Традиционно вся сфера деятельности, связанная с производством продуктов питания, относится у нас к сельскому хозяйству. Мы даже не задумываемся, привычно называя поступающие на городские рынки овощи и фрукты «сельхозпродукцией». Однако наступают времена, когда эти термины станут устаревшими. Причина проста: «сельское хозяйство» начинает движение в города. И как оно после этого будет называться, мы даже не в состоянии сказать. Тем не менее, не приходится сомневаться в том, что эта тенденция вполне объективна, а потому неизбежна.
Проблеме сити-фермерства была посвящена отдельная секция на форуме-выставке «Городские технологии-2019». По словам организаторов форума, с инициативой создания такой секции выступили представители руководства ФИЦ ИЦиГ СО РАН. Как выяснилось, там довольно внимательно следят за деятельностью новосибирских разработчиков в этой области. Кроме того, сотрудники Института выступают в качестве консультантов по некоторым вопросам. Не будем забывать, что развитие методов селекции идет рука об руку с революционными преобразованиями в сфере возделывания растений. В Институте это понимают хорошо. Поэтому разработки для сити-фермерства оказываются весьма интересными в том числе и для селекционеров.
Мы уже неоднократно писали о том, что новосибирская компания iFarm Project входит в четверку российских лидеров, создающих технологии выращивания растений в условиях городской среды. Если говорить о каких-то «больших» проектах на этот счет, то пока что в нашем городе тон задает именно эта компания. И не только в нашем городе.
Рыночная ниша для российских сити-фермеров заполнена еще слабо. Крупные игроки, создающие собственные тепличные хозяйства, всё еще идут традиционным путем, создавая большие тепличные комбинаты вокруг городов, но при этом – не пересекая городской черты. Тут есть целый ряд причин. Одна из них – особенности российского кредитования сельхозпроизводителя. Я делаю здесь ударение как раз на слове «сельхоз». Как вы понимаете, сити-фермерство формально в данную категорию не входит, поэтому кредитные организации, поддерживающие сельское хозяйство (например, Россельхозбанк), не в состоянии выдавать деньги на такие проекты. Ведь речь, подчеркиваю, теперь уже идет о городе, а наши законодатели, похоже, пока еще не поспевают за современными трендами, и потому производство продуктов питания для них до сих пор ассоциируется с сельской местностью.
Именно по этой причине столь рискованные проекты реализуются за счет венчурных фондов и частных инвестиций – без всякой государственной финансовой поддержки (чего не скажешь, кстати, о традиционных тепличных комбинатах, нередко возникающих благодаря привлечению казенных средств). Несмотря на это, инициаторы проектов в области сити-фермерства идут на такие риски. Причем, я бы не стал называть эти шаги авантюрой. Дело в том, что предприниматели, взявшиеся за реализацию таких «нетрадиционных» проектов, учитывают общемировые тенденции, определяющие сам способ выращивания культурных растений.
Как сказал в своем выступлении директор компании iFarm Project Александр Лысковский, традиционное растениеводство сталкивается с проблемами, которые, так или иначе, заводят его в тупик. По крайней мере, вынуждают нас пересмотреть существующие подходы к выращиванию овощей, ягод и зелени. Так, помимо пестицидной нагрузки, традиционное растениеводство «завязано» на сложную логистику, что создает дополнительные проблемы и снижает качество продукции для конечного потребителя. Например, из-за длительной транспортировки плоды снимаются недозрелыми и теряют свои вкусовые качества из-за специальной химической обработки. Причем, надо учитывать, что длительная перевозка приводит к утрате свежести и снижению питательных веществ до 45 процентов.
К тому же, отметил Александр Лысковский, при транспортировке минимум 40% продукции превращается в отходы. Эти цифры говорят сами за себя – огромные расстояния между местом выращивания и конечным потребителем почти в два раза (в лучшем случае) уменьшают количество выращенных продуктов! В мировых масштабах мы ежегодно получаем гигантские горы испорченных овощей. В условиях, когда на планете есть голодающие страны, а во многих странах заметна нехватка овощей в рационе, такие чудовищные потери кажутся преступлением против природы и человека.
Кроме того, убыток несут и торговые компании. Отсюда, кстати, вытекают и соответствующие требования к характеристикам продукции. Она должна долго сохранять товарный вид, причем происходит это в ущерб вкусовым качествам и полезным свойствам. Как следствие, полки супермаркетов завалены невкусными овощами и зеленью. Если человек всю жизнь прожил в крупном городе, если у него не было дачного участка или бабушкиного домика в деревне, он вряд ли узнает настоящий вкус огурцов или томатов. Мало того, селекционеры вынуждены создавать новые сорта с учетом предъявляемых требований. То есть опять же – в ущерб вкусовым качествам и полезным свойствам. Такая ситуация, согласимся, выглядит не вполне нормальной. В какой-то степени традиционное тепличное хозяйство уже завоевало себе дурную репутацию среди «продвинутых» потребителей. Ведь как мы знаем, слово «тепличный» - применительно к тем же огурцам и томатам, давно уже стало обозначением чего-то низкосортного, «ненастоящего». «Тепличные томаты», в нашем понимании, это презрительное обозначение массовой сельхозпродукции.
По мнению Александра Лысковского, как раз технологии сити-фермерства дают возможность «вернуть» овощам столь важные качества, как хороший вкус и польза. Он обращает внимание на то, что городские вертикальные фермы позволяют приблизить места выращивания овощной продукции максимально близко к потребителю. Это исключает длительную транспортировку, а равно и все издержки (в том числе чисто экономические), с нею связанные. Соответственно, нет никаких отходов, всё выращенное идет на стол людям.
Особым вкладом в развитие сити-фермерства Александр Лысковский считает саму технологию, разработанную коллективом компании. Созданные здесь вертикальные фермы не требуют ни химических обработок, ни химических подкормок. Каждый такой объект обладает почти идеальным для растений микроклиматом (очищенный воздух, дополнительная подсветка, полив, нормирование влажности, «органическое» питание и даже подача углекислого газа). Именно так мы получаем здоровые, вкусные и полезные овощи. Как утверждает Александр Лысковский, управлять такой системой можно «одним нажатием кнопки, без изучения агрохимии». Используемые здесь IT-решения позволяют автоматизировать все процессы управления и сбыта.
Отметим, что многоярусная конструкция такой вертикальной фермы может устанавливаться практически в любом закрытом помещении, поскольку здесь вместо солнца используется светодиодной освещение. Внешний воздух подвергается тщательной очистке, поэтому никаких проблем в этом плане не возникает. Кроме того, для такой технологии требуется на 90% меньше воды, чем при традиционном тепличном выращивании. Соответственно, все параметры выращивания контролируются через IT-платформу (контролируется более 50 параметров).
Пойдет ли власть навстречу новому направлению в растениеводстве, приняв для этого соответствующий пакет законов? Пока еще такой уверенности нет, поскольку сити-фермерство еще не стало «ходовой» темой среди российских политиков. Тем не менее, подвижки в этом направлении имеются. Если интерес к городскому фермерству появился у новосибирской мэрии, то, надо полагать, сама тема настолько интересна и актуальна, что привлекает к себе внимание со стороны представителей власти. Это вселяет определенные надежды. Как заметил Александр Лысковский, в США и в Европе власти создают для таких производителей «комфортные правовые основы». На Западе уже вовсю внедряются подобные «умные» фермы, и этот рынок обещает расти, поскольку в развитых странах отчетливо выражен тренд на безопасное и полезное питание. Россия встраивается в эти тренды, хотя с некоторым опозданием. Будем надеяться на то, что форумы-выставки, подобные «Городским технологиям», реально посодействуют популяризации данного направления.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии