Сити-фермерство становится модной темой, причем, в международном масштабе. Удивляться этому не приходится. Сокращение и деградация пахотных земель, сложная логистика, потери продуктов при транспортировке вынуждают искать более совершенные способы решения указанных проблем. Таким решением стала установка вертикальных ферм прямо в границах больших городов, где как раз сосредоточен основной спрос на свежие овощи и зелень. За период с 2010 по 2019 годы в вертикальное фермерское хозяйство было инвестировано порядка 873 миллионов долларов. И это только начало, поскольку негативные тенденции в традиционном сельском хозяйстве вынуждают производителей сельхозпродуктов осваивать «вертикальное» направление. Кроме того, к этому подталкивает и стремительная урбанизация. Сегодня в городах проживает уже не менее половины населения планеты, а к 2050 году этот показатель составит как минимум две третьих. Помимо этого, традиционное сельское хозяйство вызывает массу нареканий и с точки зрения экологии. Так, сегодня оно использует до 70% пресной воды, более половины которой теряется из-за плохой системы орошения. При этом дальнейшее развитие сельского хозяйства потребует создания новых ирригационных систем.
Как видим, сити-фермерство является инновационным ответом на указанные вызовы. Для нас это - замечательный пример современной индустриализации и интенсификации производства культур, пользующихся растущей популярностью у городского населения. В настоящее время уже нет объективных возможностей для дальнейшего расширения посевных площадей. Поэтому насущной задачей для растениеводов является увеличение урожайности с каждого квадратного метра полезной площади. Как раз вертикальные фермы в полной мере удовлетворяют этим требованиям.
Показательно, что на сегодняшний день абсолютным лидером этого направления являются США, где реализовано (начиная с 2010 года) порядка 68% стартапов, связанных с созданием вертикальных ферм. Казалось бы, Америка не испытывает недостатка в сельскохозяйственных площадях. Тем не менее, даже здесь население крупных городов нуждается в качественном улучшении своего рациона за счет свежих овощей и свежей зелени.
Например, Нью-Йорк, несмотря на обильные поставки овощной продукции, испытывает некоторые затруднения на этот счет. Так, только 17% жителей Нью-Йорка получают рекомендованную ежедневную порцию свежих овощей по сравнению с другими городами США (в этом плане город Вашингтон выглядит значительно лучше). В Нью-Йорке на миллион жителей приходится только 18 фермерских рынков (в Вашингтоне – 82). Сельскохозяйственное производство самого штата не покрывает потребностей города. Значительная часть свежих овощей доставляется сюда из Калифорнии и Аризоны, для чего требуется покрыть расстояние в 2500 миль. Понятно, что ни о какой свежести продуктов говорить в этом случае не приходится. Поэтому самым разумным решением является создание вертикальных ферм в самом городе. И процесс в указанном направлении уже идет. В Нью-Йорке начало потихоньку развиваться городское фермерское хозяйство, где акцент делается как раз на создании вертикальных ферм.
Казалось бы, разумное техническое решение найдено, а дальше всё должно пойти как по маслу. Однако на практике этот путь является не таким уж прямым и гладким. Так, инвесторам еще не до конца понятны некоторые аспекты данного направления. Поскольку мы имеем дело с достаточно новым (и в чем-то необычным) видом деятельности, мы не располагаем к настоящему дню убедительным опытом длительной и успешной (в коммерческом смысле) эксплуатации больших вертикальных ферм.
Главную трудность представляет высокая энергоемкость таких систем. Ведь речь идет не только об отоплении, но и об обязательной подсветке растений с помощью специальных ламп. Энергозатраты до сих пор стоят на первом месте и тормозят развитие вертикальных ферм. Не удивительно, что наибольших успехов добились те компании, которые сделали акцент на выращивании листовой зелени. Причина понятна: данные виды культур позволяют добиться очень высокого «выхода» урожая с каждого квадратного метра занимаемой площади. Расход энергии здесь не столь высок, как при выращивании овощей (особенно – светолюбивых, таких как томаты), а также при выращивании ягодных культур (например, клубники). По себестоимости выращиваемой «зеленки» вертикальные фермы уже фактически сравнялись с обычными теплицами.
Как мы понимаем, для успешного развития сити-фермерства необходимо разнообразие культур. Зацикливаться на чем-то одном, самом легком, невозможно. Однако, чем сложнее задача, тем выше инвестиционные риски. Фактически, на данном этапе осуществляется всестороннее тестирование таких технологий. Любой проект, включающий испытание новой культуры, по сути своей превращается в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу. И наука, конечно же, должна еще сказать свое слово и по вопросам развития сити-фермерства. В этой связи любое скоропалительное промышленное масштабирование превращается в историю с весьма непредсказуемым финалом.
Разумеется, здесь постоянно происходит поиск наименее затратных вариантов развития вертикальных сити-ферм, предлагаются самые разные пути оптимизации, снижения издержек. Так, в Нью-Йорке некоторые компании (например, Gothan Greens) используют солнечные панели для снижения затрат на электричество. Предлагается также использовать несъедобную растительную биомассу для получения биогаза и других видов возобновляемого топлива. Тем самым создается своего рода замкнутый цикл, а само производство становится практически безотходным. Также рассматриваются различные бизнес-модели, позволяющие добиться приемлемой нормы прибыли. Еще один важный аспект проблемы – грамотное позиционирование товара. Продукты, выращенные в вертикальных фермах, могут оказаться выше по цене, чем те, которые выращены традиционным способом. В этом случае потребитель должен понимать, за что конкретно он платит более высокую цену. В этом случае сити-фермерское хозяйство должно иметь собственную «идеологию», позволяющую создавать успешные бренды под флагом выращивания экологически чистой продукции, либо просто свежей и полезной продукции. То есть в любом случае необходимо создать некую особую «фишку», чтобы на рынке овощей происходило соответствующее ранжирование товара.
Почему я снова обращаюсь к этой теме? Как мы знаем, в России также появились стартапы в области создания вертикальных городских ферм. На сегодняшний день можно говорить уже как минимум о трех игроках, сделавших серьезную заявку на развитие данного направления. Одна из таких компаний находится у нас в Новосибирске. Бизнесу этому, от силы - пара лет, но его претензии внушительны. Растет он подобно вундеркинду. Если брать вертикальные фермы, то в течение года был осуществлен переход от ста «квадратов» - к тысяче. Лично я еще не встречал столь стремительных ростов масштаба в других секторах производственной деятельности. Возможно, мы и впрямь имеем дело с гениальным воплощением передовых идей, обусловленным очень хорошим менеджментом и прекрасной командой специалистов. Хочется надеяться, что всё именно так и есть.
Но в то же время в сознании всплывают некоторые тревожные аналогии. Помню, как лет десять-двенадцать назад у нас пошла мода на индустриальные технологии малоэтажного строительства. Канада, Германия, Финляндия показывали примеры, кружившие головы потенциальным инвесторам у нас, в России. В Новосибирской области планировалось построить сразу несколько современных домостроительных комбинатов с фантастической производительностью. Я помню разговор с некоторыми бизнесменами, изучавшими данную тему, выезжавшими с этой целью за рубеж и даже приглашавшими сюда строителей из той же Канады. Все мысли упирались в строительство современных предприятий по изготовлению домов. Они одни и были в фокусе внимания. Всё остальное воспринималось как «детали» (в том числе – политические реалии нашей страны). Правда, кризис 2008-2009 годов поставил на этих замыслах крест. Но не для всех. По крайней мере, одно такое «фантастическое» предприятие было-таки построено. Его торжественно открыли в 2012 году, а спустя пять лет оно «по-тихому» обанкротилось. Оказалось, что классных технологий еще недостаточно для успешного развития дела. Из-за неправильной жилищной политики производство зашло в тупик. Именно тогда инвестор в полной мере ощутил, что нынешняя Россия – все же не Канада.
Так вот, наши пионеры от сити-фермерства, решившие наращивать производственные масштабы в десятикратной прогрессии, все внимание точно так же концентрируют на технологии, вынося за скобки всё остальное (в том числе – нашу неустойчивую социально-экономическую ситуацию). Стоит отметить, что даже в США инвесторы не всегда способны адекватно оценить рентабельность таких проектов в случае их масштабирования. И здесь нужно признать, что Новосибирск нисколько не выигрывает у Нью-Йорка по каким-то показателям. Тарифы на тепло и электроэнергию угрожают перманентным ростом, биогаз из ботвы в округе никто не производит, а покупательная способность населения имеет тенденцию к снижению. Параллельно под боком китайские фермеры застраивают целые гектары пленочными теплицами. Думаю, вся эта совокупность факторов способна не лучшим образом сказаться на окупаемости масштабных сити-фермерских проектов не только в нашем городе, но и в стране в целом. Будем, конечно, надеяться на лучшее, однако при этом необходимо помнить, что чудесных преображений в нашей экономической и политической жизни пока что не намечается.
Николай Нестеров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии