Президент разъясняет

В то самое время, как коллективный Запад собирал под свои знамена мировое сообщество против России, глава российского государства дал этому мировому сообществу исчерпывающий ответ на все обвинения и претензии со стороны наших недоброжелателей. Пожалуй, именно эти высказывания Владимира Путина лучше всего характеризуют общую тональность его пленарного выступления на Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем в конце июня этого года.

Мы уже неоднократно отмечали, что не только в западных СМИ, но также и в высказываниях тамошних официальных лиц руководство нашей страны – и лично Владимир Путин – выступают в роли «виновников» инфляции, особо сильно ударившей по энергетическому рынку и по продовольственному рынку. С недавнего времени это даже стало там официальной позицией, неоднократно озвученной американским президентом и его британским коллегой. Российская сторона долгое время проявляла выдержку, избегая каких-либо официальных заявлений от лица высокопоставленных персон. И вот как раз ПМЭФ-22 стал в этом отношении весьма удобной площадкой, позволившей в весьма «ненавязчивой» манере высказаться по поводу дежурных обвинений.

Президенту Владимиру Путина удалось расставить в данном вопросе все точки над «i», сделав это несколько иронично, но в то же время очень содержательно и убедительно. С самого начала он уверил собравшихся, что экономический «блицкриг» против России не имел никаких шансов на успех. Санкционное оружие, используемое коллективным Западом против нашей страны, оказалось обоюдоострым, и потому ударило по его же конструкторам. По словам Владимира Путина, европейские политики своими же руками нанесли собственным экономикам серьезный урон. Рост инфляции в отдельных странах Еврозоны уже превысил 20 процентов, и это несмотря на то, что они – в отличие от России – не проводят никаких специальных военных операций.

Как объясняет эту экономическую ситуацию российский президент? Кто здесь реальный виновник? «В последнее время, - заметил он, - я всё чаще слышу про так называемую «путинскую инфляцию» на Западе. Когда я это слышу, я всё время думаю: на кого рассчитана эта глупость? На тех, кто читать и писать не умеет. Вот и всё. Люди, которые хотя бы умеют читать, понимают, что же на самом деле происходит. Россия и наши действия по освобождению Донбасса здесь абсолютно не при чем».

Президент обратил внимание на то, что ухудшение ситуации в глобальной экономике отнюдь не является вопросом последних месяцев. И уж тем более нельзя представлять ее результатом российской военной операции. Подобные утверждения, считает Владимир Путин, являются откровенным передергиванием и искажением фактов. Резкое усиление инфляции на товарных и сырьевых рынках проявилось задолго до событий текущего года. По мнению президента, в такую ситуацию мир загоняла последовательная и безответственная макроэкономическая политика стран так называемой «Большой семерки». Это политика, в частности, включала в себя бесконтрольную эмиссию и накапливание ничем не обеспеченных долгов. Причем эти процессы ускорились еще в «короновирусном» 2020 году, когда кардинально сократился спрос на товары и услуги. «Спрашивается: при чем здесь наша военная спецоперация на Донбассе?», - резонно заметил Владимир Путин.

Как объяснил президент, власти западных стран, не придумав ничего более лучшего, в ответ на сложившуюся ситуацию просто запустили печатных станок и таким нехитрым способом стали покрывать невиданные ранее бюджетные дефициты. «Я уже называл эту цифру: за последние два года денежная масса в США выросла более чем на 38 процентов. Ранее такое увеличение происходило за десятилетия, а здесь – за два года! Это составляет 5,9 триллиона долларов! Для сравнения: только несколько стран мира имеют валовый внутренний продукт большего размера. Денежная масса Евросоюза, в свою очередь, также резко возросла за этот период. Ее объем увеличился примерно на 20 процентов, или на 2,5 триллиона евро», - сказал Владимир Путин.

Таким образом, нарастающие проблемы в глобальной экономике (включая топливный кризис и продовольственный кризис) являются результатом системных ошибок в экономической политике администрации США и европейской бюрократии. Именно здесь, по мнению президента, стоит искать подлинные причины кризисных явлений. Он не отрицает того, что российская военная операция также оказала влияние на ситуацию. Но корень проблемы совсем не в этом, а именно в ошибочной экономической политике Запада. Как откровенно заявил Владимир Путин, российская спецоперация стала для западных правителей «спасательным кругом», позволяющим свалить свои просчеты на других – в данном случае, на Россию.

Каков результат этой бездумной работы печатного станка? Куда потекли все эти средства? «Очевидно, что на закупку товаров и услуг за пределами западных стран», - отметил президент. По его выражению, западные страны стали буквально «пылесосить», выгребать глобальные рынки, не думая об интересах других стран, в том числе и беднейших. Что в итоге получилось?

Владимир Путин привел на этот счет весьма показательные цифры: «Так, если в конце 2019 года импорт, то есть завоз товаров в США составлял порядка 250 миллиардов долларов в месяц, то к настоящему времени он вырос до 350 миллиардов долларов. Примечательно, что рост составил 40 процентов. В данной пропорции — это как раз и соответствует необеспеченной долларовой массе последних лет». Здесь же президент отметил одну очень красноречивую деталь. Долгое время США были крупным поставщиком продовольствия на мировом рынке, и этим они вполне заслуженно гордились. Гордились своим хорошо налаженным сельским хозяйством, своими фермерскими традициями. «Это пример для многих, и для нас в том числе», - заметил Владимир Путин. Но сегодня, констатировал он, роль Америки изменилась кардинально. Из нетто-экспортера продовольствия она превратилась в чистого импортера.

Грубо говоря, сегодня Америка банально печатает деньги и скупает на них продукты по всему свету. Еще более высокие темпы наращивания импорта товаров, по словам президента, отмечаются в Евросоюзе. Понятно, указывает он, что такое резкое увеличение спроса, не обеспеченное товарным предложением, породило волну дефицита и глобальную инфляцию. За последнюю пару лет в мире подорожало практически всё: сырье, потребительские товары и особенно – продукты питания. Конечно, развитые страны продолжают экспортировать свои товары. Но проблема в том, почеркнул президент, что баланс между импортом и экспортом в последнее время качнулся в сторону импорта.

Что касается Европы, то здесь, по замечанию Владимира Путина, дополнительный вклад в раскручивание цен внесла ПРОВАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, которая выразилась в слепой ставке на возобновляемые источники и спотовые поставки природного газа. Именно это и привело к резкому росту стоимости энергии, что наблюдается с третьего квартала прошлого года, напомнил президент.  То есть энергия в Европе подорожала задолго до начала российской военной спецоперации. В конечном итоге это привело не только к подорожанию товаров и услуг, но также к удорожанию удобрений, производимых из природного газа. Как сказал Владимир Путин: «В целом, только с середины прошлого года и до февраля текущего года цены на глобальном рынке на удобрения выросли более чем на 70 процентов».

По мнению президента, предпосылок к иным ценовым тенденциям на сегодняшний день нет. И как раз в таких сложных условиях западные страны заблокировали поставки удобрений из России и Белоруссии. «Тем самым ситуация еще больше загоняется в тупик, и просчитать дальнейшее развитие событий не сложно: нехватка удобрений означает снижение урожайности, а значит, увеличиваются риски недопоставок урожая на мировой рынок. Цены пойдут вверх еще сильнее, что грозит голодом, прежде всего – в беднейших странах. И это будет целиком на совести Соединенных Штатов и Евробюрократии», - подытожил президент.

Как видим, глава российского государства дал весьма стройное и достаточно аргументированное разъяснение ситуации. Причем, без всяких эмоций, без оправданий, лозунгов, идеологических штампов и без навешивания ярлыков. Не в пример, кстати, своим зарубежным критикам, чьи упреки в адрес нашей страны можно свести к небольшому набору штампованных утверждений, принимаемых на веру. По большому счету пленарное выступление Владимира Путина вполне соответствовало деловому стилю мероприятия и во многом способно претендовать на научную объективность.

Константин Шабанов