Браунфилд (Brownfield) – это индустриальный парк, образованный на территории, которая ранее использовалась для промышленных целей. Как правило, территория старого завода. До недавнего времени такая форма была наиболее популярной у отечественных инвесторов, так как она требует меньших вложений в инфраструктуру в отличие от альтернативного подхода – «гринфилд» (инвестиционный проект, предполагающий строительство завода или фабрики на свободной площадке с нуля).
Однако имеющиеся в наличие производственные площадки часто пребывают в довольно плачевном состоянии: изношенные цеха, которые к тому же не эргономичны и плохо приспособлены для размещения современного оборудования.
Еще одно следствие кризисных десятилетий и поспешной приватизации «девяностых» – часто земля промплощадки поделена между разными собственниками, у которых диаметрально разные подходы к перспективам ее развития. Вышеназванные проблемы, кстати, регулярно «торпедируют» все попытки реанимации площадки завода «Сибсельмаш».
Поэтому многие эксперты склоняются к мысли, что в российской практике выгоднее и разумнее не втискивать новые производства в старые цеха, а строить заводы и фабрики в «чистом поле». Но не все согласны с мнением, что браунфилды – это вчерашний день: не зря участники форума, прошедшего на территории индустриального парка «Новосиб» дали ему название «Браунфилды. Новый старт».
Открывая форум, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства (ДПиП) мэрии Новосибирска Александр Люлько подчеркнул потребность города в современных индустриальных парках:
– С одной стороны, это хорошая возможность для ряда городских предприятий модернизировать и загрузить свои устаревшие промышленные площадки. А, с другой, у нас активно работают бизнес-инкубаторы, в них рождаются успешные старт-апы. Но согласно правилам, там они могут находиться не более трех лет. А куда им деваться дальше? И я предлагаю участникам форума рассмотреть возможности браунфилдов как раз в разрезе этих двух проблем, а также – как одного из инструментов программы реиндустриализации нашей области.
Сегодня в Новосибирской области существует три индустриальных парка. Два образованы с участием государства – это Промышленно-логистический парк Новосибирской области (ПЛП) и Биотехнопарк. Третий – «Новосиб» – полностью частный. В процессе создания еще один проект – медицинский парк «Зеленая долина». И только один из них – тот самый «Новосиб» можно с полным правом отнести к браунфилдам, поскольку он образован на площадке бывшего завода НВА. Но это совсем не значит, что подходящие площадки исчерпаны.
В июне Агентство инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области провело инвентаризацию промышленных площадок региона для выявления возможности создания на их базе промышленных парков. В итоге, нашлось около 40 подходящих объектов, 11 из которых имеют неплохие стартовые позиции.
Некоторые из них – заводы «Экран», «Сибэлектротерм» и объединение «Вторчермет» – приняли участие в работе форума, чтобы подробнее рассказать о преимуществах своих площадок.
Но найти площадку с более-менее развитой инфраструктурой и без проблем с собственниками – это далеко не все. Еще одно важное условие для того, чтобы парк заработал: сформировать пул якорных инвесторов. Или, проще говоря, крупных арендаторов, которые не только возьмут на себя значительную долю площадей браундфилда, но и станут «магнитом» для других участников, меньшего масштаба. Таким стал казанский производитель фотоматериалов «Тасма» для технопарка «Химград».
Если же брать наш опыт, то парк «Новосиб», как уже говорилось, вырос на площадях завода НВА. Сегодня это предприятие заметно сократилось в масштабах и называется ЗАО «Новосибирский патронный завод», но именно оно остается якорным инвестором для парка. Схожая ситуация и у тех площадок, что пока только претендуют на статус браунфилда.
И здесь хотелось бы отметить два важных момента. Первый касается той роли, которую играет якорный инвестор (арендатор). Чаще этот термин используют в случае с торгово-развлекательными центрами и подразумевают под ним известную и крупную кампанию, бренд, который привлечет массу покупателей и тем самым, сделает аренду в данном центре более привлекательной для прочих арендаторов. В случае с промышленным парком задача у «якоря» немного иная: он должен стать «центром роста», заказчиком для других участников.
Парк должен привлекать не только наличием инфраструктуры, но и заказами. Это могут быть субподряды, смежные товары или услуги, оказываемые всем арендаторам. То, что принято называть кооперацией. Именно ее наличие является одним из преимуществ промышленного парка перед обычной промплощадкой.
Есть и еще одна особенность, характерная для якорных инвесторов (по крайней мере, в российской практике). Как правило, в их роли выступает либо предприятие-владелец площадки, либо его «коллега» по отрасли. Был здесь металлообрабатывающий завод – значит и парк, скорее всего, будет нацелен на обработку металла и ее обслуживание. Это оправдано, в частности, тем, что речь идет о площадях, созданных в свое время под определенный тип производства. Но, одновременно, это несет свои ограничения: построить с помощью браунфилдов принципиально новые для города производства вряд ли удастся, только модернизировать уже имеющиеся направления.
Есть и еще ряд непростых проблем, которые приходится решать при образовании индустриального парка даже на существующей промплощадке, как общих, так и конкретных для каждой из них. В одном случае требуются слишком большие вложения в модернизацию заводских корпусов (которые проще снести и построить на их месте новые). В другом – процесс тормозится из-за наличия спорных территорий. В третьем – инвесторов отпугивает «негативная история» предприятия, предлагающего свои площади. Как справедливо отметил начальник управления промышленности ДПиП Сергей Жиров:
– Любой проект по созданию браунфилда пойдет вперед, если в правление его управляющей компании войдет госструктура или муниципалитет как некая гарантия серьезности намерений, а еще лучше – финансовой поддержки.
Но вот с государственной поддержкой все совсем не просто. Прежде всего, она носит компенсационный характер: сначала организаторы парка привлекают какие-то средства, создают сам парк. Затем – проходят проверку Минпромторга на соответствие парка и его инфраструктуры специальному ГОСТу. В случае положительного результата проверки, объект включается в реестр промышленных парков. И только потом можно рассчитывать на компенсацию части затрат или другие формы финансовой поддержки из бюджета.
Процедура эта очень небыстрая. Достаточно сказать, что браунфилд «Новосиб» занимается этим с прошлого года. И хотя замечаний со стороны Минпромторга при проверке он не получил, включение его в реестр пока, как говориться, в процессе…
Кроме того, в условиях кризиса уменьшаются сами объемы финансовой поддержки со стороны государства. На форуме представители областной администрации откровенно сказали, что бюджетные возможности страны в этом направлении практически исчерпаны и перспектива за частными парками и инвесторами. А власть готова оказывать им помощь нефинансовыми инструментами: нормативными актами, информацией о потенциале той или иной площадки и т.п. Собственно, этим целям служит и проводимая нынешним летом инвентаризация АИР, о которой мы говорили выше.
Хватит ли этих мер, чтобы дать браунфилдам новый старт, – покажет время. Очевидно, что такая форма организации промышленных парков не станет главным локомотивом экономики области. А вот одним из эффективных инструментов реиндустриализации – вполне.
Понимают это и в мэрии, именно поэтому департамент промышленности, инноваций и предпринимательства выступил одним из организаторов форума. Потому что даже один индустриальный парк – это тысячи рабочих мест и сотни миллионов налоговых поступлений. Неплохая альтернатива пустырю в несколько десятков гектар, образовавшемуся на месте заброшенного завода в черте города. А три-четыре парка уже способны оказать заметный положительный эффект на городскую экономику.
Георгий Батухтин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии