Ранее мы уже рассказывали о китайских бронзовых зеркалах, которые периодически находят наши археологи. Но обнаружение артефакта часто оказывается лишь началом большой работы по его изучению. Не так давно завершилось исследование средневекового металлического кнопчатого зеркала (произведенного в Иране или Центральной Азии) с парными фигурами сфинксов и растительным орнаментом с куфической надписью, недавно обнаруженного на территории Среднего Енисея. Подробности мы узнали у хорошо знакомого нашим читателям новосибирского археолога, ведущего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН д.и.н. Андрея Павловича Бородовского.
– Насколько часто удается обнаружить подобные предметы и чем они интересны?
– Во-первых, такие находки являются свидетельством существовавших культурных связей, помогают более точно реконструировать древние торговые пути. Во-вторых, зеркала обычно украшены орнаментом, который тоже становится объектом изучения. Часто на них изображали различных экзотических и даже фантастических животных, и сейчас есть разные версии интерпретации этих изображений. В целом, случайные находки зеркал восточного типа на территории Среднего Енисея достаточно распространенное явление. Но это в целом, а так называемые средневековые зеркала с парными сфинксами представлены очень ограниченным числом находок. Известно зеркало, которое хранится в Минусинском музее (а его фрагмент в Абаканском музее), еще одно – в историко-краеведческом музее «Редут Соляной Поворот» села Соляного (Омская область). Его случайно обнаружили в прошлом году в окрестностях Красноярска. И, собственно его исследование я и проводил.
– Что представляет из себя это зеркало?
– Это круглое зеркало с шишкой-петлей в центре и рельефным бортиком по внешнему краю диаметром чуть более 10 сантиметров, что является стандартным размером для подобных предметов. А наличие полусферической ручки с отверстием в центре позволяет отнести изделие к зеркалам «китайского» типа. Оно изготовлено из сплава свинца, меди, цинка, олова и мышьяка. В центральной части зеркала размещен зооморфно-растительный декор, элементы растительного декора также «вплетены» в текст, нанесенный на зеркало по краю.
– А что именно там написано?
– Надпись имеет несколько вариантов прочтения. Один из них – «Слава и долговечность, счастье и величие, сановитость и хвала, благоденствие и честь, власть и богатство и могущество владетелю сего (зеркала) навеки». Другим вариантом прочтения является: «Могущество, долгие (лета), власть, красота, возвышенность, просвещенность, радость величие, господство долгие (лета), доблесть, благословение владельцу сего (зеркала) навеки».
В общем, речь идет о пожеланиях владельцу зеркала, что можно считать неким предшественником рекламных слоганов на упаковке современных изделий. И, учитывая относительно полную читаемость куфической надписи на зеркале и незначительную «смазанность» основных деталей зооморфного и растительного декора, этот предмет можно уверенно относить к периоду XI–XII вв.
– С надписью понятно, но поскольку это зеркало «с сфинксами», расскажите, пожалуйста, об этом изображении.
– Они являются частью центральной композиции, расположены по бокам от стилизованного «мирового древа». Эти изображения тоже достаточно детализированны, много мелких деталей для изделия, которое изготавливалось методом отлива. На боках туловища видны тонкие вертикальные полоски, своего рода попытка показать шерсть животного или, возможно, напряженные мышцы. Задняя часть корпуса существа чуть приподнята, отчего создается отчетливое впечатление, что его спина прогибается вниз и так далее. Хвосты у них изображены суставчатыми и имеют разное окончание: у левого существа окончание хвоста загнуто в полуспираль, тогда как у правого сфинкса этот элемент показан вполне сформированной спиралью.
Лица сфинксов изображены округлыми, с припухлыми щеками и выразительным подбородком. Глаза большие, широко расставленные, с незначительной раскосостью. Нос у сфинксов не проработан, рот показан скобкой. Следует подчеркнуть, что в целом лица у сфинксов на этой отливке зеркала проработаны крайне плохо, что наряду с дефектами четкости куфической надписи по внешнему контуру предмета, очевидно, отражает степень вторичности этой отливки при ее копировании. В целом нечеткость отливки ряда элементов надписи и декора на зеркале, а также, возможно, признаки недолива металла в виде нескольких отверстий по внешнему краю вполне могут свидетельствовать о том, что это далеко не первая отливка с оригинала.
– Почему этих существ считают именно сфинксами, а не, допустим, сиринами?
– Действительно, иногда можно встретить употребление терминов «сирин» и «ак-борак» применительно к крылатым существам с львиными телами и человеческими лицами. Но это не верно: «сирин» — это птицеподобное существо с женским лицом, а «ак-борак» – крылатый конь с женской головой. Правда, в дальнейшем, после монгольского нашествия на территории Евразии стало отмечаться появление новых художественных образов, в том числе, тех же «ак-бораков» стали изображать и с львиным телом. Но это был результат некой адаптации более древних мифов, в данном случае - зороастрийского культа Анахиты. И кстати, надпись на зеркале во многом пересекается с постулатами этого культа.
Но если рассматривать интерпретацию изображений существ на зеркале как сфинксов, надо помнить, что мифы наделяли их взгляд магическими способностями. И на зеркалах их головы обычно развернуты в сторону зрителя, прорисованы в анфас, а не в профиль, как тела. Вообще, в Хорезме сфинксы стали одним из традиционных образов в искусстве XIII-XIV вв.
– Что-то удалось узнать о сибирских владельцах зеркала или о том, как оно попало на Средний Енисей?
– Учитывая, что находка была сделана случайно, а не при исследовании археологического памятника, сказать что-либо об этом сложно. Даже датировка является примерной, потому что некачественные реплики таких зеркал характерны и для более позднего времени. Очень много зеркал с парными сфинксами найдено на территории Волжской Булгарии, большая их часть датирована периодом после монгольского нашествия. Можно предположить, что и в Сибирь они попадали через Булгарию. Однако находки зеркал с парными сфинксами на территории севера Западной Сибири еще не выявлены.
Да и на территорию юга Западной Сибири попало всего лишь несколько экземпляров таких изделий. Ранее находили такое зеркало в Минусинской котловине. Теперь нашли второе, недалеко от Красноярска. Не исключено, что обнаруженное зеркало со Среднего Енисея могло бытовать в формате культовой атрибутики у народов Южной Сибири вплоть до этнографического времени, включая период существования на этой территории Российского государства.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии