платить достойную зарплату.
В этой связи необходимо коснуться чрезвычайно важной проблемы, которая из-за непродуманных решений уже приводит к негативным последствиям. При дефиците профессиональных кадров во многих университетах ликвидируются (или ставятся в условия, препятствующие нормальной работе и развитию) кафедры отраслевых экономик и менеджмента: машиностроения, энергетики, металлургии, нефтехимии и др. Делается это в угоду требованиям менеджеризации в университетском образовании, когда ради снижения затрат унифицируются учебные планы по составу дисциплин, укрупняются лекционные потоки, сокращается профессорско-преподавательский состав. Однако для экономики университета создание условий для нормальной работы отраслевых кафедр не приведет к существенным затратам: ведь таких кафедр, действительно являющихся центрами компетенций в своей отрасли, совсем немного.
В качестве аргументации выдвигаются положения о необходимости в бакалавриате широкой фундаментальной подготовки, опыте западных стран, возможности в будущем получения знаний и компетенций конкретных отраслевых производств в магистратуре. Да, действительно, в период динамичных перемен и неопределенности фундаментальные базовые знания необходимы. Но почему не в области и естественно-научных, и общеинженерных дисциплин? Статистика развитых стран свидетельствует, что только 20% выпускников бакалавриата продолжает обучение в магистратуре. Как быть с остальными? Кому из работодателей нужны такие менеджеры «широкого профиля»?
В условиях, когда российской промышленности предстоит радикальное технологическое обновление, резко снизится компетентность управленческих кадров. В некоторых отраслях она приобретет критический уровень. Уже сегодня в стране, даже в крупных городах, имеет место острейший дефицит менеджеров, знающих конкретные отрасли. Завтра этот дефицит приобретет катастрофический характер.
Инженерные институты, факультеты, кафедры лишаются квалифицированных преподавателей экономики и менеджмента, роль которых при развитии рыночных отношений не только возрастает, но и требует привязки к специфике отраслевого производства. Нынешние студенты перестают посещать занятия, многие из них с 3-го курса уже работают, их не интересуют теоретические рассуждения профессоров, они прагматично относятся к получению знаний, и ценят те, которые востребованы практикой.
Общий уровень экономической и управленческой наук снизится из-за еще большей оторванности от реального сектора экономики, «зацикливания» на надуманных квазинаучных проблемах, далеких от потребности актуальной практики бизнеса.
Топ-менеджеры предприятий понимают, что в результате искусственного «вымывания» отраслевых кафедр произойдет еще и утрата преемственности уникальных преподавательских кадров, сформированной десятилетиями профессиональной культуры, на восстановление которых потребуются многие годы.
Речь не идет о возрождении инженерно-экономического образования, существовавшего в 30 — 80-е годы прошлого века. Сегодня от менеджера требуются другие способности и компетенции: широкое видение и понимание рыночного контекста (глобальных трендов), организация инновационных процессов и командной работы, умение быстро обновлять свои знания, внедрять новые бизнес-модели. При этом, как никогда раньше, понимание системных междисциплинарных связей технологий с экономикой, финансами, инвестициями, качеством человеческого ресурса, экологическими требованиями становится условием успешной профессиональной деятельности и, следовательно, непременной составляющей подготовки менеджеров.
Необходимо осознать, что опыт управления становится все более неприменим для новых задач, а своевременное обнаружение перемен и опережающее реагирование на них — основным фактором, доминантой в конкурентоспособности бизнеса. Именно поэтому следует существенно усилить направленность обучения в бакалавриате и особенно в магистратуре на формирование компетенций действовать в условиях неопределенности, причем действовать на опережение. Эту задачу не решить в рамках традиционной образовательной парадигмы.
В новой модели управленческого образования существенно повышается роль методов обучения, развивающих гибкость мышления, формирующих компетенции работы с большими массивами противоречивой информации, концептуального проектирования, самообучения и работы в команде. Этому сегодня в большинстве университетов не учат, хотя востребованность бизнеса именно в таких компетенциях весьма актуальна. Здесь малоэффективна традиционная передача знаний в учебных курсах, а необходимы постоянные тренировки через обучение действием.
Разработкой соответствующей методологии совершенствования управленческого образования, опирающейся на авторские методы, методики и технологии, более 15 лет занимается коллектив НОЦ «ИНЖЭК» ВШЭМ УрФУ. Методология ИСКО (интегрированная система исследований, консультирования, обучения и преобразующих действий) представляет собой комплекс инструментов активного погружения обучающихся в проблемно-ориентированную среду для поиска идей, разработки и воплощения инновационных решений. Реализуется активный деятельностный подход, ускоряющий усвоение знаний, развивающий инициативность и ответственность; профессор становится организатором процесса обучения, консультантом, модератором.
Обучение не фокусируется вокруг того, что говорит профессор, а концентрируется на действиях студента, работающего над проектом.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии