Дорогие читатели,
Портал Научная Россия предлагает вам текстовую трансляцию Общего собрания РАН, которое начнется в здании Президиума РАН в 10 часов утра 24 марта 2015 года. Ожидается немало разных важных лиц, начиная с премьер-министра. Учитывая контекст, в котором проходит собрание — продолжающуюся реформу РАН, проходящую совсем не так гладко, как предполагалось — можно ожидать, что нашему корреспонденту будет о чем рассказать.
10:13. Собрание еще не началось. Часто можно услышать разговоры об операциях и химиотерапии: сказывается средний возраст участников.
10:16. Первым слово взял глава Российской академии наук Владимир Фортов.
10:20. Академик Фортов вспоминает коллег, скончавшихся за последние два года — и список очень длинный.
10:46 Фортов: «Мы должны быть благодарны президенту Путину за введение моратория на имущество РАН». Действительно, есть за что, но ведь лучше было бы вообще до этого не доводить, не правда ли?
О чем говорил академик Фортов:
Большую часть своего выступления глава РАН посвятил ходу и промежуточным итогам проходящей реформы РАН. «В прошедшем году работа РАН проходила в труднейших, экстремальных условиях, связанных с самой масштабной реформой Академии за ее историю, — сообщил академик Фортов. — Стояла задача не сорвать работу в научных институтах при передаче институтов и их собственности в ведение ФАНО. Итогом стало отчуждение между управленцами и учеными. Так что в рамках реформы перед нами открывается большое поле деятельности, особенно по поиску нашего бесконфликтного взаимодействия с ФАНО».
Первый этап реформы РАН проходил под лозунгом «ученые не должны почувствовать перехода», но добиться этого результата, скорее, не удалось — впрочем, Фортов не сказал этого прямо. Однако он подробно остановился на проблемах бюрократизации, недофинансирования и покушений на имущество институтов РАН. Вопреки заявленной цели реформы, — «разгрузить» ученое сообщество от посторонней административной работы, — «бюрократический гнет» значительно усилился. Кроме того, немедленно появилось «множество желающих помочь нам избавиться от нашего имущества, в том числе через рейдерские, воровские захваты собственности институтов», — заявил глава РАН. Поэтому президенту пришлось в ручном режиме вмешиваться в ход реформы, вводя и потом продлевая мораторий на отчуждение собственности институтов РАН, а также ограничив процесс реструктуризации РАН путем объединений и ликвидации научных организаций.
Все это показало ущербность нового Закона о науке, заявил Фортов. «В наше ответственное время нужно прекратить схоластические дискуссии, объединить научный потенциал для реализации научных достижений, а не пустопорожних бюрократических формальностей. Сейчас же основные проблемы те же, о которых мы говорим много лет: недофинансирование, почтенный возраст ученых, социальные проблемы, проблемы молодых ученых, зачастую архаичное научное оборудование».
По словам президента РАН, ключевая задача РАН сегодня — развивать именно научные результаты и защищать интересы ученых, а не управленцев-чиновников. Так, среди достижений РАН Фортов упомянул успех в борьбе за сохранение выборности руководства РАН и сохранения академического самоуправления. Напомним, что ФАНО и Министерство образования и науки иначе представляют себе основные достижения реформы РАН. (См. фотографию справа, сделанную во время церемонии вручения премий минобраза «За верность науке»)
Затем Владимир Фортов сообщил об основных результатах российской науки за прошедший год, первым делом упомянув, как РАН справляется с новыми функциями: разработкой стратегий развития науки и экономики, экспертной деятельностью, включая проверку и рецензирование учебников, и так далее.
Академик Фортов перечислил наиболее заметные научные достижения в различных областях, от теоретической физики до медицины, агрономии и археологии. Среди них — создание новых систем управления АЭС, защищенными от кибератак; разработка новых эффективных противоопухолевых препаратов; созданы микродисковые лазеры сверхмалого диаметра; проведены важные космические исследования и эксперименты как в космосе, так и на земле. Особенно Фортов отметил развитие исследований в оборонной сфере.
«Нам предстоит трудная работа в тяжелых условиях, — завершил свое выступление Фортов. — Но задачи, которые ставит перед нами руководство страны, исключительно важны. От наших усилий и выдержки зависит положение и перспективы РАН. Как сказал Ландау, «Работать надо, а там и времена изменятся»».
11:43 Председатель РАН закончил свою речь и передал слово академику Михаилу Пальцеву, который теперь рассказывает Собранию о работе Президиума РАН и выполнении решений общих собраний РАН 2013-2014 гг.
Академик Пальцев входит в состав Президиума РАН и занимает должность заместителя академика-секретаря Отделения биологических наук, а также руководит секцией физиологии РАН. Кроме того, он входит в Президиум ВАК Минобраза и является экспертом ВОЗ. Он был ректором Московской Медицинской Академии имени И.М. Сеченова с 1987 по 2009 гг., когда он был смещен на основании выдуманного уголовного дела. Следствие потом дело закрыло, но в должности ректора академика Пальцева так и не восстановили.
12:10 В зале появился председатель правительства Дмитрий Медведев. С нетерпением ждем содержательного выступления с глубоким анализом положения дел и продуманными предложениями.
12.18 Началось выступление Дмитрия Медведева
12:34 Без упоминания Крыма не обошлось, разумеется. Председатель правительства обещает, что включать научные организации Крыма в РАН будут «аккуратно, бережно, учитывая мнение научного сообщества и сложившиеся структуры» и что столь же бережное и уважительное отношение ждет российскую науку вообще. Злые языки могли бы припомнить разное и сказать, что такое заявление не всем вселяет надежду на благополучный исход.
12:40 Медведев закончил выступать. Антракт.
В перерыве предлагаем прочесть, о чем говорил Дмитрий Медведев:
Дмитрий Медведев высказался в поддержку концепции реформы РАН, сославшись на поговорку «Богу Богово, а кесарю — кесарево». За академией, заявил он, остаются ключевые функции: она планирует и проводит научную деятельность, занимается экспертизой и проектной деятельностью, в том числе для нужд правительства. Среди других важных задач — развитие мобильности научных кадров и привлечение новых талантов.
Также Медведев коснулся, как он выразился, «вечнозеленого вопроса финансирования», пожаловавшись, что с финансами сейчас «не очень хорошо». (Гм, действительно, мы все тоже заметили.) Но все равно готовится ряд важных решений, включая вопросы материального стимулирования, увеличения ежемесячной выплаты академикам и членам-корреспондентам, до 100 тыс. руб. и 50 тыс. руб. в месяц, соответственно. Все это премьер прокомментировал несколько странной цитатой: «Нильс Бор считал, что проблемы — важнее решений: «Решения проблем могут умирать, но сами проблемы всегда пребывают живыми»».
В целом, Медведев постарался придать своему выступлению успокаивающий тон. Он особенно отметил, что в президиуме «беспрецедентно много членов правительства» (помимо премьера, в президиуме заседали, но не выступали, вице-премьер Аркадий Дворкович и глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов). Также Дмитрий Медведев отметил, что готов встречаться с Фортовым по проблемам любой научной организации. «Мы не будем догматично толковать закон и будем находиться в диалоге с РАН в интересах науки и Российской Федерации».
«Нет никаких идеальных схем, нет вечных подходов к модернизации, в том числе и к науке, — продолжил Медведев. — Нам надо принимать экономически обоснованные решения. Однако такие решения должны приниматься, исходя из потребностей науки. Деятельность ФАНО должна улучшить управление наукой, а не принести некий финансовый результат».
(Остается только гадать, о какой временной дистанции идет речь и что все-таки важнее — экономическая обоснованность или интересы науки.)
13:30 Тем временем перерыв закончился, выступает глава ФАНО Михаил Котюков.
13:44 О чем говорил Михаил Котюков:
Руководитель ФАНО в своем выступлении упирал на делопроизводительные успехи своего ведомства: разработано около 40 нормативных актов, утверждено 1000 уставов научных организаций, переоформлены десятки тысяч объектов собственности. Также, по его словам, средняя зарплата сотрудников подведомственных ФАНО организаций достигла в прошлом году 64,4 тысяч в месяц (знаем мы эту «среднюю температуру по больнице»), зато в 2015 году она опять снизилась из-за бюджетной экономии, до 58 тысяч. Утешение ученому сообществу, по мысли докладчика, должны были принести планы ФАНО увеличивать расходы на фундаментальные исследования. Какие именно, пока неизвестно.
Главной темой докладчика была скромная, даже малозаметная роль, которую ФАНО играет в жизни науки. Мы лишь оптимизируем, повышаем эффективность и визируем кадровые решения научного сообщества, изо всех сил намекал Котюков. Впрочем, все смирение улетучилось, как только руководитель ФАНО заговорил о фактической ликвидации ведомственных поликлиник и амбулаторий РАН. «В бюджете 2015 года средства на них не заложены, — с нажимом произнес Котюков, подкрепляя слова соответствующей таблицей. — Поэтому либо мы находим для них понятные источники финансирования (имелись в виду, прежде всего, региональные бюджеты), либо передаем их в систему здравоохранения регионов. Это иногда единственный путь, чтобы сохранить поликлиники, но сотрудники научных организаций там уже обслуживаются на общих основаниях». (То-то регионы обрадуются, скажут, мол, наконец нам есть на что деньги потратить.)
13:48 Михаил Котюков сошел с кафедры и на его место взошел Виктор Садовничий, ректор МГУ
О чем говорил Виктор Садовничий:
Садовничий отдал должное всем вечным темам: недофинансированию фундаментальных исследований в университетах, утечке мозгов, необходимости беречь русский язык как язык науки и, конечно, призвал не верить западным рейтингам университетов, построенным на принципах наукометрии. Далее он предложил разработать регламент взаимодействия институтов РАН и высшей школы по образцу регламента взаимоотношений ФАНО и РАН. Наконец, ректор МГУ сообщил, что, по данным некоего внутреннего опроса, лишь 52% аспирантов МГУ хотели бы работать в науке, а остальные пришли туда ради степени, образования и, наконец, степени, которая пригодится за границей.
13:57 После Виктора Садовничего выступает академик Жорес Алферов
О чем говорил академик Алферов:
Нобелевский лауреат и ректор Академического университета РАН выступал очень эмоционально. «Ваш покорный слуга был против реформы с самого ее начала! — в этот момент и несколько раз потом речь Алферова прерывали аплодисменты. — Недавно я читал лекцию в Стэнфордском университете, и ко мне подошла группа “русских” студентов. Они мне сказали, что собирались возвращаться после обучения в Россию, но увидели эту реформу и передумали». Алферов вступился и за ведомственные клиники, которые не только помогали удерживать кадры в науке, но и часто служили базой для медицинских исследований. «Предлагаю отобрать несколько миллиардов из бюджета ФАНО и отдать нашей медицине», — сказал Алферов. Михаил Котюков слушал его и весело улыбался. (Боимся предположить, какие слова прозвучали в голове главы ФАНО в этот момент.)
14:14 После речи Алферова место на трибуне занял Александр Асеев, глава СО РАН
О чем говорил академик Асеев:
Глава Сибирского отделения РАН рассказывал в основном о достижениях сибирской науки. В частности, отметил он, среди них — изобретение технологии гидроразрыва нефтегазоносных пластов, на которой построена нынешняя американская «сланцевая революция». Кроме того, сибирские ученые сделали шаг вперед в разработке высокотемпературных технологий, необходимых для термоядерного синтеза, исследовали последствия глобального потепления на Ямале — в результате выбросов метана там образуются знаменитые круглые карстовые провалы. Эти и другие достижения, с небезосновательной гордостью заявил академик Асеев, сделали сайт СО РАН самым популярным среди сайтов всех учреждений РАН, включая и саму Академию.
14:33 Сейчас выступает академик Валерий Чарушин из Уральского отделения РАН, рассказывает про роль РАН во Второй мировой войне и про то, как в наши дни загибаются научные институты в регионах.
О чем говорил академик Чарушин:
В свою очередь, глава Уральского отделения РАН рассказал о том, как уральские ученые исследовали древнейшую человеческую кость 45-тысячелетней давности и опубликовали результаты в Nature, как был открыт новый минерал и проведен ряд важных физических экспериментов. Но куда эмоциональнее стала традиционная часть выступления, посвященная отношениям с ФАНО. К примеру, уже построенные СО РАН сотни квартир для молодых ученых не получается передать по назначению, потому что с появлением ФАНО возникла бесконечно длительная процедура с десятком согласований по каждой квартире, рассказал Чарушин. (Похоже, «малозаметная роль ФАНО» на деле весьма ощутительна.)
14:57 Перерыв
16:12 Перерыв закончился. Первым делом Собрание утвердило состав Редакционной комиссии.
16:15 Начались прения. Первым выступил академик Роберт Нигматуллин, директор Института океанологии РАН:
«Все мы в 2013 г. пережили нокдаун, но мы его переживем. Но самая страшная драма — мы не нужны, не интересны. Пришли министры, послушали и ушли». Далее академик Нигматуллин напомнил, что средний возраст члена-корреспондента — 70 лет, академика — 75 лет, прокомментировав своеобразным mot: «С возрастом у мужчин падает интерес к науке и к женщинам!» Поэтому, продолжил академик, нужно омолодить РАН, введя должность профессора РАН и давая ее молодым.
Затем он перешел к очень тяжелому положению в экономике: «Мы должны сказать об этом обществу ясно и в чем-то агрессивно: ситуация в экономике критическая. Слишком большая доля национального дохода забирается самой богатой прослойкой. Вот, Дмитрий Анатольевич ушел, а я бы ему сказал... Мы должны работать, чтобы восстановить инвестиционный ресурс». В завершение академик Нигматуллин призвал одобрить доклад Фортова и поддержать его позицию.
16:22 Слово перешло к академику Николаю Добрецову, председателю Объединенного ученого совета СО РАН наук о Земле:
Академик Добрецов говорил о скоропалительности объединения научных институтов, их передачи вузам и другим организациям, перепрофилирования в «технологические центры» и т.д., при том, что процедура формирования так называемых региональных научных центров попросту не определена. Более того, РАН в свое время подготовил предложения на этот счет, но правительство их не рассмотрело. Далее, меняются уставы объединенных учреждений, иногда произвольно меняя суть их работы. А из-за того, что ликвидируются прежние юридические лица научных организаций, страдают международные и другие проекты. РАН всегда была нужна для решения проектов национального масштаба, сказал академик Добрецов, и именно в этом ее главное предназначение.
16:30 Выступает академик Сергей Стишов, глава Института физики высоких давлений РАН:
«Государство ведет непоследовательную политику в отношении науки. ФАНО — это сплошной бумагооборот: прислать что-нибудь самое позднее вчера. Институты управляются бухгалтерами. Может, они хорошие люди, просто им дали неподъемную задачу! Как писал Капица Сталину, “дирижер должен не только махать палочкой, но и понимать партитуру”. Результат реформ — закрытие программ, нарушение внутренних связей, у институтов РАН отобрали все деньги, кроме денег на зарплату и коммуналку. Так и прикончат науку, а мы молчим».
16:40. Затем взял слово академик Александр Потапов, директор Института нейрохирургии им. Бурденко:
Сейчас Институт им. Бурденко с тремя другими бывшими институтами РАН становится «национальным медицинским исследовательским центром» и переходит в ведение Минздрава. «Это уже третья смена учредителя за два года. Непонятно, что будет с исследованиями, технологиями и разработками, которые мы сделали в кооперации с различными научными и акционерными организациями». (Уже давно ходят слухи о проблемах с международными соглашениями РАН, возникшими после перехода статуса учредителя к ФАНО, равно как и разговоры о трудностях с работами, предполагающими секретность — у ФАНО, гласят слухи, просто нет квалифицированных людей, а заранее об этом не подумали.)
16:55. Выступает академик Валерий Рубаков, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН:
«Мы ждали катастрофы полтора года назад, катастрофы не произошло. Но все мы в очень тяжелом положении, время потеряно, никакого развития не происходило <…> Первое, что нужно реализовать — правило двух ключей, когда РАН и ФАНО принимают решения по академическим организациям совместно. И это надо прописать законодательно, а то правительство — сегодня одно, завтра — другое».
17:00. Вот что сказал член-корреспондент РАН, сенатор Арнольд Тулохонов:
«Сегодня страна снова в кругу врагов, потенциал страны разрушен... почти. 32% опрошенных в Москве не против, чтобы Бурятия вошла в состав России, остальные не знают, что Волга впадает в Каспийское море». Правительство по-прежнему игнорирует РАН. Вчера в Совет Федерации поступил закон о запрете ГМО-продуктов — я сказал: «Друзья, нельзя принимать подобные законы без заключения РАН!»».
17:10 Выступления становятся несколько однообразными — упоминания своих достижений перемежаются неизменными жалобами на ФАНО, безденежье и отставание от конкурентов из других стран. Исключение составил Баграт Сандухадзе, селекционер и председатель секции озимой пшеницы Отделения растениеводства Россельхозакадемии. Он рассказал о выведении нового сорта озимой пшеницы в Нечерноземье и о том, что в Подмосковье его группа снимает 100 центнеров с гектара озимой пшеницы. Закончил он свое выступление своего рода тостом, пожелав собравшимся быть здоровыми и прожить до ста лет. Академик Фортов ответил анекдотом о том, как папе римскому пожелали жить до ста лет, а папа заметил, что «не надо ограничивать волю Господню».
На этом многообещающем обмене мнениями мы заканчиваем нашу трансляцию. До новых встреч в эфире.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии