Минувшим летом для владельцев огородиков на юго-восточной окраине нашего поселка случилось серьезное ЧП: град прошел узкой полосой, за считанные минуты уничтожив «под ноль» все посадки овощей в открытом грунте. «Мы остались без помидор» - сетовала одна знакомая. И она была далеко не одинока в своем несчастье. Как выяснилось, в этот день град обрушился и на окраину близлежащего села, причинив там такой же урон.
Нельзя сказать, что жители Новосибирской области плохо знакомы с градом. Но в последние годы это стихийное явление как будто усиливает свою разрушительную мощь. В мессенджерах и социальных сетях уже гуляют впечатляющие видео «ледяных ударов», наносящих урон садоводам-любителям. И теперь, положа руку на сердце, я вынужден признаться, что при каждом приближении летней грозы начинаю пристально вглядываться в небо: нет ли там градовых туч? Прошедшим летом, памятуя о том самом ЧП, я на всякий случай прикрывал перед грозой кусты томатов свежесрезанными ивовыми ветками и парниковой пленкой. Какая-никакая, но всё же защита. Лет десять назад такая страховка не пришла бы и в голову, поскольку град долгое время не воспринимался нами как серьезная угроза. Но времена меняются, и погодные явления также меняются, и не всегда в лучшую сторону.
Первыми угрожающую тенденцию ощутили на себе жители южных регионов, где «ледяные бомбы» способны достигать приличных размеров и наносить удары, разрушительные не только для растений, но также для техники и для строительных конструкций. Такой град в состоянии деформировать крышу и лобовое стекло автомобиля, продырявить кровельное покрытие или изрешетить теплицу. Ввиду возросшей частоты таких явлений, в садоводческих хозяйствах юга страны уже начали возводить защитные сооружения из высоких бетонных колонн, удерживающих специальную защитную сетку.
Самое интересное, что от града теперь страдают не только южные регионы. Похожая ситуация творится и на севере страны. Так, опасность града уже объявлена сразу в нескольких районах республики Саха (Якутия). Минувшим летом там выпадали градины размером с куриное яйцо, от которых пострадали люди, техника, домашние животные и огороды.
Похоже на то, что усиление «ледяных атак» приобретает глобальное измерение. Об этом свидетельствуют свежие сообщения из разных стран, где отмечают увеличение масштаба разрушительных последствий выпадения града. В некоторых станах руководители страховых компаний уже начинают чесать затылки, пытаясь принять новую реальность. А реальность такова: если еще недавно страховщики относили град к «вторичным» (по опасности) явлениям, то теперь у них есть все основания записать его в первую категорию – наравне с ураганами.
Первая половина 2024 года наглядно показала страховщикам, что потери от «ледяных бомб» начинают выдвигаться на первый план. Иными словами, град уже нельзя относить к второстепенной стихийной угрозе. Переломным моментом в этом отношении стал 2023 год, установивший рекорды по части разгула различных стихийных явлений. И как отмечается в статье, именно град вырвался здесь на первое место, на долю которого пришлась как минимум половина разрушений.
Как мы уже сказали, такое развитие событий вынуждает страховые компании переосмысливать данное явление. Очевидно, что выпадение огромных «ледяных бомб» должно привести к пересмотру строительных норм, в противном случае пострадавших от стихии окажется слишком много, чтобы была возможность компенсировать ущерб. Уже сейчас некоторые страховые компании уходят их пострадавших районов, поскольку реальные риски оказались намного выше, чем принято было считать ранее. Учитывая масштабы разрушений от града в прошлом году, становится очевидным, что опасность погодных явлений существенно возрастает, и граду уже впору равняться с ураганами.
Здесь, судя по всему, также придется пересматривать стандарты относительно устойчивости конструкций перед ледяными ударами. Согласно нынешним стандартам, солнечная панель должна выдерживать удар градины диаметром около 2,5 сантиметров. Однако градины, атаковавшие солнечную электростанцию в Западном Техасе, имели диаметр не менее 4 сантиметров. И скорее всего, согласно тревожным прогнозам ученых, вес «ледяных бомб» с годами будет только возрастать. Следовательно, прочность фотоэлектрических панелей придется очень серьезно увеличивать, что неизбежно приведет к повышению их стоимости. То есть необходимо будет применять более толстое стекло или же предусмотреть возможность изменения положения панели при приближении града. Капитальные затраты вырастут в любом случае, что неизбежно скажется и на цене киловатта «чистой» электрической энергии.
Почему ученые уверены в том, что ситуация с градом будет только ухудшаться, и разрушительные явления станут повторяться с большей частотой? Нетрудно догадаться, что растущая опасность градовых бурь напрямую увязывается с глобальным потеплением. Как объясняют ученые, по мере роста глобальной температуры начинают сильнее действовать физические факторы, вызывающие град. Это связано с нестабильностью в атмосфере и с усилением восходящих воздушных потоков. Таким путем увеличивается атмосферная высота, на которой происходит формировка градин, из-за чего они и становятся более увесистыми. Мелкие градины, падая с такой большой высоты, успевают растаять. Шанс долететь до поверхности земли устается у крупных градин. Поэтому «ледяные бомбардировки» станут более разрушительными. Также стоит ожидать увеличения частоты таких явлений. Уже сейчас количество выпадения града даже в таких странах, как Франция и Италия, увеличивается пугающе высокими темпами.
На вопрос: «Что делать?», следует, как всегда, стандартный ответ: «Необходимо бороться с глобальным потеплением».
В этой связи хотелось бы, в качестве «лирического» эпилога, напомнить один важный для нашей темы факт. Так, во второй половине XIX века известный русский философ-самоучка Николай Федоров (ставший знаменитым благодаря созданной им доктрине «русского космизма»), был воодушевлен одной новостью из США. Сообщалось, что американцам удалось с помощью артиллерийских снарядов рассеять градовую тучу, угрожавшую посевам. Русский мыслитель увидел в этом сообщении «первую ласточку», обещавшую возможность укрощения природных стихий в ходе развития науки и техники. С той поры прошло почти полтора столетия. И как мы видим, прогресса в этом конкретном деле так и не произошло (хотя постоянно оглашаются грандиозные планы по управлению климатом). Впору задать вопрос: если рассеивание градовых туч возможно с помощью боеприпасов, то почему бы не создать военизированные метеорологические подразделения, которые стояли бы на страже наших полей, садов, городов и поселков, защищая их от ледяных атак? Так ли уж сложно запустить снаряд или ракету в небо? И так ли уж сложно сделать правильные расчеты, особенно учитывая прогресс в области цифровых технологий?
Напомним, что ущерб от «ледяных бомб» уже измеряется миллиардами долларов. Полагаем, было бы неплохо сопоставить эти цифры с затратами на содержание указанных метеорологических подразделений. Пока такие планы не оглашаются. Хотя нетрудно понять, что борьба с градовыми тучами может оказаться намного эффективнее и дешевле, нежели борьба с климатическими изменениями.
Николай Нестеров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии