Один новосибирский академик, много раз бывавший в Китае с рабочими поездками, как-то с нескрываемым восхищением рассказал мне о рациональном подходе китайских растениеводов к выращиванию овощей в закрытом грунте. По словам ученого, китайцы научились создавать энергоэффективные теплицы, учитывая элементарные законы теплофизики. «Нам, сибирякам, есть чему у них поучиться», - заметил мой собеседник, выразив недоумение по поводу того, что наши сибирские фермеры почему-то игнорируют в своей хозяйственной практике такие элементарные вещи. Ведь по идее, всё должно быть наоборот, - это китайцы должны учиться у сибиряков как правильно выращивать растения в холодном климате.
В самом деле, наши предки научились беспроблемно выращивать в Сибири огурцы, арбузы и дыни еще в те времена, когда не было никаких укрывных материалов. Почему случилось так, что эти навыки так и не переросли в современную технологию закрытого грунта, поддержанную физическими расчетами? Сегодня мы озираемся по сторонам, изучаем передовой зарубежный опыт, хотя за плечами у нас – многовековой опыт наших предков, работавших с растениями в экстремальных климатических условиях. Когда-то по технологиям закрытого грунта мы были в состоянии утереть нос кому угодно. Достаточно напомнить, что в Соловецком монастыре умудрялись выращивать лимоны и виноград. Теплолюбивые культуры еще при московских царях преспокойно выращивали в Измайлове. А староверы умели выращивать дыни и арбузы даже на территории Якутии! Почему цепочка преемственности однажды прервалась – вопрос, скорее, к историкам.
В этом смысле недоумение нашего академика по поводу китайской смекалки имеет убедительное объяснение – в Китае эта цепочка, судя по всему, не прерывалась. В данном случае я имею в виду не конструкцию китайской теплицы, а сам навык, некие базовые подходы к культивированию растений, унаследованные от прошлых поколений. Полагаю, показательно здесь уже то, что на зарубежных информационных ресурсах фигурирует понятие «китайская теплица» («The Chinese greenhouse») - как обозначение характерной конструкции, получившей широченное распространение именно в Китае.
В ней нет ничего сверхнеобычного. Общий замысел как раз характеризуется простотой: с севера, запада и востока теплица ограждена каменной или глиняной стеной. Прозрачными остаются только верх и южная сторона, обращенная к солнцу. В настоящее время с такой конструкцией связывают так называемую «солнечную теплицу», или «гелио-теплицу», для которой солнце выступает в качестве основного источника тепла. Гелио-теплицами увлекаются теперь многие садоводы-любители, особенно в США. Но, пожалуй, как раз Китай стал той страной, где они строятся тысячами, начиная с 1980-х годов. Причем, за указанный период китайские гелио-теплицы прошли несколько стадий эволюции, совершенствуясь по мере развития техники и появления новых материалов.
Далеко не случайно то, что эта эволюция началась с 1980-х. Как мы знаем, земельная реформа в КНР привела к крушению колхозного строя и появлению целого «класса» свободных фермеров, вольных выбирать себе способ заработка. Рациональный подход к организации собственного хозяйства привел к выбору конструкции, в которой исходно сочетались инновации и традиции. Отметим, что до появления стекла и специальных укрывных материалов в качестве «теплиц» в разных странах (включая и Европу) использовалось теплые, обращенные к солнцу каменные стенки, вдоль которых высаживались фруктовые деревья или теплолюбивые овощи. Стенка защищала растения от холодного ветра и накапливала за день тепло, отдавая его ночью. Никакого стекла поначалу не было. Лишь позже в Европе (и в России) получили распространение стеклянные оранжереи, отапливаемые в зимнее время дровами. Учитывая то обстоятельство, что владельцами оранжерей были люди состоятельные, то экономия ресурсов уже не выдвигалась на первый план. В результате появился такой откровенно энергозатратный вариант, как отдельно стоящая на участке обогреваемая стеклянная теплица. Исходный вариант, где источником тепла выступало солнце, особой роли уже не играл. Но только не в Китае…
Китайский фермер стоял перед непростым выбором. Напомним, что в 1980-е годы Китай не был богатой и технически развитой страной. О сельских районах и говорить нечего. С этим обстоятельством, надо полагать, как раз связано сохранение старой традиции, предполагающей сбережение ресурсов за счет эффективного использования естественных источников тепла. Фактически, в лице китайской теплицы старая традиция получила инновационное развитие. Конкретно теплую стенку совместили с прозрачным ограждением. Подчеркиваю, в Европе и в России этим вариантом пренебрегли, сосредоточившись на отапливаемых системах. В Китае же он стал массовым.
К 2016 году в Китае уже было построено 800 тысяч га таких теплиц – это в 80 раз больше совокупной площади всех нидерландских тепличных комплексов. Поначалу китайские солнечные теплицы были незамысловаты: глинобитная стена, прозрачное пленочное покрытие. На ночь, чтобы снизить потери тепла, поверх пленки раскатывали солому, прессованную траву или холстину. Таких нехитрых приемов было достаточно, чтобы обойтись без дорогих отопительных систем. То есть исходно китайская теплица – в отличие от аристократических европейских оранжерей – являлась подспорьем для небогатых земледельцев. Но в то же время она обладала большим потенциалом для инновационного развития. Хотим мы или нет, но сам принцип энергосбережения является мостиком в новый технологический уклад (в то время как суперсовременные голландские тепличные комплексы все же отражают издержки индустриальной, ресурсозатратной эпохи).
Согласно проведенным расчетам, температура внутри китайской солнечной теплицы может быть на 18 - 25 градусов Цельсия выше температуры наружного воздуха. Поэтому, ради сбережения энергоресурсов, китайское правительство намеренно стимулировало распространение таких конструкций в северных и центральных регионах страны. Как я уже сказал, данная модель постоянно совершенствуется. Улучшается дизайн, внедряются новые материалы, устанавливается автоматика. Например, благодаря использованию эффективной теплоизоляции удалось снизить толщину стен. Для ночного покрытия применяются специальные синтетические «покрывала», которые намного технологичнее старомодных соломенных матов. В некоторых современных конструкциях ночное покрытие устанавливается с помощью автоматики. Иногда встречается покрытие, отражающее свет обратно внутрь. Также получило распространение установка систем вентиляции. Наконец, пленочное покрытие также совершенствуется, становясь более прочным, благодаря чему увеличивается срок его эксплуатации.
Разумеется, не совсем правильно будет называть такие теплицы «пассивными» (как иногда их обозначают). В холодных районах Китая они требует дополнительного подогрева в зимний период. Поэтому правильнее называть их «энергоэффективными». То есть главное достоинство этих теплиц заключается не в принципиальном отказе от отопления, а в экономии ресурсов. Но экономия ресурсов - именно то, чего как раз не хватает даже самым суперсовременным теплицам, распространенным на Западе. Разница в энергозатратах здесь огромна. В некоторых случаях расхождение может оказаться тридцатикратным!
Единственным изъяном китайских теплиц считается меньшая урожайность с одного квадратного метра, чем это имеет место для современных голландских теплиц. Голландские теплицы выдают в два-три раза больше продукции в пересчете на один «квадрат». Впрочем, эта проблема, скорее всего, упирается в агротехнику, а не в конструктивные особенности подобных сооружений.
Принципиально то, что гелио-теплицы продолжают развиваться, и сегодня ими заинтересовались западные энтузиасты, включая сторонников так называемого органического земледелия. Как мы знаем, на Западе в наши дни буквально помешались на теме сбережения энергоресурсов, поэтому опыт китайских аграриев может оказаться востребованным для тех европейцев и американцев, которые стремятся уже сегодня воплощать в жизнь принципы нового технологического уклада.
И напоследок скажем еще несколько слов о ситуации в нашей стране. Печально, конечно, что пример «энергоэффективной» агротехники показывают миру китайцы, а не сибиряки. И, к сожалению, до сих пор предложить что-то серьезное на этот счет нам пока нечего. Сегодня в нашей стране появились производители, предлагающие возведение под заказ так называемых «солнечных био-вегетариев», внешне сильно напоминающих именно китайскую гео-теплицу. Станут ли такие модели массовыми (как в Китае), сказать не беремся. Причем, чисто техническая сторона вопроса здесь особой роли не сыграет, поскольку намного важнее социально-экономический аспект. Как я заметил выше, китайские гео-теплицы изначально были напрямую связаны с жизнью и деятельностью обычных крестьян. Поэтому их массовое распространение отчетливо отражает этапы развития китайского сельского хозяйства.
В случае с нашими «био-вегетариями» социально-экономическая ситуация совершенно другая – их обычно предлагают в качестве технически «навороченной» штуковины для нынешних горожан, решивших попробовать себя на поприще агробизнеса. Отсюда все эти маркетинговые уловки насчет «быстрой окупаемости», «низких затрат», «фантастической урожайности», «исключительного качества продукции» и т.д. К сожалению, общая ситуация пока что никак не располагает к успешному развитию бизнеса с помощью подобных штуковин, какими бы «девайсами» их ни оснащали. В тепличном хозяйстве нашей страны лидирующие позиции занимают крупные производители, выбирающие высокопроизводительные голландские теплицы (даже у нас в Сибири). Конкурировать с ними владельцам относительно небольших «био-вегетариев» будет явно не с руки.
Поэтому, как я думаю, расчет сделан совсем не на ту аудиторию. По примеру западных стран было бы куда целесообразнее апеллировать к фанатам органического земледелия и экологического домостроения. Но для этих направлений в нашей стране серьезной аудитории пока еще не сформировалось. К сожалению, будущее мы все еще осмысливаем на уровне представлений полувековой давности. Поэтому нас куда больше впечатляют «марсианские системы», напичканные электроникой, нежели более скромные, но гораздо менее затратные природоподобные технологии.
Самое забавное, что такую технологию не так давно один энтузиаст решил опробовать в суровых сибирских условиях, конкретно – в Красноярском крае. Энтузиаста зовут… Джастас Уолкер. Это американец, рискнувший опровергнуть тезис о том, что земледелие в Сибири – занятие рискованное. Важным подспорьем для американца стала как раз технология закрытого грунта, давно уже опробованная китайскими фермерами.
Николай Нестеров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии