Развитие «народной линии» в сибирской селекции

Мы уже неоднократно обращали внимание на то, что овощеводство в нашей стране не воспринимается в качестве жизненно важной отрасли. В первую очередь это касается Сибири, где селекция овощных культур традиционно ориентировалась на садоводов-любителей. В итоге, когда пару лет назад на государственном уровне был поставлен вопрос о продовольственной безопасности и импортозамещении в сельском хозяйстве, наши селекционеры-овощеводы совершенно не рассчитывали на внимание со стороны государства. И в чем-то их предчувствия оправдались.

Так получилось, что все серьезные капиталоемкие проекты, нуждающиеся в государственной поддержке, оказались «заточенными» на картофель и зерновые. Продовольственная безопасность с овощами напрямую никак не увязывалась. Вопросы по селекции овощей, конечно, были. А равно и стремление идти в ногу со временем, ориентируясь на мировые тенденции. Но при этом было совершенно понятно, что ждать каких-то серьезных государственных вливаний в «овощную» тему не приходится.

В сложившихся условиях специалисты-овощеводы Сибирского научно-исследовательского института растениеводства и селекции (филиал ФИЦ "ИЦиГ СО РАН") не ждали для себя каких-либо преференций, полагая, что государство позволит этому направлению спокойно… «умереть». Сказывалась и нехватка сотрудников, и устаревшая материально-техническая база. Всё как будто говорило о том, что «роковой час» не за горами. Мало того, в профессиональной среде участились разговоры о том, будто все наши достижения морально устарели и что для работы на современном уровне нужно радикально менять подходы к селекции и получать оснащение по последнему слову техники. Иначе, дескать, выведенные сорта никак не «впишутся» в рынок с его нетривиальными и специфическими запросами. В общем, складывалось впечатление, что чаемая «новая эпоха» для селекционеров СибНИИРС оказывается закрытой.

И вот как раз в такой напряженной атмосфере, когда, казалось бы, лучик надежды совсем погас, Институт посетили представители уральской научно-производственной компании ООО «ГЕТЕРОЗИСНАЯ СЕЛЕКЦИЯ» и предложили сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Отметим, что данная компания пытается осуществлять некий симбиоз науки и коммерции, помогая ученым-селекционерам выводить на рынок результаты своей работы. В распоряжении этой организации есть свои селекционные точки и семеноводческие площадки. Причем, принципиально важно то, что эта компания стремится заниматься семеноводством на территории России, не выходя в другие страны (как это часто происходит с некоторыми российскими семеноводческими фирмами, занимающимися производством семян на территории Китая или в Южной Европе). 

Судя по всему, руководство компании стремится интегрировать «остатки» отечественного овощеводства, привлекая к работе сохранившихся специалистов и вовлекая в оборот имеющиеся коллекции овощных культур. СибНИИРС, надо сказать, в состоянии предложить богатейший материал для работы. Возможно, этот факт сыграл не последнюю роль в выборе партнеров со стороны коммерческой организации. С Институтом был заключен договор на три года. Было выделено несколько ставок (!) для новых сотрудников, оплачиваемых за счет средств компании. То есть наши ученые получили реальную финансовую, а также организационную поддержку. Целью работы является совместное создание новых сортов овощей, востребованных на рынке. Учитывая, что компания имеет свои производственные площадки, новые сорта, что называется, сразу пойдут «в дело», а не просто пополнят строки в государственном реестре ради отчетности.

Специально отмечу, что планы по совместной работе на сегодняшний день очень внушительные. Как рассказала заведующая лабораторией селекции, семеноводства и технологий возделывания овощных культур и картофеля СибНИИРС Татьяна Штайнерт:

«В этом году у нас будет проходить экологическое сортоиспытание ста шестнадцати образцов - по более тридцати видам овощных культур. Мы расширимся в сторону так называемого «борщового набора», популярного у нас в пригородной зоне.

Будет проведено испытание нескольких видов капуст – белокочанной, цветной, краснокочанной, брокколи. Также будем испытывать морковь, свеклу. Будет много зеленных культур – укроп, салат, пастернак, петрушка. В принципе, будет присутствовать практический весь набор овощных культур. Естественно, потом мы будем выбирать лучшие образцы, проводить скрещивания и создавать совместные сорта».

Также планируются работы и по огурцу. По словам Татьяны Штайнерт, сейчас намечается обширная совместная программа по испытанию тридцати селекционных образцов. С прошлого года начата работа по редису, и скоро будет оформляться очень интересный сорт редиса, который можно спокойно сеять даже в разгар лета (он практически не дает «стрелок» в условиях длинного дня). Кроме того, в государственную комиссию передан один сорт перца («Египетская сила») и один сорт томата («Семеновна»). Название пасленовым придумали коммерческие партнеры. Так, у компании есть целая «серия» овощей с названием «Семеновна» (например, один сорт капусты). Теперь сюда добавляется томат (это уже к вопросу о «борщовом наборе»). И уже само по себе замечательно то обстоятельство, что уникальный сорт томата будет воплощать достижения сибирской селекции.

В общем, в настоящий момент сотрудничество складывается весьма успешно.

Как заметила Татьяна Штайнерт, ей импонирует то, что компания не ставит во главу угла откровенную погоню за рублем, а старается как-то реально поддержать науку: «У нас, - говорит ученый, - даже есть совместные публикации в ВАКовских журналах. Но самое главное, конечно же, заключается в том, что нас они поддерживают финансово».

К слову, у сотрудников СибНИИРС до этого был опыт не очень успешного взаимодействия с некоторыми частными семеноводческими фирмами. Случалось, что коммерческие партнеры получали элитные семена и производили из них (мягко говоря) непонятно что. Такой результат, считают ученые, неизбежен именно тогда, когда ваш партнер нацелен исключительно на сиюминутную выгоду. Что касается совместной работы с ООО «ГЕТЕРОЗИСНАЯ СЕЛЕКЦИЯ», то здесь есть одно принципиальное отличие – это наличие долгосрочных планов, требующих для реализации настоящей селекционной работы, в которую вовлекается весь научный потенциал. Как мы уже сказали, начало положено хорошее. Не хочется «сглазить», но все же будем надеяться, что данное сотрудничество – это всерьез и надолго.

Олег Носков