Рыбная ферма в пустыне – не мираж

Как прокормить постоянно увеличивающееся население Земли? Полвека назад (о чем мы уже писали) ученые подходили к этой проблеме предельно прагматично, предлагая поистине революционные технологии производства еды с помощью водорослей, дрожжей и прочих микроорганизмов. Однако сегодня мы видим растущий запрос на натуральные продукты. Поэтому задача теперь существенно усложнилась, и вопрос уже не в том, как в принципе прокормить человечество, а как обеспечить его качественной НАТУРАЛЬНОЙ едой?

Создание систем аквапоники в засушливых регионах нашей планеты показательно для нас как раз в том смысле, что оно отражает современное отношение к проблеме продовольственной безопасности, когда на первый план выходят требования экологического характера. Специально отмечу, что борьба за экологию включает в себя не только стремление сохранить естественную среду. Это также борьба за здоровый образ жизни, в котором ключевую роль играет здоровая еда. А таковой признается только стопроцентно натуральная пища, без всякой «синтетики». Причем, сама еда будет считаться приемлемой только в том случае, если ее производство не сопряжено с невосполнимым ущербом в отношении природы. Иными словами, современный экологический тренд значительно усложняет задачу, но в то же время открывает новое, поистине захватывающее направление творческого поиска.

Модная нынче аквапоника красноречивее всего отражает указанный тренд. Напомню, что речь идет о совмещении гидропоники с аквакультурой. Говоря по-простому, это когда рыба (к примеру) и растения выращиваются в единой системе замкнутого цикла. Так, рыба обогащает воду необходимыми для растений веществами, а растения, в свою очередь, очищают воду подобно фильтрам, делая ее пригодной для повторного использования. Вода, таким образом, гоняется по кругу: от рыб - к растениям, и обратно - к рыбам. Считается, что этот замкнутый цикл по сути своей моделирует естественный процесс, наблюдаемый в любой нормальной экосистеме. На этом основании аквапонику можно отнести к так называемым «природоподобным» технологиям. В наше время данное направление находит всё больше и больше сторонников, в основном – из числа энтузиастов, решивших на свой страх и риск провести соответствующий эксперимент, да еще и вывести его на коммерческую окупаемость. Впрочем, говорить о массовой коммерциализации здесь пока еще рановато. Зато социально значение таких экспериментов трудно переоценить.

Сегодня появляется все больше и больше информации о развитии аквапонных ферм на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки – в Алжире, Египте, Омане. Казалось бы, весьма проблематично совместить в одном ассоциативном ряду раскаленную пустыню, разведение рыбы и выращивание растений на гидропонике. Но в том-то все и дело, что система замкнутого цикла, применяемая в аквапонике, позволяет очень серьезно экономить воду. В некоторых случаях экономия воды доходит до 90% в сравнении с традиционным сельским хозяйством, использующим оросительные системы. Следовательно, вместо обычных систем орошения предпочтительнее организовать рециркуляцию воды, получая «на выходе» не только овощи и зелень, но также и свежую рыбу. Грубо говоря, ваша аквапонная система будет многократно использовать одну и ту же воду, вместо того, чтобы банально выливать ее в землю.

Сама идея, на первый взгляд, кажется простой, однако для ее практического воплощения в условиях знойной африканской пустыни потребовались усилия энтузиастов-первопроходцев, обладавших не только необходимыми знаниями и навыками, но и возвышенными помыслами. Одним из таких энтузиастов стал бывший инвестиционный банкир Фаррис Фарраг, основавший в 2012 году аквапонную ферму недалеко от Каира – в небольшом городке Шейх Заид. Немалую часть времени он провел за границей и вернулся на родину после известных революционных событий 2011 года. Будучи патриотом своей страны, Фарраг решил сделать для нее что-то полезное. Система аквапоники показалась ему особо актуальной для этих засушливых мест.

Дело в том, что в Египте – еще со времен фараонов - главным источником пресной воды для орошения полей является Нил. До сих пор большинство египетских ферм используют в этих целях древнюю технику, затопляя поля, как и в старину. Часть воды при этом испаряется, другая часть возвращается обратно в реку, будучи загрязненной минеральными удобрениями. Понятно, что подобную дедовскую агротехнику экологичной никак не назовешь. Фарраг предложил инновационную альтернативу, для которой не нужны ни пашни, ни оросительные системы. Он намеренно расположил свою аквапонную ферму в таком месте, где никто в принципе не стал бы заниматься фермерством, считая такое место совершенно непригодным для ведения сельского хозяйства.

Свое инновационное предприятия Фарраг назвал «Bustan», что в переводе с арабского означает «сад». Здесь он выращивает различные салаты, пряные травы (в частности, базилик), овощи, попутно откармливая огромное количество нильской телапии. В хозяйстве используют грунтовую воду, поступающую из обширной сети подземных вод, которая простирается под Египтом, Ливией, Чадом и Суданом.

Как мы сказали выше, аквапоника – благодаря системе замкнутого цикла – позволяет экономить водные ресурсы. Фарраг заменяет лишь небольшое количество воды, участвующей в рециркуляции. Эти потери совершенно ничтожны в сравнении с тем, что происходит на фермерских полях. Как замечает сам владелец аквапонной фермы, его проект посвящен устойчивому развитию, идеалом которого является создание полностью безотходного производства. Кроме того, здесь не предусмотрен импорт «железа» – всё, что нужно для работы хозяйства, приобретается в самом Египте. При этом Фарраг нацелен на совершенствование оборудования, дабы снизить потребление воды к минимуму. К этой цели он стремится с нескрываемым фанатизмом.

Продукция, выращенная на акваферме, стала популярной среди ресторанов Cairene, а также в магазинах здоровой пищи. Однако Фарраг видит свое начинание в общем контексте развития страны. Это не просто бизнес-проект. По большому счету, речь идет об инновационном стартапе, поддержанном наукой. По словам предпринимателя, его команда работает с разными академическими институтами и научно-исследовательскими центрами. При этом он всячески стремится к популяризации своей системы, делясь с другими фермерами имеющимися знаниями. Пока что аквапоника распространена слишком слабо, однако предприниматель надеется, что это – вопрос времени.

Главным сдерживающим фактором, к сожалению, являются довольно высокие эксплуатационные расходы. Все-таки, здесь приходится использовать достаточно сложное оборудование. Не удивительно, что пучок салата, выращенного на акваферме, в несколько раз дороже того салата, который можно найти на любом рынке Каира. Поэтому о массовом спросе пока говорить не приходится. Так что на данный момент продукция аквафермы ориентирована исключительно на состоятельного покупателя. 

Тем не менее, необходимо учитывать социальный и даже социально-исторический аспект нового направления. Фарраг отмечает, что грунтовая вода используется в Египте нерачительно, без всякой мысли о ресурсосбережении. По закону она считается общенациональным достоянием, поэтому любой крестьянин, сумевший пробить скважину, может использовать ее бесплатно и бесконтрольно. Рано или поздно это приведет к тому, что возникнет нехватка и грунтовой воды. В этом смысле проект Фаррага демонстрирует новый подход к использованию природных ресурсов, где сбережение ставится во главу угла – даже если для этого приходится раскошелиться на сложное оборудование.

Возможно, с сугубо коммерческой точки зрения данное начинание является не совсем рациональным. Однако в контексте устойчивого развития его значение трудно переоценить, особенно если речь идет о таких странах, где вода является самым дефицитным ресурсом. И тот факт, что у Фаррага на Ближнем Востоке появились последователи, говорит о многом.

Николай Нестеров