Почти всем городам-миллионникам знакома проблема заброшенных промзон: при высокой плотности застройки и дороговизне земли в черте города остаются не вовлеченные в экономику индустриальные пустыри. И если собственники не могут договориться о редевелопменте, такие территории становятся обузой, мешающей развитию города.
Муниципальные власти в развитых странах стремятся создать на месте индустриальных пустырей кластеры, удобные для работы и жизни. Там должны быть сады, школы, поликлиники, парки, жилой фонд, современная и экологичная промышленность. Город обеспечивает людей рабочими местами, инвестиционная привлекательность районов растет, а в городе улучшается качество бизнес-пространства.
О важности застройки промзон твердят и урбанисты, склоняющиеся все больше к технопаркам для МСП в инновационной сфере. Промзоны не выводят за границы города – наоборот, создавая рабочие места на его периферии, снижают нагрузку на дороги в часы пик. И на заброшенных территориях возникают новые точки развития и создается комфортная городская среда.
В мировой практике освоения промзон успешных примеров масса. Так, лондонский Доклендс около 40 лет назад был депрессивным портовым районом и эпицентром преступности. Редевелопментом занялось правительство Маргарет Тэтчер: в 1981 г. здесь была учреждена «Корпорация развития Доклендс», а в 1982-м – ОЭЗ «Айл-оф-Догз». На 1,8 млрд фунтов государственных средств привлекли порядка 6 млрд фунтов частных инвестиций. В результате к 2000 г. Доклендс превратился в престижное место и крупнейший деловой район британской столицы.
Или, скажем, Испания: до конца XX в. Побленоу в Барселоне (Каталонский Манчестер) был застроен текстильными фабриками. С их закрытием район обнищал и криминализовался. От полного упадка Побленоу спасла Олимпиада 1992 г. Под нее была построена олимпийская деревня, потом мэр города инициировал создание высокотехнологичного хаба с бизнес-инкубаторами и офисными зданиями на площади 2 млн кв. м. Сегодня Эль-Побленоу – престижный район с побережьем – с одной стороны и инновационным районом – с другой. Здесь есть офисы Yahoo!, Microsoft и других компаний, благодаря технопарку работу получили более 50 000 человек.
Еще пример – Германия. В 1997 г. власти Гамбурга закрыли порт в районе Хафенсити. На проект реконструкции был объявлен конкурс, к тому же в обязанности подрядчика входило обустройство 10-километровых набережных. Хафенсити, начав функционировать в полную силу, даст Гамбургу 40 000 новых рабочих мест. Сегодня здесь запущена линия метро, открылся архитектурный университет HafenCity Universität.
Есть показательные примеры и в России. В частности, в рамках поддержки технопарков правительство обнуляет им налог на недвижимость, предоставляет льготы по налогу на прибыль и земельному налогу и скидки на аренду. Резиденты самого большого в Европе технопарка «Сколково» могут пользоваться его производственными мощностями и лабораториями, где выполняются микроанализ, компьютерный инжиниринг, прототипирование, секвенирование и т. п. Сейчас в технопарке зарегистрировано более 250 резидентов.
При этом закон об экстерриториальности позволил фонду «Сколково» кратно увеличить количество региональных компаний. Теперь резидентам не обязательно физическое присутствие в Москве, в рамках концепции «Экстерриториальное Сколково» внедряются сервисные модели работы «Сколково» в регионах-партнерах. Самым активным показал себя Санкт-Петербург. Технопарк «Ленполиграфмаш» за девять лет собрал основные федеральные и региональные институты поддержки высоких технологий. Как следствие, поменялась и инфраструктура района: Петроградка стала центром стартап-комьюнити, в район потянулись модные заведения, рестораны, коворкинги.
Или взять Новосибирск. Академгородок в Новосибирске отстраивался после войны, когда огромный сибирский промышленный комплекс требовал технологического обновления. Научные сотрудники могли жить и работать в одном районе, который в результате стал центром научной мысли в Сибири. В 2006 г. на его территории был запущен проект технопарка – для внедрения разработок СО РАН и стартапов в промышленность. Специализация технопарка – IT, биотех, нанотехнологии, новые материалы, приборостроение.
А в Казани строительство технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк» повлияло не только на инфраструктуру, но и на становление всей IT-отрасли в Татарстане. Технопарк, входящий в экстерриториальную программу «Сколково», спроектирован по принципу интеллектуального здания. Его резидентами являются 134 компании. Ежегодно проводится около 650 мероприятий, в связи с этим инфраструктура района постоянно развивается, появляются новые магазины, рестораны, офисы и т. п. Недалеко от Казани фактически в чистом поле был отстроен Иннополис – smart city и татарское «Сколково». Это ОЭЗ для развивающихся IT-компаний, его ключевой объект – технопарк им. А. С. Попова на 2200 рабочих мест. На I квартал 2021 г. запланирована сдача в эксплуатацию технопарка Н. И. Лобачевского вместимостью 1500 рабочих мест.
Олег Макаров , замруководителя департамента регионального развития фонда «Сколково»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии