Над Севером сгущаются грозовые тучи

Для ученых уже является доказанным фактом «ускоренное» потепление в полярных и приполярных широтах. Как показывают исследования последних лет, Арктика нагревается быстрее, чем это происходит в остальных частях планеты – примерно в два раза.  Такие сообщения, опирающиеся на конкретные исследования, широко освещаются как минимум с 2012 года.

В феврале этого года на сайте Geophysical Research Letters были опубликованы результаты еще одного любопытного исследования, которое может добавить новые аргументы в пользу выводов об ускоренном потеплении Северного полюса. Исследование проводилось группой американских и новозеландских ученых (университет Вашингтона и университет Отаго). Основная цель этой работы – выявить корреляцию между повышением глобальной среднегодовой температуры и частотой молний, зафиксированных в Арктике. Исследование проводилось в течение десяти лет – с 2010 по 2020 годы. В качестве эмпирической базы использовались данные по температурам и грозовым разрядам за летние месяцы каждого года всего указанного периода, то есть за июнь, июль и август.

По мнению исследователей, им удалось подтвердить звучавшие ранее предположения о том, что усиливающиеся температурные аномалии должны сказаться на метеорологических явлениях в северных широтах. В число таких явлений включалось и возможное увеличение частоты молний. Напомним, что примерно пятнадцать лет назад появились публикации, где отмечалась связь между молниями и изменением климата. Предполагалось, что по мере повышения температуры у земной поверхности и в нижней тропосфере, частота грозовых разрядов будет возрастать. Согласно прогнозам – в диапазоне 10 - 100% на каждый градус потепления поверхности Земли. Ученые обращали внимание на связь между температурой, водяным паром и молниевой активностью. При этом они указывали на то, что грозы способны переносить большое количество водяного пара в верхние слои тропосферы, тем самым дополнительно влияя на парниковый эффект. Кроме того, разряды молний способствуют образованию озона, который также является парниковым газом.

Впрочем, несмотря на логическую стройность указанных предположений, их истинность не всем казалось очевидной, и надо сказать, что до сих пор не все ученые доверяют подобным умозаключениям (так, существуют диаметрально противоположные утверждения). Если же говорить о динамике молниевой активности, то на этот счет высказывается и такая точка зрения, будто фиксируемое увеличение частоты грозовых разрядов связано с расширением сети наблюдений. Говоря по-простому, растет якобы не количество грозовых разрядов, а количество датчиков, фиксирующих эти разряды. Однако авторы указанного исследования не соглашаются с такой интерпретацией. Они полагают, что ими выявлена четкая линейная зависимость между увеличения молний и глобальными климатическими изменениями в сторону потепления.

Для исследователей большую важность имел тот факт, что в означенный период средние температуры в северных широтах уверенно демонстрируют аномальные значения от средних показателей XX столетия (если брать те же летние месяцы – июнь, июль, август). Соответственно, с этими значениями - по каждому летнему месяцу – сопоставлялись данные о количестве грозовых разрядов. Конкретно использовались данные Всемирной сети регистрации молний, которая собирает показания от десятков тысяч датчиков, расположенных по всему миру. Поскольку в нашем случае речь идет об Арктике (где отмечается укоренный «разогрев»), то для исследователей были важны данные, начиная от 65 градусов северной широты.

Наблюдения показали, что количество грозовых разрядов за рассматриваемый период увеличилась с 35 тысяч в 2010 году - до 240 тысяч в 2020 году. Даже если принять во внимание, что за тот же период упомянутая сенсорная сеть расширилась в полтора раза (с сорока станций до шестидесяти), общий характер динамики в любом случае налицо. То есть даже при самом строгом подходе (с поправкой на увеличение количества станций), частота грозовых разрядов в арктическом регионе увеличилась как минимум в три раза.

По большому счету, представленная картина выглядит достаточно убедительно. При этом особо высокой активностью, замечают исследователи, отличился как раз 2020 год, признанный, на сегодняшний день, рекордно теплым за всю историю наблюдений. Согласно предварительным расчетам, доля разрядов выше 65 параллели - от общего глобального количества молний - увеличивается в три раза по мере роста температурной аномалии с 0,65 градусов до 0,95 градусов Цельсия. По мнению авторов исследования, если данная тенденция на планете сохранится, то при дальнейшем росте глобальной температуры на 0,5 градуса частота грозовых разрядов в Арктике может увеличиться еще на 100% от значений 2020 года.

Подчеркиваем, что не все ученые разделяют такую уверенность. Некоторые из них полагают, что для подобных исследований десятилетний период сам по себе не показателен, чтобы на этом основании делать какие-то далеко идущие выводы и прогнозы. Кроме того, есть некоторые претензии и к эмпирической базе, поскольку часть информации о грозовых разрядах получена косвенным путем. Не исключен также и социально-политический контекст исследования, когда с глобальным потеплением пытаются намеренно увязать те или иные тенденции (подобно утверждениям о росте числа пожаров, ураганов, наводнений, засух, ливней и даже пандемий.). Если в чем-то и есть единодушие в научном мире, так это в том, что необходимо увеличивать инструментарий науки за счет расширения сети мониторинга природных явлений.

По сути, представленные здесь выкладки вряд ли углубят наше понимание причин климатических изменений. Скорее всего, данное исследование расширяет современные представления о геофизических явлениях, и еще раз показывает нам, что научное познание природы далеко не исчерпано. Похоже на то, что наша планета таит в себе куда больше загадок, чем нам кажется. В конце концов, мы до сих пор так и не получили от ученых внятного ответа на вопрос: а почему, собственно, Арктика «разогревается» быстрее, чем другие регионы планеты?

Николай Нестеров