Несмотря на сотни тысяч негативных оценок со стороны ученых, популяризаторов науки, преподавателей, журналистов и представителей других профессий 1 июня вступает в силу «закон о просветительской деятельности».
Основная претензия к новым нормам со стороны научного сообщества заключается в том, что процесс распространения знаний станет настолько зарегулированным, что помешает развитию самой просветительской деятельности. Бюрократия погубит просвещение.
Борьба за отмену законопроекта была жесткой. Еще в конце 2020 года против этой инициативы выступила Комиссия РАН по популяризации науки. Председатель комиссии, вице-президент РАН Алексей Хохлов, направил в Госдуму письмо с просьбой отклонить законопроект. Затем аналогичное решение принял Президиум РАН. На Change.org астрофизиком и популяризатором науки Сергеем Поповым была создана петиция против новых поправок, собравшая более 200 тысяч подписей. Газета «Троицкий вариант» опубликовала декларацию, которую подписали почти две тысячи ученых и преподавателей. «Сама постановка вопроса о лицензировании или иной регламентации просветительской деятельности со стороны государственных структур глубоко оскорбительна для нас», – говорится в декларации
Однако, никто из научного сообщества государством услышан не был.
Накануне вступления нашумевшего закона в силу, ПОИСК попросил Алексея Ремовича Хохлова рассказать о том, что же меняется в работе образовательных организаций, ученых и популяризаторов науки.
– А ничего пока не меняется, все остается по-старому. В самом законе нет норм прямого действия. То есть Правительством сперва должны были быть выработаны положения, по которым этот закон будет реализовываться, а их пока нет. Министерство просвещения предложила свой проект, но к нему возникло много замечаний, и он был отправлен на доработку. Единственная норма прямого действия, прописанная в законе, – о необходимости экспертизы министерства на заключаемые университетами международные договоры и контракты с иностранными организациями и гражданами. А в остальном закон остается декларативным. Скорее он будет создавать негативный фон вокруг просветительской деятельности. Вот в этом я вижу опасность, а не в прямых запретах и ограничениях.
Тогда в чем смысл этого закона?
– Что хотели законодатели, я так и не понял. У меня такое впечатление, что законодатели имели в виду что-то одно, а написали в законе что-то другое. И эти две сущности никак не пересекаются. К тому же авторы этого закона живут в прошлом веке. Сейчас растет популярность просветительской деятельности в интернете. И ее в принципе невозможно регулировать.
В пояснительной записке к закону сказано, что одна из целей – исключить антироссийскую пропаганду, которая может подаваться под видом просветительской деятельности.
– Мне кажется, что кардинальная ошибка законодателей и чиновников в том, что они пропаганду, которой действительно многие люди занимаются, путают с просветительской деятельностью, которая направлена только на то, чтобы у человека сформировалась научная картина мира. Эти знания не пропагандистского плана.
Только недавно на марафоне «Новое знание» выступали американские граждане Илон Маск и Стив Возняк. В новых реалиях с ними тоже пришлось бы заключать договоры?
– Да. Еще надо проверить, здоровы ли они психически, не болеют ли какими-то другими болезнями, как это следует из требований проекта Министерства просвещения. Ну это же полная ерунда. Россия на научной карте мира занимает совсем немного места: на ее долю приходится от 2-х до 3-х процентов научных публикаций. В то время как есть другие страны – Китай и США – чья доля исследовательской активности примерно по 20% на каждую. Они гораздо менее зависимы от внешнего информационного потока. Поэтому нам жизненно важны контакты с другими странами. Мы черпаем там информацию, полезную для развития науки здесь. Это нам нужно прежде всего.
В декларации «Троицкого варианта» предлагается игнорировать новые поправки: не просить лицензии, не обращаться за согласованием лекторов и тем лекций. Как вы думаете, такое коллективное сопротивление эффективно для того, чтобы закон был отменен?
– Закон этот нельзя игнорировать при всем желании, поскольку, как я уже говорил, в нем самом нет никаких норм, кроме нормы об экспертизе министерства на заключенные международные договора. Так что ученым-популяризаторам науки тут нечего игнорировать. Самое правильное – забыть об этом законе. Положить его на полку среди других неработающих законов и перевернуть эту страницу.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии