Конфликт между недавно назначенным руководством и значительной частью коллектива Федерального исследовательского центра информационных и вычислительных технологий (ФИЦ ИВТ, ранее Институт вычислительных технологий СО РАН) зрел несколько месяцев, и во второй половине июня выплеснулся наружу сразу несколькими материалами в СМИ. Тон статей сильно разнился (видимо, в зависимости от источников), от «молодой выскочка обижает заслуженных ученых», до «старики мешают работать молодым и инициативным». Что же, разберемся, что происходит в институте, и почему это может быть важным не только для его сотрудников.
«Акелла промахнулся»
ФИЦ ИВТ – один из самых молодых институтов Академгородка, он был образован в 1990 году академиком Юрием Ивановичем Шокиным. Основу коллектива тогда составили представители школы выдающегося советского математика и механика академика Н.Н. Яненко, к которым принадлежал и сам Шокин, возглавлявший ИВТ до 2017 года.
Коллеги отзываются о нем по-разному, но большинство сходятся в том, что директором он был весьма прагматичным и авторитарным, институт строил «под себя» и ушел с поста директора лишь в силу возрастных ограничений. Согласно федеральному закону, принятому в 2013 году руководить научным институтом можно было до достижения возраста в 65 лет (сейчас планку подняли до семидесяти), а Шокин по индивидуальному контракту руководил институтом до 74 лет.
Как и многие другие директора, преемника он стал себе присматривать и готовить заранее. В конце концов выбор пал на Андрея Юрченко. Что известно о его научной карьере? В 2000 году закончил мехмат НГУ, специализировался на кафедре математического моделирования под руководством Сергея Кузьмича Голушко, нынешнего первого проректора НГУ. Под его же руководством закончил аспирантуру (на базе ИВТ) и защитил кандидатскую диссертацию в конце 2005-го. Научная работа Голушко сосредоточена в основном в области вычислительной механики, исследования и создания новых композитных материалов. И диссертация Юрченко была посвящена этим же вопросам.
Вскоре после защиты его заприметил Шокин и взял под свое крыло. Можно только гадать, когда он увидел в Юрченко своего преемника, но готовить его «на директора» академик начал за несколько лет до своего ухода. Коллеги по институту говорят, что Шокин, по сути, хотел поставить на свое место человека управляемого, чтобы можно было и дальше «рулить» институтом самому, формально оставив директорский пост. И Юрченко казался ему оптимальным кандидатом на эту роль.
Тут важно знать один нюанс – директора в научных институтах выбирает коллектив, причем на определенный срок. Шокин, как авторитарный руководитель, был уверен, что выберут того, на кого он укажет. Но возникла проблема: административного опыта Юрченко под руководством Шокина набрался (с 2011 года занимая пост ученого секретаря, а с 2014 – заместителя директора), а вот с научными результатами было похуже. К моменту ухода Шокина он оставался кандидатом наук, что для директора института совсем не густо. И тогда, в качестве временной меры Шокин убедил занять этот пост Сергея Черного – состоявшегося ученого, доктора наук со своей собственной научной школой и перспективными научными проектами.
Сам Шокин оставался на посту научного руководителя института и был уверен, что, когда директорские полномочия Черного истекут, его сменит Юрченко. Но снова все пошло не так гладко, как хотелось. С одной стороны, за эти годы Юрченко так и не защитил докторскую диссертацию, а Черный стал задумываться о том, чтобы снова выставить на выборах свою кандидатуру. И, как говорят его коллеги по институту, у него были все шансы эти выборы выиграть. Чтобы не допустить этого сценария, в прошлом 2020 году Шокин развернул бурную деятельность и, фактически «задавив авторитетом» Ученый совет ФИЦ ИВТ, добился того, что кандидатуру Черного не выдвинули. После истечения срока директорских полномочий Черного уволили с работы (таков порядок), но никакой приемлемой должности в ИВТ взамен (как обычно принято в таких случаях) не предоставили. Фактически – человека выкинули из института. Вот тогда врио директора и стал Андрей Юрченко. Занял он этот пост стараниями самого Шокина, который теперь горько об этом сожалеет.
К чему ведет разлад
А дальше началось еще интереснее. Юрченко вовсе не захотел быть «зиц-председателем» и начал гнуть свою собственную линию. Но если ранее Шокин «давил» авторитетом академика и основателя института, то у Юрченко в глазах коллектива такого веса нет. Кроме того, самые первые шаги Юрченко на директорском поприще показали, что собственно фундаментальная наука, основное назначение ФИЦ ИВТ, его интересует далеко не в первую очередь. В ФИЦ ИВТ был создан Отдел безопасности и борьбы с коррупцией, который стал использоваться как дубина против непокорных и недовольных И потому реакция со стороны коллектива была совсем иной. Конфликт начал зреть еще зимой: Юрченко принимал решения, которые ученый совет и профком института считали спорными. В ответ на критику новый директор издавал распоряжения, ограничивающие полномочия своих оппонентов. Люди стали увольняться, писать заявления в прокуратуру, а к концу июня пошли первые публикации о конфликте в СМИ.
А тот набирал обороты. 17 июня профком института проводит общее собрание, причем, в соседнем институте, так как в своем, по словам организаторов, «им собраться и работать не позволили бы». Собрание выражает недоверие Юрченко, «за» проголосовало 119 человек, «против» 6 и 14 электронных бюллетеней «испорчены» (всего в институте с филиалами работает 217 человек). Тот объявляет собрание незаконным и обвиняет организаторов в «нарушении санитарно-эпидемиологического режима». 21 июня вышел приказ об увольнении руководителя Кемеровского филиала ФИЦ ИВТ, доктора технических наук Вадима Потапова, который сейчас начинает оспаривать его в суде. Шокину сначала запретили приходить на работу «на период отпуска», а 24 июня, в его отсутствие был вскрыт его кабинет и изъяты хранившиеся там документы. То же самое Юрченко и его команда проделали с Отделом кадров. В общем, с каждым днем накал страстей только растет.
Но почему эта история не является исключительно внутренним делом ИВТ? А потому, что от нее страдают не только отдельные ученые, но и наша наука в целом. Если зайти на сайт института, на главной странице вы увидите перечень шести главных (на сегодня) направлений его работы. Пройдемся по списку. Моделирование гидроразрыва – решает важные задачи для нефтегазовой промышленности, а моделирование гидротурбин, как ясно из названия, работает на нужды гидроэлектростанций. Оба направления курировала лаборатория математического моделирования, работа шла успешно, коллектив лаборатории активно получал крупные гранты и заключал хоздоговора, пополняя бюджет института. Руководил лабораторией Сергей Черный, которого уволили, причем некрасиво. Вслед за ним ушло шесть из десяти сотрудников лаборатории. И теперь они дружно продолжают эту работу в Институте теплофизики. В ИВТ остались четверо, все старше шестидесяти лет (это к словам Юрченко о «ставке на молодежь).
Идем дальше. Центр мониторинга окружающей среды. Тоже важное и перспективное направление, ключевую роль в развитии которого играют сотрудники Кемеровского филиала ИВТ во главе с Потаповым. Тем самым, которого сейчас новое руководство стремиться уволить, якобы, за «нахождение на работе в состоянии алкогольного опьянения». Потапов, видимо, сумеет этот приказ оспорить, но вряд ли он останется работать в одной команде с Юрченко. И высока вероятность, что, как и в лаборатории Черного, вслед за ним уйдет много его подчиненных. Итак, половина направлений уже или свернута, или на грани этого.
Но и с остальными ситуация не лучше. Направлением «Интервальный анализ» руководит Сергей Шарый, он же единственный из коллектива непосредственно работает в ИВТ, его коллеги по направлению устроены в других организациях. Сейчас он активно критикует Юрченко, а значит – очередной кандидат на вылет. После чего это направление автоматически перейдет в НГУ, где Шарый преподает на мехмате. Туда же вполне может перебазироваться и направление «Задачи нелинейной фотоники» (связанное с оптоволоконными и лазерными технологиями), поскольку его курирует ректор НГУ Михаил Федорук, а среди сотрудников ИВТ в этой области тоже хватает недовольных политикой Юрченко.
Шестое направление – моделирование цунами. Его руководитель — Л.Б.Чубаров — тоже в чёрном списке критиков Юрченко и потому наверняка может быть уволен.
Что у нас в остатке? Проект СНЦ ВВОД? Но он не первый год существует только на бумаге и нет никаких гарантий, что так и не останется проектом. Может быть, Юрченко готовит обновление ИВТ, и новые кадры не дадут заглохнуть старым направлениям и добавят к ним новые? Что ж, благодаря СМИ, некоторые из этих новых кадров стали известны.
Руководитель отдела информационной безопасности советник директора Дмитрий Осипкин не имеет опыта работы в научной сфере и даже НЕ смог предоставить диплома о высшем образовании (ранее, выступая кандидатом на муниципальных выборах и вовсе указывал разный уровень образования — от незаконченного высшего до общего среднего). У нового директора по инновациям и развитию Максима Свириденко есть диплом экономфака НГУ, а вот опыта работы в науке тоже нет. Ольга Дорохова, возглавляющая центр научных ИТ-сервисов и научного маркетинга, ученой степени не имеет, а опыт работы в науке относительный – она больше по линии «пиара». Начальник отдела безопасности и противодействия коррупции и одновременно советник директора Александр Трушакин – снова человек для науки новый, ранее фигурировавший в ряде околополитических скандалов и имеющий погашенную судимость. Его коллегой по отделу становится Сергей Оленич, имеющий две непогашенные судимости и лишенный в прошлом году права занимать руководящие должности в госструктурах на два с половиной года. Все они знакомы друг с другом и новым врио директора А.В.Юрченко уже много лет.
Этих людей можно оценивать по-разному, одни, например, называют Трушакина «скандалистом», другие – «борцом с несправедливостью». Но точно одно – эти люди не ученые. И уже в силу этого сомнительно, что они смогут успешно развивать институт.
Цугцванг для института
В бытность директором Шокин успел нажить себе немало недоброжелателей в академической среде, за пределами ФИЦ ИВТ. Но даже они сейчас смотрят на команду Юрченко, как минимум, настороженно. В личной беседе некоторые прямо говорят, что видят в происходящем признаки рейдерского захвата в стиле недоброй памяти «девяностых». А чтобы никто не возмущался – наиболее активных ученых будут и дальше выживать из института, оставляя пенсионеров и тех, кто готов молча сидеть на низкой зарплате, поскольку уйти некуда. Вот только кто тогда будет реализовывать тот же проект суперкомпьютера ВВОД? Или выполнять работу по полученным грантам. Под что будут привлекать инновации и откуда брать продукт для научного маркетинга? Нехватка кадров очень быстро отражается на бюджете любого института — заказчики (научные фонды, корпорации и т.п.) начинают очень скоро работать с другими научными институтами, способными решать их задачи. И никакие «связи в Москве» (которые могут быть фикцией) и сложившаяся ранее ситуация не спасут.
Хотя, как известно, как раз рейдеров совсем не волнуют даже среднесрочные перспективы, их задача – выжать все, что можно из захваченного объекта «по-быстрому» и отправиться за новой добычей. Не хотелось бы, чтобы правы оказались те, кто опасается подобной судьбы для института. И если дела действительно пойдут таким образом, ученые боятся, что найдутся желающие провернуть такой же сценарий и с другими институтами.
Конечно, пока это угроза ещё не столь реальна, да и Юрченко до сих пор не утвержден в должности. Но и другие варианты развития событий тоже «не сахар». Если ИВТ возглавит другой ученый, сумеющий прекратить войну с коллективом, ему все равно придется столкнуться с тем, что треть, а то и половина главных (и самых денежных) научных направлений свернута. И позиции ИВТ пошатнутся на долгое время. Есть и другой вариант, о котором сегодня говорят между собой его сотрудники – вхождение ИВТ в структуру НГУ, под крыло Михаила Федорука, или объединение с другими институтами. Это позволит улучшить ситуацию с финансированием, но ФИЦ ИВТ фактически перестанет существовать как самостоятельная организация, превратившись в одно из подразделений университета. Хотя для науки ничего плохого в этом нет!
В шахматах есть понятие «цугцванг», когда хороших ходов у игрока не остается и приходится выбирать между плохим и очень плохим. Сейчас в эту ситуацию попал ФИЦ ИВТ и его коллектив. Виноват в этом вероятно изначально сам академик Шокин, пытавшийся играть в «серого кардинала» и поставивший не на тех людей. Но вот расплачиваться, видимо, придется всему коллективу, да и этому научному направлению (тесно связанному с ИТ-отраслью) в Новосибирске уже нанесен существенный ущерб.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии