Шоколад на вес золота?

В прошлом году мы писали о том, как в европейских странах возник дефицит вполне привычных овощей, таких, например, как томаты. Проблема имела две причины. Первая причина была напрямую связана с энергетическим кризисом, сильно ударившим по европейским тепличным хозяйствам. В целях экономии топлива в некоторых странах перешли на сезонное (а не круглогодичное) выращивание овощей. Второй причиной стали неблагоприятные погодные условия в тех странах, где те же томаты выращиваются на экспорт в открытом грунте.

Дефицит томатов оказался настолько серьезным, что в Великобритании владельцы итальянских пиццерий перешли на изготовление «белой» Маргариты, где не использовались помидоры и томатная паста. Мало того, такие популярные газеты, как The Guardian, стали публиковать руководства по выращиванию томатов для владельцев индивидуальных домов, обосновывая экономические преимущества подобной хозяйственной практики.

В этом году ситуация в сельском хозяйстве ничуть не улучшилась, а в некоторых местах стала еще хуже. Недавно мы писали о проблеме с урожаем зерновых, которая неизбежно скажется на цене буханки. Как мы упомянули, неблагоприятные погодные условия затронули практически весь спектр основных сельскохозяйственных культур, входящих в продуктовую корзину. И здесь есть над чем задуматься.

В прошлом году начались разговоры о кризисе в индустрии оливкового масла. Причиной стала аномальная жара в странах Южной Европы, где находятся основные плантации оливковых деревьев. Во время сильной жары, когда происходит острая недостача влаги, оливковые деревья нередко сбрасывают плоды. Точно так же опасна жара во время цветения растений. Особое беспокойство вызывает тот факт, что неблагоприятные условия имеют тенденцию к ежегодному повторению. Так, 2022 год оказался довольно плохим для урожая оливок. А минувший 2023 год вообще стал рекордным по аномальной жаре. В итоге в Испании производство оливкового масла упало более чем вдвое – с 1,3 миллиона метрических тонн до 620 тысяч тонн. Не лучше обстоят дела в Италии и Греции. В целом падение производства оливкового масла в Европе достигло 30 процентов (в сравнении с предыдущей «пятилеткой»). Соответственно, примерно вдвое выросли оптовые цены на данный продукт.  В этой связи производители резонно опасаются, что если цены будут расти и впредь (что очень даже вероятно), то спрос на оливковое масло резко упадет и ему начнут искать более дешевые замены (например, масло из подсолнечника). Иными словами, оливковое масло перейдет в разряд продуктов для «избранных», что станет окончательным ударом для этой индустрии.

Климатический кризис начинает наносить удар и по производству конфет и прочих сладостей. Виной тому – небывалый за последние 12 лет скачок цен на сахар из-за сильных засух, наносящих ущерб плантациям сахарного тростника в Индии и Таиланде. Обе страны являются крупнейшими экспортерами сахара после Бразилии. Ситуация может сложиться таким образом, что сладости будут по карману только жителям богатых стран вроде США. Хотя и в богатых странах потребители также начали ощущать повышение цен на сахар и конфеты. Так, в Великобритании сахар подорожал на 72 процента. Если брать население бедных стран, где почти половина доходов простых граждан уходит на продукты питания, то здесь наверняка начнут экономить на сладостях.

Еще один популярный продукт, пострадавший от климатических изменений, – кофе. Условия выращивания кофейных деревьев становятся все более и более тяжелыми – признаются вьетнамские фермеры. Так происходит не только в Юго-Восточной Азии, но фактически по всему миру. В настоящее время наблюдается сокращение кофейных плантаций, что напрямую связано с участившейся аномальной жарой. Эксперты не исключают, что через 30 лет половина земель, занятых кофейными деревьями, станет непригодна для их дальнейшего выращивания. Из-за растущих трудностей в том же Вьетнаме начинаются сомневаться в ценности кофе как товарной культуры. Кое-где уже начали вырубать кофейные деревья, заменяя их посадками черного перца и дуриана (экзотического фрукта, популярного нынче в Китае). Параллельно малоустойчивые сорта кофе (дающие продукт с особо изысканным вкусом) заменяют на более устойчивые – не столь деликатные и довольно горькие по вкусу. Так, по мнению исследователей, производителям кофе придется адаптироваться к новым условиям, заменяя «нежную» арабику более выносливой (и более горькой) робустой, идущей, в основном, на изготовление растворимого кофе. Но даже такое решение не является панацеей, поскольку из-за усиливающейся жары урожайность робусты также падает (о чем свидетельствует недавний ущерб, причиненный посадкам робусты во Вьетнаме аномальной жарой). Скорее всего, выход из ситуации – в радикальном изменении агротехники, включающей защиту кофейных деревьев от палящих лучей солнца.

Столь же печально складывается ситуация с другим популярным продуктом – шоколадом. Согласно июньским данным британских аналитиков, большая плитка шоколада уже подорожала на 25 процентов. С декабря прошлого года по апрель нынешнего спотовая цена на какао выросла более чем в три раза! Причиной такого резкого скачка стали экстремальные погодные условия в Западной Африке – главном регионе по производству какао-бобов в мире.

Но это еще не всё. Продолжают дорожать овощи, даже такие, как брокколи и цветная капуста, в последние годы, страдающие то от засухи, то от избыточных дождей. Страдает морковь и такая популярная в Европе культура, как пастернак (чего ранее не наблюдалось). Также в цене растет лук, подорожавший с июня 2021 года на 27 процентов. Дорожают рис и кукуруза. Эксперты предупреждают, что климатические изменения серьезно ограничат способности некоторых стран (например, Китая) осуществлять производство риса в прежних объемах. Мировое производство кукурузы может к 2030 году сократиться на 24 процента.

Наконец, в последние месяцы делаются тревожные прогнозы по картофелю. Как заявляют аналитики, потребителей картофеля ожидает дефицит предложения и рост цен. Из-за аномальных осадков многие сорта «второго хлеба» заметно снизят урожайность. Некоторых ходовых сортов будет явно не хватать. Поставщики еще с весны ограничивают часть заказов, прекрасно осознавая, что окажутся не в состоянии их реализовать. В Великобритании, столкнувшейся в этом году с аномально влажной зимой, ожидают рекордный рост цен на картофель – самый высокий за последние 30 лет. К настоящему времени цены уже выросли на 42 процента. Данное обстоятельство вызывает тревогу у официальных лиц, поскольку картофель играет важную роль в обеспечении национальной продовольственной безопасности.

Сельское хозяйство нашей страны также сталкивается с похожими проблемами, поскольку климатические изменения затрагивают весь мир. И в этой связи важно сделать правильные выводы. Как мы уже неоднократно отмечали, выводы западных аналитиков в связи с климатическим кризисом сводятся к одной неизменной максиме: необходимо всеми силами добиваться нулевых выбросов. Вопросы пересмотра методов ведения сельского хозяйства мелькают на втором плане. Причем и здесь всё подчиняется тем же самым требованиям по снижению выбросов. То есть сельхозпроизводство также пытаются подчинить климатической политике, демонстрируя уверенность в том, будто человеку по силам влиять на природные стихии. Тогда как более рациональным представляется поиск способов адаптации растений к меняющимся природно-климатическим условиям. Иными словами, необходима перестановка акцентов. Во всяком случае, для растениеводов предпочтительнее искать новые методы выращивания, не задаваясь при этом вопросами влияния на климат. Такой подход, вне всяких сомнений, выглядит как подлинно научный, тем более что в нашей стране еще с дореволюционных времен уже наработана своя школа соответствующих исследований (о чем мы неоднократно писали).  Возможно, именно российские ученые, опираясь на предшествующий опыт, расставят здесь всё по своим местам. И проявление такой самостоятельности намного лучше, чем слепое повторение тезисов, навязываемых западными борцами с глобальным потеплением.

Константин Шабанов