«Зеленое» перепутье - 2

 

Часть первая: Мечта о «чистом» газе

Часть вторая: ВИЭ любой ценой?

Минувший год, когда из-за продолжительных штилей в Европе ветряные электростанции резко снизили выработку электроэнергии, не произвел должного впечатления на европейских законодателей. В середине февраля этого года Европарламент потребовал УСКОРИТЬ дальнейшее развертывание ветряков на морском побережье. Данное требование, как мы понимаем, обосновывается всё той же необходимостью борьбы с глобальным потеплением. Поскольку сроки поджимают (речь идет о 2050 годе), возникла острая необходимость сократить время выдачи разрешений на строительство новых объектов «зеленой» генерации.

Как заявляют сами парламентарии, морской ветер – это ключ к достижению климатических целей. По словам одного из них, европейским странам нужно как можно больше возобновляемой энергетики – гораздо больше того, чем есть сейчас. К сожалению, сетует он, выдача разрешений занимает слишком много времени, что сильно тормозит необходимый переход на «чистую» энергию. Если оставить всё как есть, климатические цели к указанному сроку достигнуты не будут. Для решения этой задачи необходимо как можно скорее упростить соответствующие бюрократические процедуры и скоординировать усилия. В частности, предложено сделать процесс прозрачным и ввести ограничение на время выдачи разрешения. В руководстве ЕС надеются, что данная мера позволит увидеть рост количества заявок на строительство новых объектов.

Согласно планам, одобренным Европейской комиссией, к 2030 году на ВИЭ в странах ЕС должно приходиться 60 ГВт установленных мощностей. К 2050 году данный показатель должен составить 300 ГВт! Разумеется, законодатели признают возможные издержки, связанные с той же ветрогенерацией. В этом плане весьма красноречивы некоторые оговорки относительно минимизации экологического ущерба при захоронении лопастей турбин и размещении ветряков. Например, члены Европарламента поставили вопрос об «устойчивом» управлении морским пространством, когда ветряки «мирно сосуществуют» с морской экосистемой, не причиняя ущерба рыболовству и проходу морского транспорта.

Несмотря на это, Всемирный фонд дикой природы упрекнул европейских законодателей в том, что они не смогли согласовать свою позицию с требованиями для стран Евросоюза осуществлять экосистемный подход к планированию деятельности на море. Соответственно, план по развитию офшорной ветроэнергетики нельзя считать целостным с точки зрения реализации климатических целей, утверждают экологи. Впрочем, вряд ли их позиция хоть как-то повлияет на принятое решение насчет масштабного перехода на ВИЭ. Подчеркнем, что офшорная ветроэнергетика, вдобавок ко всему, рассматривается как главный источник электроэнергии для производства «зеленого» водорода. Как мы уже говорили выше, в странах ЕС придают серьезное значение «низкоуглеродным» видам газообразного топлива, где «зеленому» водороду отводится решающая роль. Поэтому строительство морских ветряных турбин дополнительно актуализируется и с этих позиций.

В свете сказанного очень важно оценить экономическую составляющую масштабного перехода на возобновляемые источники энергии. На этот счет уже есть большое количество публикаций, однако чаще всего в них оцениваются затраты на строительство и эксплуатацию «зеленых» мощностей. В то же время есть еще и проблемы обновления сетевой инфраструктуры, где уже сейчас намечаются серьезные затраты. Об этом, в частности, заявляют немецкие эксперты.

Как мы знаем, Германия намерена полностью отказаться от атомной и угольной энергетики уже в текущем десятилетии. С «мирным атомом» руководство этой страны намерено распрощаться в ближайшие годы. Что касается угля, то полный отказ от него должен произойти к 2030 году. Казалось бы, объективно ситуация весьма благоприятно складывается в пользу природного газа. Насколько мы знаем, буквально несколько лет назад угольные электростанции постепенно переводили на газ в целях некоторого снижения «углеродного следа». Теоретически, ввиду лояльного отношения Еврокомиссии к «голубому топливу», Германия в течение текущего десятилетия способна серьезно нарастить газовую генерацию. В принципе, такой вариант рассматривался.

Однако недавно немецкие политики недвусмысленно выказали свою фанатичную приверженность «зеленому» курсу, сделав бескомпромиссную ставку на ВИЭ. Согласно официальным планам, к 2030 году примерно 80% своей электроэнергии Германия должна получать за счет солнца и ветра. И дело здесь не ограничится размещением соизмеримого количества ветряков и солнечных панелей. Для столь масштабного энергетического перехода необходимо радикально модернизировать всю электросеть, что также потребует весьма существенных затрат.

Одна из ключевых проблем, отмечают эксперты, заключается в том, что главными потребителями электроэнергии являются промышленные районы, расположенные, преимущественно, на юге страны. Тогда как выработка «чистого» электричества сосредоточена на севере, на побережье Балтийского моря. В этой связи в Германии планируют построить примерно 12 тысяч километров сетей электропередач! Но прогресс на данном направлении осуществляется пока слишком медленно, и все попытки расширить передающую инфраструктуру признаются безуспешными. К настоящему времени в эксплуатацию введено всего лишь 1800 километров высоковольтных линий. Еще 700 километров пребывают на стадии строительства. Всё остальное находится еще на стадии планирования.

По предварительным расчетам, к 2030 году дополнительные расходы только на расширение сети высокого напряжения составят порядка 55 миллиардов евро. Общие же расходы на модернизацию сетевой инфраструктуры окажутся выше. В настоящее время чиновники из Брюсселя делятся своей мечтой о создании так называемых «умных» сетей, когда цифровизация и искусственный интеллект позволяют «управлять спросом», снижая тем самым расходы потребителей на электроэнергию. Вполне возможно, что «умная сеть» будет лучше адаптирована к возобновляемым источникам энергии, подверженным капризам погоды (на что, собственно, и делается расчет). Однако для этого придется задействовать достаточно сложные технологии, что также потребует дополнительных затрат. Мало того, вряд ли такой «умный режим» обеспечит потребителю комфортные условия.

Технические специалисты пытаются найти какие-либо принципиально новые решения для повышения гибкости системы энергоснабжения, но в любом случае за гибкость придется серьезно платить. Совершенно очевидно, что такая модернизация влетит в копеечку. Тем не менее, решимость немецких политиков перевести энергетику страны на возобновляемые источники абсолютно несгибаема, и потому вряд ли экономические аргументы будут поставлены во главу угла при выработке решений.

Андрей Колосов