Мы в свое время уже обращались к разбору принципов ESG, которые навязываются современной экономике как ключевое условие нашего вхождения в светлое будущее, где любая предпринимательская активность будет напрямую сопряжена с социальной и экологической ответственностью. Тот факт, что в развитых странах ESG-стандарты тесно увязываются с идеологией Woke и стратегией «зеленой» трансформации, вызывает весьма неоднозначную реакцию со стороны отечественных борцов за российский суверенитет. Консервативно настроенные граждане, хорошо знающие эту тему, не приемлют даже саму мысль о перекройке общественного уклада по указанным стандартам. И сегодня, когда с самых высоких трибун провозглашается ценностное противостояние с «падшим» миром коллективного Запада, возникает впечатление, будто тема ESG нас совершенно не касается.
Однако не всё так просто. Как мы уже неоднократно отмечали, в недрах государственных управленческих структур, ответственных за выстраивание стратегий развития, время от времени объявляются персонажи, открыто демонстрирующие ориентацию на стандарты ESG. Делается это прямо и недвусмысленно, что неизбежно ведет к некоторому диссонансу с заявлениями Главы государства. Почему в высоких властных кабинетах до сих пор остаются прозападные «кроты», объяснять не беремся. Просто примем как факт.
Пока что ни власть, ни общество никак не реагируют на какие-либо подвижки (хотя бы только словесные) в указанном направлении. Во многом это связано с тем, что вплоть до настоящего времени такие перспективы у нас мало кто воспринимает всерьез, в основном – из-за плохого понимания самой сути ESG-стандартов. Кому-то кажется, будто речь идет о незначительных реформах, направленных на улучшение экологической и социальной обстановки. На самом же деле указанные стандарты подразумевают коренную перестройку всей сферы производственных отношений.
Если коротко выразить суть этого новомодного изобретения, то оно допускает возможность успешной коммерциализации «добрых дел» для представителей крупного бизнеса. Это когда некие «акулы капитализма» выстраивают свою деятельность так, что они получают прибыль, одновременно спасая людей и планету. Принципы «ответственного» инвестирования направлены как раз на то, чтобы добиться тесного сопряжения коммерческой деятельности с реализацией «добрых дел». Скажем, ваша компания во имя борьбы с глобальным потеплением инвестировала в системы улавливания CO2, отказалась от сотрудничества с производителями ископаемого топлива и начала активно развивать водородную энергетику ради спасения планеты. Параллельно вы ввели «разнообразие и инклюзивность» в руководящем составе, выделив квоты для женщин, национальных и сексуальных меньшинств, а также для инвалидов. Кроме того, вы уравняли во имя «справедливости» уровень доходов для способных сотрудников и не очень способных. И при этом ваша компания ничуть не потеряла в прибыли! Наоборот, все предпринятые проекты оказались коммерчески успешными. Бывает ли такое на самом деле?
В течение нескольких лет мировой общественности (включая и представителей власти) внушалось, что всё именно так и происходит. В качестве подтверждения приводились многочисленные исследования, якобы совершенно беспристрастные и объективные. В итоге создавалось впечатление, будто «ответственное» инвестирование, опирающееся на ESG-критерии, демонстрирует впечатляющий практический результат. Представители крупного капитала, присягнувшие на верность этим принципам, уже не выглядели кровожадными «акулами капитализма», а уподобились ангелам, спасающим и улучшающим наш мир.
Однако у определенной части наблюдателей оставались сомнения. Совсем недавно эти сомнения начали усиливаться, особенно после того, как появились новые исследования по данной теме, где картинка выглядела не такой уж радужной. Так, в первой половине марта агентство Bloomberg сообщило о том, что всё больше и больше ученых склоняется к тому, что оптимистичные выводы об успешности «ответственного» бизнеса не имеют четкой доказательной базы. Большую роль в этом деле сыграла недавняя работа ученых Бостонского университета, которые провели тщательный анализ многочисленных исследований по теме ESG. Оказалось, что на самом деле финансовая отдача от «ответственного» инвестирования во многих случаях была недостаточна для того, чтобы говорить об успешности такого бизнеса. Возникало впечатление, что исследователи, поведавшие нам о красивых результатах, подходили к своей работе предвзято, намеренно выстраивая результаты в нужную им сторону. В большинстве своем доказательства в пользу ESG выглядели, мягко говоря, неубедительно.
К аналогичным выводам пришли также ученые из Колумбийского университета, Калифорнийского университета в Беркли, Массачусетского технологического института. Схожие публикации появились и в других странах. Несмотря на то, что в целом они поддерживали усилия, направленные на борьбу с глобальным потеплением, они сочли необходимым дискутировать вопросы, связанные с программами по поддержке ESG-стандартов. То есть, полного отрицания пока что нет. Тем не менее, нет уже и былого пиетета перед «ответственным» инвестированием, нет фанатичного восторга и безусловного признания того, будто только через эти стандарты должно выстраиваться наше вхождение в прекрасное будущее.
Интересно, что исследователи, чьи выводы подверглись столь тщательному анализу и пересмотру, не опровергли ни одного выдвинутого против них положения. Но, на удивление, это никак не сказалось на пересмотре ими своих взглядов. Они продолжают придерживаться основной идеи, заявляя, что она «доказана» многочисленными исследованиями – теми самыми исследованиями, которые были подвергнуты пересмотру! То есть критика признается вполне обоснованной, но это никак не отражается на переосмыслении позиции, что выглядит несколько странно для ученых, претендующих на объективность. Они продолжают настаивать на истинности своих результатов так, как будто цитируют Евангелие, отмечают наблюдатели. Мало того, некоторые ученые опасаются высказывать свои сомнения относительно ESG публично, поскольку, по их признанию, это может повредить карьере. Попытка заглушить критические голоса имеет место, что вызывает беспокойство у тех, кто намерен взглянуть на проблему беспристрастно.
Тем не менее, обсуждение проблемы уже вышло за рамки академического сообщества. В Америке сразу в нескольких штатах, возглавляемых республиканцами, выдвинули законопроекты, направленные против ESG. И что особенно показательно: компании, участвующие в финансировании так называемых «климатических» проектов, подверглись давлению со стороны властей (хотя, еще раз подчеркнем, сама по себе научная критика «ответственного» инвестирования еще не предполагает отказа от проектов по снижению углеродного следа). Наконец, генеральные прокуроры шестнадцати штатов направили список вопросов руководителям крупнейших инвестиционных фондов, активно продвигающих ESG-стандарты. Так, много вопросов вызывает инвестиционная стратегия такой известной компании, как BlackRock, развернувшей свою деятельность не только в США, но и далеко за ее пределами (в частности, на Украине). У официальных лиц есть опасения, что «ответственные» инвесторы озабочены не столько ответственностью перед своими клиентами, сколько продвижением ультралиберальной идеологической повестки. Прокурорские претензии не остались незамеченными. Консервативно настроенные политики высоко оценивают данный прецедент, видя в нем начало сопротивления новомодной прогрессистской утопии.
В свете сказанного остается недоумевать по поводу того, что в нашей стране ESG-стандарты до сих пор презентуются так, будто за последние пять лет ничего не изменилось. По крайней мере, проекты, разработанные в угоду этих стандартов, позиционируются в полном отрыве от дискуссии, вспыхнувшей в западных странах. То есть у нас продолжают ориентироваться на Запад как на некий идеальный образец поступательного прогресса, совершенно игнорируя начавшиеся там перипетии. К примеру, одна госкомпания (о чем мы писали) вкладывает деньги в технологии «зеленого» водорода, не учитывая идеологической подоплеки данного тренда. И у нас нет никакой уверенности в том, что этот тренд окажется долгосрочным. Интересно, что Илон Маск не так давно назвал «зеленый» водород глупой идеей. А буквально год назад он прямо объявил всю возню вокруг ESG мошенничеством. Мир, таким образом, раскололся по этому вопросу. Полагаем, что российская общественность должна быть в курсе.
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии