Молодое поколение сегодня уже вряд ли знает, что такое настоящая, «правильная» сибирская зима: когда в конце октября резко устанавливается минусовая температура, затем весь ноябрь валит снег, а в декабре наступают трескучие морозы на фоне огромных сугробов. Когда-то так было почти ежегодно. Но потом в природе произошло что-то странное...
Наверное, те из нас, кому за сорок, отметили, что в последние годы с климатом в Западной Сибири творятся какие-то непонятные вещи. Либо долго не наступает зима, либо среди зимы вдруг начинаются неожиданные оттепели, либо снег начинает сходить уже в марте. Так, бесснежное начало ноября уже никого не удивляет. В 2013 году в Новосибирске редкий первый снежок выпал (страшно подумать) только 1 декабря, во второй половине дня! Декабрьские и январские затяжные оттепели новосибирцы отмечают уже второй год подряд.
В общем, в Новосибирской области установились какие-то ненормальные «московские» зимы. Однако и лето тоже не очень радует: резкие перепады температур, сильные, почти тропические ливни нередко чередуются с продолжительной засухой. И главная неприятность – непредсказуемость погоды, когда полуденный зной за какие-то мгновения может смениться похолоданием. Еще вчера была тридцатиградусная жара, а сегодня уже веет осенней прохладой, да еще с угрозой заморозков на почве. Что это: случайность или закономерность?
Примерно два года назад мы публиковали мнение специалистов Института геологии и минералогии СО РАН, изучающих климатические изменения в природе. Согласно их оценкам, на протяжении относительно длительного периода отмечается глобальная тенденция к потеплению, а «капризное» поведение погоды связано как раз с климатической перестройкой. В целом же, несмотря на летние температурные перепады, среднегодовая температура на всей планете неуклонно растет.
Эту тенденцию отмечают не только геологи. Как выяснилось, она четко фиксируется сибирскими селекционерами-овощеводами, которые в силу специфики своей профессиональной деятельности ежегодно отмечают все нюансы климатических изменений. И непросто отмечают, но уже делают на них поправки при формулировании задач селекции. По их признанию, климатические изменения в селекционной работе игнорировать уже нельзя, ибо за последние двадцать лет они выявились весьма отчетливо. И говорить о случайности не приходится. Мы имеем дело именно с тенденцией.
По словам заведующей лабораторией селекции семеноводства и технологии возделывания овощных культур и картофеля СибНИИРС Татьяны Штайнерт, характерной чертой нашего сибирского климата стала неравномерность в распределении как осадков, так и тепла.
«У нас, – говорит ученый, – чередуются периоды жесточайшей засухи и наводнений, заморозки чередуются с жесточайшей жарой». Но в целом, утверждает Татьяна Штайнерт, тенденция такова, что однозначно идет потепление, сопровождающееся при этом неравномерным распределением осадков.
На ее взгляд, с точки зрения селекции овощных культур теперь очень актуально выведение сортов, адаптированных к таким резким перепадам, – чтобы они были устойчивы и к жаре, и к засухе, а также к излишнему переувлажнению.
В общем, природа поставила перед селекционерами новую задачу: теперь идет селекция овощей на стабильность и адаптивность в связи с очевидными изменениями климата. Как отмечает Татьяна Штайнерт, сейчас стало очень сложно делать какие-либо прогнозы по погоде. «Если раньше, – утверждает она, – мы свободно опирались на различные народные приметы, известные и проверенные еще нашими бабушками, то сейчас таких связей уже нет. В природе всё нарушено. Поэтому предсказывать погоду теперь очень сложно».
Эти климатические изменения, отмечает Татьяна Штайнерт, отражаются на растениях как в количественном отношении, так и в качественном. Например, в СибНИИРС по некоторым сортам томатов наблюдения ведутся еще с 1971 года. «Сравнивая по одному и тому же сорту таблицы 1970-х годов с тем, что есть сейчас, мы отмечаем, что растение совершенно меняется и по морфологии, и по скороспелости. Тенденция идет в сторону перехода в скороспелую форму. Сорта, которые раньше относились к группе средних и среднепоздних, сейчас уклоняются в раннюю сторону», – отмечает ученый.
Тенденцию к потеплению подтверждает и старший научный сотрудник СибНИИРС Елизавета Гринберг:
«То, что идет потепление климата, – это, на мой взгляд, безусловно. Мы судим об этом по теплолюбивым культурам – по баклажану, перцу. Раньше их выращивать в открытом грунте было проблематично. А теперь это стало возможно с помощью лишь временных пленочных укрытий».
По ее словам, сумма активных температур (то есть среднесуточных температур выше 10 градусов Цельсия) становится выше, а вегетация, в среднем, начинается теперь раньше примерно дней на пять. В этом плане ситуация складывается, вроде бы, благополучно. Но всё же резкие температурные колебания в течение периода вегетации, нестабильность погоды заметно осложняют условия выращивания.
Растения, безусловно, реагируют на указанные капризы погоды. Татьяна Штайнер отмечает, что применительно к томатам у одних и тех же сортов наблюдаются изменения и листовой пластинки, и формы плода, и даже окраски. Морфологические отличия сорта 1971 года от сорта 2001 года очевидны. Правда, эти изменения, уточняет она, происходят, скорее всего, на фенотипическом уровне. Условно говоря, если «отмотать» погодные условия назад, то растение, возможно, опять вернется к своей первоначальной форме.
Самым обнадеживающим моментом, пожалуй, является то, что благодаря положительному отбору стала увеличиваться урожайность. Есть сорта и селекционные образцы, поясняет Татьяна Штайнерт, которые достаточно пластичны, и потому реагируют на скачки температур в меньшей степени. А есть селекционные образцы, которые плохо переносят такие перепады. Именно этот момент теперь учитывается в селекции: непластичные сорта и образцы, плохо реагирующие на температурные колебания, выбраковываются. Отбор всегда осуществляется в лучшую сторону. Собственно, именно благодаря этому и происходит повышение урожайности.
В определенной мере селекционеры оценивают климатические изменения положительно. Главным образом в силу того, что нестабильность погодных условий дает им широкий спектр изменчивости, благодаря чему они могут отбирать какие-то генотипы для последующих скрещиваний. То есть в чисто научном плане селекционерам такая ситуация очень даже интересна. Хотя для овощеводов-товаропроизводителей, скорее всего, погодные капризы совсем нежелательны.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии