«Токсичное» земледелие


Как пренебрежение сельхозпроизводителей научными рекомендациями создает экологические проблемы
06 августа 2019

Этим летом нашу страну облетела тревожная весть: как минимум в двадцати регионах страны зафиксирована массовая гибель пчел. До определенного момента многим из нас казалось, что эта проблема касается только развитых стран. Напомню, что вначале «падеж» пчелы был обнаружен в США, затем пчелы начали массово гибнуть в странах Западной Европы. И вот теперь эта проблема докатилась и до России.

Отметим, что наши ученые не выстраивают на этот счет никаких конспирологических версий, никаких фантастических теорий. Причина кажется им совершенно понятной – проблема упирается в отечественных сельхозпроизводителей, которые, в погоне за сиюминутной прибылью, не обращают внимания на экологические последствия своей бурной деятельности. Речь идет о бесконтрольном (и, скорее всего, безграмотном) использовании пестицидов. Как сообщала в июле «Российская газета», пчелы гибнут в регионах активной сельскохозяйственной деятельности. «Не в лесах, не на болотах, не в горах. Только там, где пашут, сеют и - главное - опрыскивают посевы ядами от вредителей», - говорится в статье.

Особое внимание в публикациях на эту тему уделяется такой культуре, как рапс. Именно на него справедливо «грешат» специалисты. Посевы рапса растут невиданными темпами. Как говорится в той же статье в РГ, за год их площади увеличились почти вдвое, и есть тенденция к дальнейшему расширению площадей под эту культуру. Согласно майским данным Министерства сельского хозяйства РФ, яровой рапс был посеян на площади в 1,3 млн. га. Согласно прогнозам, в этом году его площади могут составить 1,7 млн. га. Это заметно выше показателей прошлого года (1,58 млн. га). Причем, самое интересное, что посадки рапса расширяются за счет территорий Урала и Сибири. То есть данная культура, нетрадиционная для северных широт, уверенно устремляется в регионы с суровым климатом.

Почему в нашей стране произошел «рапсовый» бум? Причина банальна – цена на семена рапса в два раза превышает цену на пшеницу, и при этом продолжают расти. По данным Росстата, в апреле эта цена была на уровне 23,4 тысяч рублей за тонну, превысив цену прошлого года на 11 процентов. Также растет цена и на рапсовое масло. В прошлом году она составляла 41,6 тысяч рублей за тонну. В этом году она поднялась еще на 8 тысяч рублей.

Производство рапса у нас в основном ориентировано на экспорт. Так, с начала сезона прошлого года и до апреля нынешнего Россия уже экспортировала 0,5 млн. тонн данной агрокультуры, что в два раза превышает показатель прошлого года. Основным покупателем рапса является Китай. Несмотря на высокие требования к качеству, китайцы готовы платить хорошую цену. Кстати, Россия экспортирует не только семена рапса, но и рапсовое масло, поскольку объемы переработки внутри страны составляют примерно 70 процентов. На экспорт отправляется почти 90% произведенного у нас рапсового масла.  Так, с июля прошлого года и по март нынешнего из нашей страны было вывезено 350 тыс. тонн, из них в Китай было отправлено более 70 тысяч тонн.

Мы бы обошли эту тему стороной, если бы она не касалась напрямую нашего региона. В Новосибирской области также очень сильно увлеклись рапсом. Еще пять лет назад ему предрекали большое будущее, рассматривая его как конкурента пшеницы. Не удивительно, что площадь посадок рапса за эти годы росла головокружительными темпами. Если в 2014 году она составляла около 46 тысяч га, то к 2018 году перевалила за 80 тысяч га. Возможно, для руководства области в том видится хороший знак, однако у ученых такое увлечение рапсом вызывает резонные опасения. Проблема упирается в особенности агротехники данной культуры, несоблюдение которой способно привести к большой цепочке не самых приятных последствий.

Этой проблеме было уделено особое внимание во время научно-производственного семинара, прошедшего в СибНИИРС (филиал ИЦиГ СО РАН) 19 июля этого года. Тема рапса «всплыла» неожиданно в ходе обсуждения вопросов защиты растений. Как выяснилось, в условиях влажного лета рапс одним из первых «хватает» разные болячки. Широкие бурые пятна гниющих кустов стали с определенных пор верным «отличительным» признаком данной культуры на наших полях. Из-за погодных «сюрпризов», когда в июле за пару суток выпадает половина месячной нормы осадков, у земледельцев, взявшихся за возделывания рапса, возникли серьезные сложности. По большому счету, указанные сложности грозят вообще поставить крест на всём этом направлении, поскольку из года в год отмечаются заметные потери урожая. Не случайно площади рапса в нынешнем году остались на уровне прошлого года. Иначе говоря, оптимизм пятилетней давности стал понемногу рассеиваться при столкновении с реальностью.

Но только ли природа виновата в том, что упомянутый «рапсовый» бум начал у нас стихать? Как выяснилось, неблагоприятные погодные условия были (как всегда) помножены на безграмотность и игнорирование научных рекомендаций. Эти безграмотные подходы вызывают у специалистов искреннее удивление, местами перемешанное с возмущением.

По их словам, рапс нельзя ежегодно высаживать на одном и том же месте – даже два года подряд. Необходим минимальный перерыв в четыре года. При этом новое поле для посева рапса должно находиться на расстоянии не менее двух километров от места предыдущих посадок. Дело в том, что корневые выделения этой культуры создают препятствия для благоприятного роста посадок в следующем году. В результате вы получаете ослабленные растения, не способные нормально противостоять болезням и вредителям. Причем, в отличие от пшеницы, у рапса больше вредителей, и их вредоносность очень велика.

Именно с этой проблемой как раз и столкнулись наши земледельцы, игнорирующие научные рекомендации. Понятно, что последствия своей неграмотности они пытаются преодолеть исключительно с помощью «химии», усиливая пестицидную нагрузку. Причем, химическая обработка плантаций также осуществляется безграмотно и, самое главное, совершенно бесконтрольно со стороны государственных органов. Мало кто догадывается, какие препараты используют наши сельхозпроизводители, и в каком количестве. Но совершенно очевидно, что столь безалаберное отношение к агротехнике будет иметь печальные последствия для экологии. Так, ученые настойчиво требуют, чтобы плантации рапса ни в коем случае не обрабатывались во время цветения. Ведь цветы привлекают пчел, и в случае химической обработки начинается их массовая гибель, что сейчас наблюдается в разных регионах страны. Но, к сожалению, государственная политика на сегодняшний день такова, что на подобные «мелочи» пока еще не обращается должного внимания.

Тем временем новосибирские специалисты предлагают до тридцати процентов плантаций рапса просто запахать. В противном случае, считают они, размножение вредителей примет катастрофический характер для всего региона. Понятно, что никто не предлагает рубить с плеча. Необходим серьезный взвешенный анализ ситуации – с привлечением как ученых, так и представителей надзорных органов. Пойдут ли власти на такой шаг, пока не ясно. Как мы понимаем, в условиях, когда во властных кабинетах наибольшее значение имеют красивые показатели неуклонного роста, никому не захочется пойти на такую крайнюю меру, как сознательное запахивание плантаций в целях санитарной профилактики. Однако законы природы в любом случае возьмут свое. И тогда сегодняшние прибыли через несколько лет окажутся кредитами с очень высокими процентами, которые придется выплачивать будущим поколениям.

Константин Шабанов