Почти «марсианская» технология

Мы продолжаем следить за работой наших ученых по ликвидации органических стоков, попадающих в воды озера Байкал. Напоминаем, что данная работа осуществляется в рамках государственной программы, и активное участие в ней принимают новосибирские ученые-энтузиасты, инициаторы проекта «Экодом». Еще раз отмечу, что главная идея, которая положена в основу реализуемой на Ольхоне технологии по утилизации органических отходов, пропагандируется в Новосибирске уже в течение многих лет. Ольхон же стал тем местом, где она получает в настоящее время наглядное воплощение. 

Ранее мы сообщали о том, что в начале этого года на одной из турбаз острова был создан биотуалет, снабженный автономными источниками отопления (солнечным концентратором для разогрева воды и воздушным солнечным коллектором). Прямого отношения к утилизации органики это приспособление, конечно же, не имеет. Просто разработчикам было важно подчеркнуть значение возобновляемых источников энергии, позволяющих сэкономить на традиционном топливе (в частности, на дровах). Главная задача, которую предстояло решить – это технология переработки фекалий в органические удобрения. Как мы знаем, именно фекалии стали «головной болью» островитян, поскольку  сброс отходов в воды озера запрещен законом, а куда их девать – совершенно непонятно. Поэтому каждый туристический сезон (а туристы туда прибывают десятками тысяч) закономерно порождал целый клубок проблем – как экологических, так и юридических.

Не удивительно, что именно биотуалеты заинтересовали жителей Ольхона, главным образом – владельцев турбаз. На сегодняшний день, по словам сотрудника Института теплофизики СО РАН, руководителя проекта «Экодом» Игоря Огородникова, построено десять таких объектов (два из них – для «частников»).

Но этого еще недостаточно. По-хорошему, считает он, их должно быть не менее полусотни. Так что необходимо и дальше пропагандировать данную технологию, суть которой пока еще улавливают немногие.

А суть в том, что «проклятие» острова, коим являются отходы человеческой жизнедеятельности (плюс ко всему, на острове некоторые домовладельцы разводят скот), можно превратить в ценное сырье, способное качественно повысить жизнь островитян, да и благотворно повлиять на природу. Иначе говоря, технология предлагает способ превращения «яда в лекарство», или отходов – в доходы. Как заметил Игорь Огородников, следующая ступень, на которую должны перейти разработчики, связана с организацией сервиса по сбору переработанных отходов. Иными словами, попадающие в биотуалеты фекалии на выходе дают тот самый продукт, который можно использовать с пользой для жителей острова, конкретно – для развития местного овощеводства. Отсюда логически вытекает третий этап – создание придомовых круглогодичных теплиц.

Такой переход от переработки фекалий к теплицам четко вписывается в философию «Экодома». Еще раз обращу внимание на то, что авторы проекта стремятся использовать природоподобные технологии, когда осуществляется естественный круговорот веществ. Разработчики предлагают организовать замкнутый цикл, по сути своей напоминающий процессы, происходящие в любой экосистеме. Если предельно абстрагироваться, то Ольхон представляет некую модель глобальной природной системы, где всё находится в состоянии равновесия. Именно такое равновесие создается, как ни странно, с помощью биотуалетов, где происходит ферментация отходов. Биотуалеты, таким образом, дают ценный субстрат, который затем направляется в теплицы для выращивания овощей. Овощи съедаются людьми и снова превращаются в отходы жизнедеятельности. Цикл повторяется.

Что особо примечательно в связи с указанной организацией процесса? В свое время я уже обозначал данную технологию как «космическую». В самом деле, если бы мы попытались  обжиться на какой-нибудь марсианской базе, нам пришлось бы организовать точно такой же замкнутый цикл. И фекалии, как ни странно, выступали бы не в качестве ненужного и вредного мусора, а в качестве полезного сырья. Кстати, вспомните фантастический фильм Ридли Скотта «Марсианин», где главный герой создал на красной планете теплицу для выращивания картофеля. Для осуществления своего замысла ему понадобилось, как мы знаем, собрать все фекалии, оставленные экипажем.

Если подойти к этому эпизоду строго научно, то необходимо заметить, что растения на свежем навозе не растут. Для начала его должны «обработать» микроорганизмы. Были ли в распоряжении марсианского поселенца нужные штаммы, мы точно сказать не можем. Марс также считается совершенно безжизненной планетой, а потому непонятно, будут ли там «правильно» разлагаться органические отходы.

В случае с проектом, реализуемом на Ольхоне, этот процесс организуется специально. Отходы ферментируются с помощью концентрированного раствора специальных «почвенных» ферментов, получаемых из биогумуса – отходов жизнедеятельности компостных червей.

Технология получения данного препарата отработана уже давно и, согласно высказываниям разработчиков, дает очень хорошие результаты, когда вам необходимо оперативно переработать «вредную» органику (те же фекалии). Здесь используется примерно тот же принцип, что и в любой бродильной технологии, когда процесс ферментации целенаправленно запускается путем добавления заранее изготовленной закваски. В нашем случае в роли такой «закваски» выступает указанный препарат. Причем, расход его не такой уж и большой: для обслуживания одного биотуалета на месяц хватает одного литра раствора.

Отсюда вытекает еще один важнейших компонент всей технологической цепочки – производство биогумуса с помощью компостных червей и выделение из него необходимых ферментов. Как мы уже писали ранее, в начале лета на Ольхон уже была отправлена первая партия компостных червей породы «Старатель». По словам Игоря Огородникова, производство препарата для ферментации потребует круглогодичной работы «червятника». Надо сказать, что «старатели» также перерабатывают органику, в основном – пищевые отходы и растительные остатки. Компостные черви, таким образом, выступают важнейшим компонентом всей системы и потребуют для себя соответствующего ухода (так, «червятник» необходимо будет обогревать в зимнее время). 

Условия жизни на Ольхоне, конечно же, не марсианские, но в чем-то они приближены к таковым. Почвы там очень скудные, зимы – суровые. Зато для наших ученых-энтузиастов этот остров является просто идеальной площадкой, где можно реализовать «марсианские» технологии, способные не только помочь местным жителям, но в перспективе – благоприятно подействовать на всю экосистему этих мест. Если проект воплотится в жизнь полностью, то избыток отходов будет восприниматься не как проклятие, а как хороший подарок.

Олег Носков