Наш цикл статей, посвященных СибНИИРС продолжает интервью с заведующей лабораторией селекции семеноводства и технологий возделывания овощных культур Сибирского научно-исследовательского института растениеводства и селекции (СибНИИРС) Татьяной Штайнерт
- Татьяна Владимировна, селекцией каких овощных культур занимается ваш Институт?
– Традиционно у нас в Институте есть три достаточно сильных направления селекции. Это – селекция пасленовых культур, куда входят томат, перец, баклажан. Далее – селекция тыквенных культур, куда входят огурец и тыква. И, наконец, селекция луковых культур.
Конкретно по луковым, например, – это лук-шалот, или лук семейный. Он считается «изюминкой» нашего Института, потому что сейчас в стране в таком объеме вообще никто не ведет селекцию этой культуры, кроме нас. Мы собрали здесь достаточно большой генофонд шалота – по эколого-географическому принципу. Есть у нас дальневосточные сорта, сибирские, среднеазиатские, европейские… То есть очень обширный генофонд. Ежегодно в селекционных питомниках изучаются тысячи образцов. Есть у нас селекция и многолетних луков. Наиболее проработанные в селекционном плане – это лук-слизун и лук шнитт. Совсем недавно в Госреестр включен новейший сорт слизуна «Вальс». В клоновых питомниках лука душистого и лука алтайского есть перспективные образцы для пищевого использования. Лук алтайский занесен в Международную Красную книгу, поскольку он уже фактически истреблен в природе. Поддерживая клоновый питомник в живом виде, мы не даем исчезнуть этому ценнейшему редкому растению. Огромные успехи в селекции лука душистого, или его еще называют китайского. Традиционно эти растения очень поздно цветущие. Всегда существовала проблема семеноводства. Семена просто не успевают у нас вызреть. Ведущими селекционерами луковых культур отобраны и зафиксированы в отдельную ботаническую разновидность скороспелые формы, позволяющие решить эту проблему.
Интродукция видов из дикой природы – еще одно направление работы с луковыми культурами. Видовая коллекция, насчитывающая около пятидесяти видов, была собрана в результате многочисленных экспедиционных сборов по Сибири, Средней Азии, Горному Алтаю, научного обмена. Причем, луки эти имеют не только пищевое значение, но еще и декоративное, являются отличными медоносами.
Они настолько красивы, что их можно использовать в ландшафтном дизайне. Зная фенологию растения, то есть периоды отрастания и цветения, можно сформировать конвейер цветущих луков от ранней весны до поздней осени. Грамотно сочетая морфологические особенности, можно использовать их в создании объемных композиций.
К луковым культурам относится и чеснок. У нас есть как озимые формы, так и яровые. По озимому чесноку тоже собрана богатейшая коллекция, насчитывающая около трехсот образцов, куда входят сорта из Государственного реестра, а также местные образцы – Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Есть большая коллекция из Средней Азии, Краснодарского края, Московской области, а также зарубежные сорта, преимущественно французские (во Франции очень хорошо развита селекция чеснока). По яровым формам – это в основном сибирская популяция. Немного есть из Алтайского края.
Селекция бобовых культур – направление относительно молодое. Шесть сортов фасоли овощной, или спаржевой, внесены в Государственный реестр. Они скороспелы, высокоурожайны, кустового типа, пригодны для заморозки. Достаточно большая коллекция фасоли зерновой – порядка ста двадцати сортов. И еще одна бобовая культура – горох овощной. В генофонде имеется около ста тридцати пяти образцов – и лущильные сорта, и сахарные, которые можно употреблять вместе с лопаткой. Начинаем изучать коллекцию малораспространенных бобовых культур: бобы, чечевицу, сою овощную, нут.
- Попадают ли сорта вашего Института на рынок? Насколько они известны жителям региона? Есть ли сорта, которые у людей на слуху?
– Да, есть. Надо сказать, что сотрудниками нашей лаборатории активно ведется пропаганда среди представителей «частного сектора», потому что наши основные потребители – это дачники, огородники. Мы устраиваем для них лекции, экскурсии на овощной участок. В Новосибирской области много различных объединений дачников и клубов садоводов. Есть они в Бердске, в Академгородке и здесь у нас, в Краснообске. Раз в год, в начале февраля, мы участвуем в выставке-ярмарке на железнодорожном вокзале, что является важным источником распространения информации. Перед каждой такой выставкой мы делаем передачи на одном из региональных радиоканалов, рассказывая о новинках нашего Института. Такие передачи имеют колоссальный успех. Поэтому и семена, и посадочный материал идут нарасхват.
- Вы продаете семена под собственным брендом?
– Да, семена мы расфасовываем в пакетики, где в уголочке – в виде эмблемы – написано: «Семена СибНИИРС».
При этом отмечу, что ощущается колоссальная нехватка семян. У нас есть проблема в семеноводстве: спрос огромен, но семеноводство остается слабым звеном. Понятно, что сам наш Институт не может произвести достаточное количество семян, чтобы покрыть спрос. Особенно это касается тыквенных культур, гибридов томатов, которые необходимо опылять вручную. Пчелы работают слабо, их стало меньше, и они часто неактивны. Привлечение шмелиных семей для нас слишком затратная процедура.
Если бы удалось увеличить производство семян, они бы реализовывались без проблем.
- То есть, вам приходится получать семена, опираясь только на собственные силы? Насколько я понимаю, для этого необходимо использовать теплицы.
– Не для всех. Гибридное семеноводство огурца, поддержание родительских линий, например, мы ведем в теплице. Пчелоопыляемые сорта размножаем на изоляционных участках открытого грунта. С сортами пасленовых и бобовых культур в этом плане дело обстоит проще. Они самоопыляемы, и на небольшом участочке можно вырастить до сотни образцов. Опыление у томата, перца и баклажана происходит, пока цветок еще не раскрылся. И если погода благоприятна, то урожай семян получается очень хороший. Исключение составляет опять же гибридное семеноводство. Для получения гибридов томата первого поколения (а их у нас три – Родничок F1, Генератор F1, Гречанка F1) приходится применять ручное опыление. Поэтому сложно получить достаточное количество семян этих образцов. С тыквенными культурами гораздо сложнее. Каждый образец нужно либо получать на изоучастке, либо использовать ручное опыление с предварительной изоляцией бутонов, а это огромный ручной труд. Нелегко и с луковыми культурами. Здесь тоже приходится прикладывать много усилий. А лук, надо сказать, пользуется большим спросом. Еще сложнее обстоит дело с чесноком. Это огородная культура, локального распространения, требовательная к агротехнике, плодородию почвы, качеству посадочного материала. В полевых условиях урожайность и качество луковиц, конечно же, ниже, чем на огороде. Спрос на посадочный материал лука шалота и чеснока просто огромен. Заявки исчисляются даже не в килограммах, а в тоннах. Это к вопросу о семеноводстве.
- А чем вызваны у нас проблемы с семеноводством?
– Этот вопрос, скорее всего, надо адресовать правительству.
Семеноводческая отрасль овощеводства у нас в Сибири полностью разрушена. Тут нужна и механизация, чтобы получить хорошие объемы, нужны машины, специалисты, технологии. Сейчас спецтехника для семеноводческих нужд овощеводства, наверное, в нашей стране и не выпускается. Всё приходится завозить из-за рубежа за большие деньги. Эту отрасль необходимо восстанавливать, вкладывать сюда большие средства.
Еще одна проблема – кадры. Это очень болезненный вопрос, который я бы поставила на первое место. В овощном хозяйстве острая нехватка молодых специалистов. Если в зерновое направление молодежь еще как-то идет, то в овощеводстве, где большая доля ручного тяжелого труда, смены поколений пока не наблюдается. Только увлеченные и преданные земле люди задерживаются у нас, а их с каждым годом все меньше. Престиж работы упал, поэтому молодежь идет к нам весьма неохотно.
- Бизнес, частные инвесторы, не интересуются данным направлением? Ведь спрос на качественные семена, как Вы сказали, огромен?
– У нас есть, конечно же, такие частные предприниматели-овощеводы. Но у них всё происходит на недостаточном уровне, также имеет место большая доля ручного труда. В основном – за счет использования труда местного населения. Есть фирмы, которые покупают лицензию на производство наших семян. Некоторые берут семена на реализацию. Но это крохи, и по большому счету никто особо наши семена не распространяет. Взаимодействие с бизнесом пока еще по-серьезному не налажено. Наработок у нас много, но в должном объеме они еще не донесены до предпринимателей. Если мы наработаем весь этот объем, то мы оставим позади импортные поставки семян.
- Кстати говоря, поток импортных семян не создает проблем для наших сибирских овощеводов?
– Я постоянно подчеркиваю на своих лекциях, что до 80% вашего ассортимента должны составлять районированные, то есть местные, проверенные сорта. А что касается лука и чеснока, то они вообще должны быть только местные.
Есть четкая зависимость между районированием и урожайностью. Например, сорт, выведенный в Западной Европе, где вегетационный период намного длиннее, чем у нас, будет у них идти как раннеспелый, более урожайный. А попадая к нам, он уже переходит в группу позднеспелых, урожайность снижается и нет того рекламного эффекта. Некоторые европейские сорта зацветают у нас в начале августа, когда большинство местных сортов уже вступили в период плодоношения. Кроме того, сорта инорайонной и зарубежной селекции, попадая в совершенно другие условия, часто поражаются вредными организмами – болезнями и вредителями. Поэтому нужно с большой осторожностью покупать сорта из-за рубежа. Ежегодно мы проводим испытания огромного числа коллекционных образцов по разным культурам из других регионов и даем определенные рекомендации по их использованию. Есть неплохие гибриды огурца, фасоль, томаты, которые не теряют своих качеств и в Сибирских непростых условиях.
Но надо иметь в виду, что качество семян зачастую зависит и от места их выращивания, и от конкретной фирмы, которая их фасует и реализует. Откровенно говоря, есть нечестные фирмы, торгующие лежалыми семенами, семенами с пониженной всхожестью, бывают просто неликвидные остатки. Случалось, что под нашим брендом продавали сорта, не соответствующие названию и описанию.
Много уникальных сортов создано специалистами нашего Института. Лидерство по результатам Государственного сортоиспытания занимают такие ведущие бренды, как томат для открытого грунта «Боец» и партенокарпический гибрид для теплиц, временных укрытий и открытого грунта «Ёжик». Луковая линейка сортов пополняется непревзойденными пока образцами по многим показателям, полученными на основе межвидовой гибридизации лука шалота и лука репчатого. Работы по этому перспективному направлению ведутся в полном объеме. И уже «увидел свет» наш первенец – сорт лука шалота «Дебют». Без преувеличения можно сказать, что есть еще очень много интересного в «заначке» у наших ученых!
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии