Не все лекарства одинаково полезны

Слово «фуфломицины» в последнее время на слуху. Этим термином называют лекарства, которые на практике не выполняют заявленные в рекламе функции. Знать, какое лекарство действительно поможет, а какое – по сути, плацебо, а то и вовсе может навредить – конечно, полезно. Но только как их различить? В разных версиях списков, что бродят по интернету, один и тот же препарат может попадать как в категорию «фуфломицинов», так и быть отнесен ко вполне себе эффективным средствам. Поэтому надежнее – спросить у хорошего врача или у ученых. Мы так и сделали: обратились к старшему научному сотруднику Института цитологии и генетики СО РАН, к.б.н. Татьяне Голубевой, составившей обзор неэффективных препаратов в лечении кашля, насморка и боли в горле для журнала «Практикующий педиатр».

– Скажите, каким образом эта тема попала в круг Ваших научных интересов?

– В нашем институте есть замечательный проект, который придумал и ведет профессор Павел Михайлович Бородин: по средам ученые выступают с научно-популярными лекциями для коллег, студентов и просто гостей ИЦиГ. Некоторое время назад Павел Михайлович попросил меня подготовить лекцию про бесполезные фармпрепараты, иначе говоря, фуфломицины. Когда я стала разбираться с этой темой, то просто за голову схватилась – настолько она оказалась обширной. Чем только не предлагает лечиться назойливая реклама, интернет-сайты, социальные сети и так далее. Эта тема меня так увлекла, что спустя некоторое время после лекции я подготовила уже полноценный обзор для научного журнала, в котором опираясь на данные таких авторитетных международных баз данных как, Кокрановская библиотека, FDA и PubMed, показала, какие лекарства прошли проверку на эффективность, а какие – нет.

– В своей работе Вы рассматриваете препараты, которыми лечат, прежде всего, простудные заболевания, причем у детей. Почему выбрали только этот сегмент?

– Рассмотреть в рамках одной статьи весь спектр фармпрепаратов, БАДов и прочих средств, представленных на рынке – просто нереально. Поэтому я ограничилась лишь одним направлением. Выбор был не случайным. Известно, что, в принципе, наш организм в большинстве случаев способен справиться с кашлем, насморком и болью в горле самостоятельно. У врачей даже есть такая шутка: если не лечить простуду, она будет длиться целых семь дней, а если лечить – то всего неделю. Но какой родитель будет спокойно смотреть, как его ребенок болеет и ждать, пока тот сам справится. Мы сразу начинаем закупать лекарства. И это создает благодатные условия для изготовителей «фуфломицинов», ведь даже если в их составе будет только сахар, высока вероятность, что пациент через несколько дней выздоровеет за счет ресурсов организма, но этот результат будет приписан тому средству, что он принимал.

– Можете вкратце сформулировать главные выводы, которые содержатся в Вашем обзоре?

– Их несколько. Первый – детям до пяти лет лучше не принимать муколитики в принципе в силу особенностей строения дыхательной системы: дыхательные пути у них узкие, поэтому процесс отхождения мокроты и так затруднен. А то, что они изготавливаются из натурального сырья – не делает их безопасными, потому что ставить знак равенства между веществами природного происхождения и их безвредностью нельзя. К тому же надо помнить, что кашель – это не болезнь, а защитный рефлекс организма, с помощью которого тот выводит мокроту из дыхательных путей. Конечно, все вышесказанное относится к обычной простуде, в других случаях – коклюш, бронхиальная астма, ложный круп -  с кашлем борются, но другими препаратами.

– А что насчет ингаляций? Это тоже очень популярный способ лечения, причем, уже не первое поколение?

– Паровые ингаляции не помогают в лечении кашля при респираторных инфекциях. А детям назначать их вообще не рекомендуют из-за высокого риска ожога дыхательных путей. Вообще, врачи уже пришли к мнению, что при простуде нет ничего лучше обильного питья и промывания носа. И уж тем более не надо делать ингаляции с мирамистином и минеральной водой – они для этого просто не предназначены. В их составе есть вещества, которые не выводятся из легких, в минералке еще и углекислый газ, из-за которого повышается риск развития гипоксии, усиление приступов кашля и ухудшение состояния.

– Я так понимаю, в своем обзоре Вы не обошли вниманием и гомеопатию?

– Конечно, поскольку, несмотря на все доводы ученых, она остается довольно популярным методом самолечения простудных заболеваний.

– А что не так с гомеопатией с точки зрения ученого?

– Если кратко, производители гомеопатии пишут состав не в мл или мг препарата, а целого раствора, из которого сделают несколько миллиардов доз препарата. Таким образом, концентрация этих веществ настолько низкая, что даже в целой упаковке препарата вряд ли попадется хотя бы одна молекула действующего вещества. Ну а подробнее этот вопрос разбирала комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН, в итоге она выпустила меморандум, где гомеопатию признали лженаукой.

– Вы упоминали мирамистин в плане ингаляций. Но им еще и горло полощут, промывают носоглотку, это помогает?

– Мирамистин очень популярен среди педиатров, его назначают практически для всего – орошения горла, носа, ингаляций и обработки ран. Но надо учитывать, что его эффективность хорошо доказана только в качестве местного антисептика при обработке ран. И вообще на слизистых носовой полости нельзя создать локальную концентрацию вещества, которой было бы достаточно для борьбы с бактериями. Стоит прислушаться к словам производителя, раз он признает неэффективность мирамистина в лечении насморка.

– Что скажете про протаргол и другие препараты с содержанием серебра?

– За рубежом про протаргол или его аналоги врачи даже не слышали. В России Протаргол зарегистрировали как лекарственное средство только в сентябре 2022 года, и безопасность его применения под большим вопросом. Одно из побочных свойств протаргола в том, что частицы серебра могут попасть в кожу, слизистые оболочки и даже глазное дно, формируются косметические дефекты, которые устранять очень болезненно и сложно. При этом до сих пор неизвестна точная доза препарата, которая может вызывать этот побочный эффект. Кстати, оксолиновая мазь в качестве лекарства против простуды тоже популярна только у нас. Ее действующее вещество – одно из производных нафталина. Если нанести ее на слизистую носа, вы заблокируете действие реснитчатого эпителия, что снизит его барьерную функцию. Так что это не облегчит организму борьбу с инфекцией, а напротив осложнит.

– Так что же делать в случае с простудой у ребенка?

– Надо отслеживать состояние ребенка, если он не вялый, с нормальным аппетитом, высокая температура не держится на протяжении нескольких дней, нет других тревожных признаков, то скорее всего мы имеем дело с обычной ОРВИ, которая протекает без осложнений. В этом случае, самый эффективный метод лечения - промывание носа физиологическим раствором и отсасывание слизи из носовых ходов. Это и к взрослым относится. Но если что-то вызывает тревогу, состояние ухудшается, болезнь затягивается, надо не заниматься самолечением, а идти к врачу. К примеру, при синусите отоларинголог назначит ребенку системную АБ терапию, а не местную. Да и другие возможные осложнения врач определит лучше, равно как и стратегию их лечения.

Сергей Исаев