Наш овощной край



Когда я слышу дилетантские рассуждения о том, будто наши сибирские края из-за холодного климата совсем не годятся для нормального сельского хозяйства, невольно вспоминаю эпизод из одного американского фильма: итальянец, живущий в Америке, возится на своем участке возле грядки с помидорами. У него ничего не получается, растения чахнут. И тут ему прилетает упрек: «Какой же ты итальянец, если не умеешь выращивать помидоры!».

Ирония в том, что «помидорная тема» для жителей Западной Сибири освоена уже давным-давно, и освоена весьма успешно. Хоть Сибирь по климату совсем не Италия, но наши дачники и огородники к концу лета запасаются овощами, что называется, под завязку. В том числе, конечно же, и помидорами. В иной сезон их буквально некуда девать, и они вянут и гниют в коробках, ящиках. За последнюю пару десятилетий вполне привычными на сибирских грядках стали такие типично южные овощные культуры, как перцы и баклажаны. Теперь это уже совсем не экзотика.

В принципе, успешное культивирование овощей на участках наших дачников-огородников наглядно развеивает назойливые стереотипы о сибирских агроклиматических ресурсах. Не имея никакого специального оборудования, специальной техники, простые жители сибирских регионов без всяких излишних премудростей обеспечивают себя разнообразными овощами. Почти 80% овощеводства находится у нас в руках «частников».

Тем не менее, отношение официальных лиц к развитию в Сибири данного направления как будто покоится на указанных стереотипах, о чем красноречиво свидетельствуют конкретные факты, наглядно подтверждающие позицию государевых мужей по вопросу развития в наших краях овощеводства.

Начнем с того, что сибирское овощеводство практически никак не поддерживается. Нет даже на этот счет ни одной серьезной государственной программы. Как заметила по этому поводу старший научный сотрудник Сибирского НИИ растениеводства и селекции (СибНИИРС) Елизавета Гринберг, когда-то, еще до перестройки, исследования по данному направлению велись в одиннадцати институтах, входящих в систему ВАСХНИЛ. Были либо отделы, либо лаборатории. Сейчас ничего этого нет. В Новосибирском государственном аграрном университете (бывший Сельхозинститут) расформировали кафедру овощеводства. Из восемнадцати крупных овощеводческих хозяйств также почти ничего не осталось. Официальная позиция выглядит просто: зачем здесь, в Сибири, вкладываться в это дело, если овощи можно завести сюда из теплых краев? Ведь в противном случае придется не только поддерживать товаропроизводителей, но и развивать соответствующую семеноводческую инфраструктуру.

К слову, в советские годы сибирскому овощеводству решающего значения также не придавалось, хотя кое-что для этого, конечно же, делалось. Самое интересное, что некоторые специалисты и руководители хозяйств уже тогда поднимали вопрос о необходимости создания в Сибири предприятий по выращиванию семян овощей. В Сибири семеноводства как такового не было.

По словам Елизаветы Гринберг, в свое время продвинутые директора овощеводческих хозяйств понимали, что нужно заниматься своим семеноводством. Даже были попытки выделить в Бердском совхозе одно отделение, которое бы занималось выращиванием семян. Была даже программа по развитию семеноводства овощных культур. Но, к сожалению, потом это всё заглохло.

Также ни к чему не привели инициативы по организации Сибирского института овощеводства. И сейчас в этом отношении мало что сдвинулось.

Сорта сибирской селекции вполне могут приобрести мировую известность Самое же печальное, отмечает Елизавета Гринберг, что сокращается число высококвалифицированных специалистов-овощеводов. Старые сотрудники уходят на пенсию, а молодежь на их место не приходит. Работа овощевода нелегка, а сама профессия, увы, считается непрестижной. Если так пойдет и дальше, то через какое-то время некому будет выводить новые сорта, поддерживать генофонд овощных культур и даже просто проводить грамотные консультации.

А ведь за весь предыдущий период нашими специалистами накоплен огромный опыт и выведены замечательные сорта овощей, способные конкурировать даже с лучшими сортами иностранной селекции. Мало того, наши сорта прекрасно адаптированы к сибирским климатическим условиям, и никакие голландские или немецкие «диковинки» их не заменят.

Можно, конечно, надеяться на то, что наши кубанские овощеводы перехватят инициативу и обеспечат страну, включая и Сибирь, полноценной овощной продукцией. Точно так же можно надеяться на возрождение кубанского семеноводства, способного пролиться на нас благотворным дождем.

Однако тут сразу возникает резонный вопрос: а как же быть с трудами сибирских селекционеров? Что, сложить это всё в исторические архивы, а выведенные ими сорта отнести в разряд редких местных специалитетов? Я думаю, вряд ли результаты труда нескольких поколений наших ученых-овощеводов  заслуживают того, чтобы сохраниться в роли некой сибирской экзотики.

Сорта сибирской селекции вполне могут приобрести мировую известность и потеснить тех же голландцев. Как утверждает Елизавета Гринберг, наши сибирские сорта по сравнению с голландскими значительно лучше по качеству. Разумеется, без развития собственного семеноводства овощных культур выиграть в конкуренции с импортом будет невозможно. «Мы доказали и показали, - говорит Елизавета Гринберг, - что в Западной Сибири можно выращивать семена всех овощных культур: морковь, свеклу, редис, редьку, капусту, огурец, томат, тыквы. Здешние условия вполне пригодны для семеноводства овощных культур».

Мало того, у сибиряков есть одно преимущество, которого нет даже у семеноводов Краснодарского края. Специалисты СибНИИРС отмечают, что выращенные ими семена сохраняют всхожесть значительно дольше, чем семена, выращенные на юге страны. И это напрямую связано с нашими природно-климатическими условиями. Елизавета Гринберг объясняет высокое качество сибирских семян тем, что у нас достаточно сильная инсоляция – выше, чем на Кубани, поскольку световой день в наших широтах в период вегетации длиннее. А это как раз то, что крайне необходимо для вызревания семян. В результате их схожесть сохраняется до пяти, и даже до десяти лет.

В общем, применительно к семеноводству понятие «сибирское качество» вполне может стать рекламным слоганом. Осталось только широко популяризовать эту мысль.

Олег Носков